{14 Марта 70.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Мать В[арвара[1]]!

Великотрудовитая монахиня!

Аще и невольно, обаче понуждаеми бываемъ трудитися, и укоряти себя, и зазирати, якоже въ прежнихъ обстояніяхъ, такъ и въ настоящихъ немощахъ нашихъ и неисправностяхъ нашихъ. Впрочемъ возверзимъ печаль нашу на Господа, и повергнемъ предъ Нимъ со смиреніемъ пренемоганіе наше, и Той силенъ помиловати насъ и спасти, аще волею, аще неволею.

Обѣ съ сестрою пишете, что не читаются мною письма ваши. Бѣсамъ вездѣ дѣло, вездѣ надобность, путаться въ чужое, чтобы смущать людей, хотящихъ

// л. 102

спастися и ищущихъ душевной пользы. Но примѣръ Апостола Павла показываетъ, что бѣсовскую и правду должно презирать. Въ Дѣяніяхъ сказано, что Апостолъ запретилъ пытливому духу, глаголавшему устами дѣвицы одержимой имъ, что сіи люди возвѣщаютъ /намъ/ путь спасенія. Да запретитъ Господь и злому духу, [до] смущающему васъ нашею неисправностію. Хотя и правда, что въ настоящее время, при немощи моей и недосугѣ, получа[ю]/я/ много писемъ, не успѣваю прочитывать ихъ всѣ въ свое время. Но бѣсу какое до этого дѣло? Вѣдь онъ не пользы ищетъ душевной и спасенія людей, и благовиднымъ образомъ

// л. 102 об.

вредитъ имъ, не только душевно, но и тѣлесно. По этому совѣтую обѣимъ вамъ съ сестрою презирать благовидныя внушенія бѣсовскія, и вѣрить мнѣ грѣшному, что, когда можно, прочту и, что нужно, напишу, помощію Божіею, по силѣ своего скудоумія. Злокозненность же бѣсовскую да упразднитъ Господь молитвами Пречистыя Своея Матери Владычицы нашей Приснодѣвы Богородицы, непостыдныя нашея надежды.

Въ кельѣ, въ какой хочешь, въ каменной [и] /или/ въ деревянной живи, гдѣ придется; только вездѣ нужно потерпѣть постигающее насъ, и случающееся съ нами, скорбное и не

// л. 103

пріятное и тягостное. Все это при[н] терпѣніи и смиреніи нашемъ умножаетъ тяготу будущей славы для терпящихъ.[2]}

{Умудряйся, сестра, чтобы удержаться на пути спасительномъ. Если не може[шь]/мъ/ дѣлать и исполнять должное, то должны смиряться. Смиреніе и одно сильно привлечь милость Божію на насъ.

Гр.<ѣшный> Амвросій.

О долгѣ много незаботься, какъ–нибудь дотяните вѣкъ свой.[3]}

// л. 103 об.

 

 

// л. 179 об.

{+

Миръ тебѣ! Мать Варвара! не скорби что было свиданіе наше краткое. У Господа и малое не умалится и многое не умножится. Будемъ жить и надѣяться, что силенъ Господь устроить о насъ /все/ полезное. Отъ многихъ слышу, что неожиданная кончина М. Агніи всѣхъ васъ поразила. Это къ пользѣ нашей общей, что слишкомъ–то необезпечивались, а

// л. 180

по силѣ и возможности приготовлялись бы ко исходу въ вѣчность, предстать предъ Господа — кто съ дерзновеніемъ — кто со смиреніемъ: — какъ бы то нибыло, лишь бы не лишиться Милости Его вѣчной.

Миръ тебѣ!

дреми въ неполезномъ, а въ полезномъ по силѣ бодрствуй!

гр.<ѣшный> Амвросій.

13го — Iюня — 70. г.[4]}

 

 

 

{+

Мать Варвара!

Благодарю тебя за свѣдѣніе обо О. Иліадорѣ. И письмо отъ 27го Iюня получено. Терпи и Бога благодари, а никого не осуда, и за заборъ можно заплатить мира ради.

Миръ тебѣ!

Гр.<ѣшный> Амвросій.

3го Iюля — 70. Дача.[5]}

// л. 104

 

/Клим<ентъ Зедергольмъ>[6]/

{8 Авг.<уста> — 70 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

[Многоуважаемая Матушка Варвара!

Батюшка О. Амвросій поручилъ мнѣ грѣшному увѣдомить Васъ, что письма Ваши получаетъ исправно; <но?> отвѣчать самъ сегодня не имѣетъ возможности, а черезъ меня грѣшнаго посылаетъ Вамъ благословеніе Божіе съ искреннимъ благожеланіемъ всего душеполезнаго и спасительнаго. Письмецо Ваше отъ 25го Iюля /я/ получилъ, и благодарю Васъ. Вопросы Ваши передалъ Батюшкѣ. Келлейной М. Агніи Батюшка посылаетъ записочку, которую потрудитесь передать ей.[7]] На слова Ваши о бойкости новой Вашей келлейной Батюшка сказалъ: Жилъ у насъ въ скиту Монахъ Порфирій Григоровъ, человѣкъ опытный и много видавшій на своемъ вѣку.

// л. 105

Онъ говаривалъ, что лучше имѣть дѣло съ плутомъ, нежели съ дуракомъ. — Посылаю Вамъ планчикъ лѣсной кельи, и пустыни<?> зѣло неискусный: посмотрите, и передайте, съ поклономъ отъ меня, Матери Серафимѣ, которой Батюшка /самъ/ хотѣлъ сегодня написать, своеручно. [Здоровье Батюшкино не совсѣмъ исправно. На прошлой недѣлѣ пробылъ только три дня въ лѣсной кельѣ, — поспѣшилъ возвратиться ради пріѣзжихъ; а на этой недѣли и вовсе не успѣлъ вырваться. Простите. Нижайше прошу молитвенной Вашей памяти о моемъ непотребствѣ.

Многогрѣшный М.<онахъ> Климентъ.[8]][9]}

/Приписано[10]/

{И азъ гр.<ѣшный> Амвросій привѣтствую тебя М. В[арвара[11]]! исповѣдь /твою/ отъ 10го Iюля читалъ. Г<оспо>дь да проститъ тебя. Немощію тѣлесною много не смущайся, о душевномъ же прилежай.[12]}

// л. 105 об.

 

{25 Авг.<уста> — 