/Мартъ 1866[1]/

{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

[Сестра о Господѣ

Мать Варвара![2]]

Хотѣлъ было написать тебѣ титулъ: Ваше Преподобіе, но пришла мысль, какъ бы тебя это не огорчило, потомучто прежде такъ не писалъ. Сама ты пишешь, что съ самаго вашего отъѣзда изъ Оптины въ духовныхъ нашихъ отношеніяхъ какъ будто чего–то недостаетъ, и какъ то онѣ не вяжутся. Сказанное тобою весьма справедливо /+ о молчаніи ст.<арца???> на вопросы/. Вяжется только тамъ и тогда, гдѣ связываютъ, и когда связанные утверждаютъ. А [когда]/гдѣ/ развязываютъ, то какъ тамъ будетъ связывать/ся/ и утверждаться. Вы просили совѣтъ и благословеніе, ѣхать ли вамъ въ Кіевъ, или погодить до времени; и не дождавшись отвѣта уѣхали. И даже хуже сего въ этомъ дѣлѣ таится какая–то путаница. М. [Серафима[3]] передъ отъѣздомъ въ Кіевъ на поляхъ своего письма ко мнѣ написала, что получила мое письмо, и у ней такъ и оборвалось сердце.

// л. 57

А ты уже по пріѣздѣ изъ Кіева въ письмѣ своемъ сводила числа, которыя не сошлись съ нашею письменною [книжко] книжкою, въ коей вносится полученіе и отправка писемъ. Если въ такомъ /уже/ дѣлѣ впуталась неискренность, то какъ можетъ вязаться духовное отношеніе? И опять: какъ можно /было/ дѣйствовать и рѣшаться на дальнія путешествія, по одному только востроженному представленію и желанію М. [Серафимы[4]]? Мало ли какихъ у ней бываетъ восторговъ, и мечтаній, и желаній? И ты старая и больная, все это должна /будто/ выполнять? Есть ли тутъ здравый смыслъ? Промолчать можно въ случаяхъ маловажныхъ, и уступать въ такомъ дѣлѣ, гдѣ важной путаницы не произойдетъ. Гдѣ же можетъ быть душевный вредъ или для нея, или для тебя, тутъ должна ты говорить прямо, и не тотчасъ соглашаться, и даже, въ случаѣ сопротивленія съ ея стороны, сказать, что «это вредно»; [сос?] «ты какъ хочешь, и какъ знаешь, [а] я же отъ этого уклонюся.» Но

// л. 57 об.

письма твои показываютъ, что ты немного иногда и уклонялась отъ вашей монастырской путаницы, но большею частью сочувствовала М. [Серафимѣ[5]] въ ея неправильныхъ дѣйствіяхъ и предпріятіяхъ. Прочти со вниманіемъ письмо мірской сестры вашей, и зазри себя въ томъ, что мірская женщина издали увидѣла и поняла ваши монастырскія дѣла, какъ они есть, а вы, и вблизи, и монастырскіе жители, не видѣли и не поняли ихъ какъ бы слѣдовало, даже при постороннемъ внушеніи и вразумленіи. Можетъ быть, /это/ письмо мое и будетъ тебѣ очень непріятно. Но я за долгъ счелъ объяснить тебѣ то, что объяснилъ. Ты больная, а я еще больнѣе: то по какой же причинѣ мы будемъ лицемѣрить, или отягощать другъ друга безъ надобности? Гдѣ трудъ и тягота приносятъ пользу, тамъ пріятно и понесть это. А /что/ безъ пользы, и безъ надобности — неопредѣленное, точно не соленное, кому будетъ пріятно? Потомуто въ Писаніи и говорится:

// л. 58

Ходите во свѣтѣ, да тма васъ не иметъ. Заключу письмо мое другимъ словомъ Писанія: лучше язва друга, нежели вольное (свободное) лобзаніе (привѣтствіе) врага. Прими и ты мое слово, хотя и исполненное нѣкіихъ уязвленій, но происшедшее отъ искренняго желанія тебѣ душевной пользы. Прости меня и молись о моемъ недостоинствѣ.

[Долго не писалъ вамъ съ сестрою, во 1хъ по болѣзни, потому что около двухъ мѣсяцевъ чувствую тайное лихорадочное расположеніе; во 2хъ и потому, что письмоводитель мой отлучался на это время въ Москву; а О. Михаилъ и доселѣ еще не пріѣзжалъ.[6]][7]}

{Миръ тебѣ!

Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.

5го Марта — 66. г.[8]}

// л. 58 об.

 

{+

Мать Варвара!

и хочется давно написать тебѣ но недаютъ. Послушаніе безразсудное не относится къ М. Серафимѣ, она тебѣ не Старецъ, а какъ сестра сестрѣ, ты [ты]/до/лжна ей говорить прямо, не послушаетъ, какъ хочетъ, по крайней мѣрѣ у тебя на совѣсти небудетъ. Оставить тебѣ одну ее опасно;

// л. 164

она сама не понимаетъ своего положенія, хоть бы болѣзнь вразумила ее.

миръ тебѣ!

многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.

О. Кон<станти>нъ около Москвы, собираетъ матеріалы для жизни о. Антонія.

7го мая 1866. г.[9]}

// л. 164 об.

 

 

/Клим<ентъ Зедергольмъ> Iюня 1866[10]/

{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Многоуважаемая о Господѣ

Мать Варвара!

Получилъ отъ Васъ носки и параманъ, когда–то Вами обѣщанный, и приношу Вамъ искреннюю мою благодарность за Ваше усердіе и вниманіе ко мнѣ недостойному. Да воспомянетъ Васъ Господь, и да утѣшитъ Своею милостію, за молитвами общаго нашего Старца и Отца, Батюшки О. Макарія.

А въ благодарность за одинъ параманъ, прошу Васъ, Матушки, когда нибудь сшить мнѣ и другой. Я немножко похожъ на того сельскаго священника, который, когда ему подносили одну рюмку вина, говаривалъ:[11]]

// л. 59

по грѣхамъ моимъ мнѣ этого мало. Такъ и мнѣ хочется получить отъ Васъ еще получить[12] параманъ, а когда буд[у]/е/те вышивать его, прошу Васъ расположить слова на немъ такимъ образомъ

{Азъ язва[13]}

{Господа моего[14]}

{Iисуса Христа[15]}

{на тѣлѣ моемъ ношу. [16]}

Батюшка говоритъ, что такъ лучше всего располагать слова [такъ]: и тогда имя Г<оспо>да I<ису>са Х<рист>а приходится не внизу, какъ обыкновенно это случается. Простите, Матушка, за откровенность и простоту. Мы въ лѣсу забыли политику и церемоніи: что думаемъ, то и говоримъ.

// л. 59 об.

Здоровье нашего Батюшки что то слабо. Недѣли полторы отдыхалъ на дачѣ, и то не отдохнулъ. На прошлой недѣлѣ пріѣхало все семейство [Саломоновъ[17]]: [Петръ Ивановичь] /N[18]]/ взялъ отпускъ на 3 мѣсяца. Матушка Амвросія въ концѣ Апрѣля поѣхала въ Ефремовское свое имѣніе, съ [Василіемъ Ѳеодоровичемъ[19]], принимать наслѣдство послѣ [Варвары Львовны[20]], т. е. Матери [Аѳанасіи[21]]; была и въ Задонскѣ. Въ скоромъ времени, полагаемъ, возвратится изъ своей поѣздки.

Матери [Серафимѣ[22]] прошу Васъ передать отъ меня поклонъ: испрашиваю святыхъ ея молитвъ обо мнѣ грѣшномъ. Равно и Васъ прошу помолиться обо мнѣ, и отъ души желаю Вамъ, за

// л. 60

молитвами Батюшкинами, всего лучшаго.

Многогрѣшный монахъ Константинъ.

7 Iюня — 66 г.

[Батюшка посылаетъ Вамъ съ м. Серафимою благословеніе Божіе, а писать не въ силахъ, и некогда.[23]][24]}

// л. 60 об.

 

/19 Iюля 1866[25]/

{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Варвара!

Вчера получилъ отъ тебя два письма, отъ 13го и 16го Iюля. Спрашиваешь: увидишь ли меня въ нынѣшнее лѣто. Если пріѣдешь, то увидишь; а если не пріѣдешь, то и не увидишь. — Пишешь о велелѣпныхъ разсказахъ. Но я такъ слабъ, что дня по три сидятъ, дожидаются, и не могутъ сказать ни одного словечка; а когда по долгомъ пожданіи откроется возможность о чемъ поговорить, то уже не до велелѣпныхъ разсказовъ, а хоть бы самое нужное сказать

// л. 61

вкратцѣ. — О М. [Серафимѣ[26]] жаль, что нѣтъ слуховъ; и напрасно ты пустила ее одну. Хоть тебѣ и скучно бы было, но дѣло показываетъ, что слѣдовало бы тебѣ поѣхать съ нею.

[Здоровье мое то немного лучше, то опять хуже. Ради отдыха и для освѣженія головы ѣзжу по лѣсу; но часто простуда удерживаетъ меня въ кельѣ. Прошлаго года я лѣтомъ однажды былъ въ церкви у обѣдни; а нынѣшнимъ лѣтомъ ни разу не былъ.[27]][28]}

{Миръ тебѣ!

многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[29]}

{[Сестру Параскеву принимай

// л. 61 об.

по сестрински, и говори, не за откровеніе, а просто какъ думаешь и что придетъ въ голову мановеніемъ Божіимъ.

19 Iюля 1866 г.[30]][31]}

// л. 62

 

 

{[8 Авг.<уста> — 66.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Варвара!

Привѣтствую тебя о Господѣ и желаю тебѣ мирнаго пребыванія и милости Божіей, и всесильной Его помощи во всемъ благомъ. Письма твои получаю, послѣднее отъ 27го Iюля, отвѣчать же теперь не имѣю возможности. Миръ тебѣ, и духови твоему![32]]

Сейчасъ получилъ и письмо изъ деревни, отъ 4го Августа. Если М. Серафима будетъ въ порядочномъ положеніи, такъ что можно будетъ тебѣ

// л. 63

ее оставить, то можешь пріѣхать къ намъ. Матери Серафимѣ передай мое искреннее благожеланіе о Господѣ.[33]}

{Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[34]}

// л. 63 об.

 

/Нояб<рь> 1866[35]/

{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

[Сестра о Господѣ

Мать Варвара!

Давно хотѣлъ писать тебѣ, но по немощи и недосугу забылъ, кажется, и увѣдомить тебя о полученіи 15 р., которые употреблены по твоему назначенію.[36]]

Письмо это, начатое 3го Nоября, не дали мнѣ тогда окончить, и я оставилъ его до нынѣшней почты, полагая, не удастся ли хоть сегодня [возможность] отвѣчать на всѣ твои вопросы, которыхъ набралось много. Но и сегодня приходится отвѣчать вкратцѣ. Память моя стала мнѣ измѣнять, а перечитывать вновь всѣ твои письма не имѣю возможности,

// л. 64

и потому, сколько упомню, столько и напишу. Главное, въ утѣшеніе тебѣ скажу: по желанію и соображенію твоему можешь пріѣхать къ намъ, /когда тебѣ будутъ[37] можно./ Вѣдь тратитъ же другая сторона много и на пустяки, а поѣздк[у]/а/ сюда, не Богъ значетъ сколько, будетъ стоить. Можетъ быть и сама М. [Серафима[38]] пожелаетъ поѣхать съ тобою; ты только ее не зови, а одна собирайся ѣхать. Въ Петербургъ ѣхать не удерживай ее, а только объясни, что какъ же можно съ разстроеннымъ здоровьемъ предпринимать такія поѣздки. Касательно келлейныхъ, — сама она наказала себ[а]/я/: сперва избалуетъ, а потомъ разбалованныхъ круто хочетъ исправлять, и выходитъ путаница. Теперь поступите

// л. 64 об.

какъ для васъ покойнѣе; только, если отпустите ее, отпустите не безо всего, а сдѣлайте /ей/ потребное по соображенію.

Ты спрашивала меня, принимать ли вамъ духовенство; а потомъ пишешь, что не понимаешь моего отвѣта. Отвѣтъ очень ясный. Не хорошо — принимать. Объ этомъ сколько и прежде было говорено, что не хорошо и время тратить по пустому и вовлекаться въ излишніе и неумѣстные расходы, такъ что послѣ на собственное содержаніе не достаетъ.

[Еще скажу о М. [Серафимѣ]. Если будетъ опасно больна, предложи ей о постриженіи, и позаботься чтобы не упустить ее непостриженною. Если не принимать постриженія,

// л. 65

то за чѣмъ /было/ и въ монастырь идти? Впрочемъ предложеніе о семъ и убѣжденіе должно совершать съ искусствомъ, чтобы съ ея стороны было возбуждено желаніе, а не безъ желанія принято постриженіе. Впрочемъ можетъ быть она захочетъ пріѣхать къ намъ, аще милостію Божіею жива будетъ.[39]}

{Миръ тебѣ!

Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[40]}

{8 Nоября — 66.[41]}

// л. 65 об.

 

{26го Nоября — 66.

[М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Варвара!

Поздравляю тебя съ наступающимъ днемъ твоего Ангела, сердечно желая тебѣ, за молитвами Св. Великомученицы Варвары, знаменательный для тебя день сей праздновать въ утѣшеніи духовномъ, и вообще дни свои проводить въ возможномъ здравіи тѣлесномъ и спокойствіи душевномъ.

Писалъ я тебѣ 8го Nоября, потомъ и отъ тебя получилъ

// л. 66

письмо отъ 9го Nоября. Но съ сестрами вашими, которыя отъ насъ поѣхали на этой недѣлѣ, ничего не успѣлъ написать: онѣ вамъ скажутъ, какъ я былъ слабъ при отъѣздѣ, и какъ обремененъ посѣтителями. И теперь, хотѣлось бы еще что нибудь написать, но не имѣю ни силъ, ни времени; а потому пока довольствуйся краткимъ симъ привѣтствіемъ о Господѣ, съ искреннимъ тебѣ благожеланіемъ всего полезнаго, душеполезнаго, и спасительнаго. Мать Серафиму поздравляю

// л. 66 об.

съ имяниницею, и также желаю ей мирнаго пребыванія и милости Божіей —[42]][43]} {яже паче иныхъ нужнѣйша.

Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[44]}

// л. 67

 

 

{20 Дек.<абря> — 66.

[М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестры о Господѣ

Мать Варвара

и Мать Серафима!

Благодарю Васъ за Ваше поздравленіе меня грѣшнаго съ минувшимъ днемъ моего Ангела, и взаимно поздравляю Васъ съ великимъ праздникомъ Рождества Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа, и желаю Вамъ утѣшительное сіе торжество праздновать въ мирѣ и радости духовной, а также и наступающее Новолѣтіе встрѣтить и провести въ спокойствіи душевномъ и въ обновленіи духа.

На послѣднія /и прежнія/ Ваши письма теперь отвѣчать не имѣю ни силъ ни времени: изнемогъ до крайности, и весьма нуждаюсь[45]]

// л. 68

въ отдыхѣ, а стеченіе народа и нападеніе по вся дни непомѣрное. Когда буду имѣть возможность, напишу еще; а сегодня пока будетъ съ васъ.

Миръ вамъ, и Божіе благословеніе, сперва уклоняться отъ зла, а потомъ и сотворить благо. Гр.<ѣшный> Амвросій.[46]}

 



[1]        Вписано на полях вверху карандашом издателей.

[2]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[3]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[4]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[5]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[6]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[7]        Рукой писца.

[8]        Автограф прп. Амвросия.

[9]        Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[10]      Вписано на полях вверху карандашом издателей.

[11]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[12]      Так в рукописи.

[13]      Надпись расположена вдоль страницы снизу вверх по левому краю.

[14]      Надпись расположена вверху.

[15]      Надпись расположена вдоль страницы сверху вниз по правому краю.

[16]         Надпись расположена внизу.

[17]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[18]      Зачеркнуто и вписано карандашом издателей.

[19]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[20]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[21]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[22]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[23]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[24]      Рукой Климента Зедергольма.

[25]      Вписано на полях вверху карандашом издателей.

[26]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[27]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[28]      Рукой писца.

[29]      Автограф прп. Амвросия.

[30]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[31]      Рукой писца.

[32]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[33]      Рукой писца.

[34]      Автограф прп. Амвросия.

[35]      Вписано на полях вверху карандашом издателей.

[36]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[37]      Так в рукописи.

[38]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[39]      Рукой писца.

[40]      Автограф прп. Амвросия.

[41]      Рукой писца.

[42]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[43]      Рукой писца.

[44]      Автограф прп. Амвросия.

[45]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[46]      Рукой писца.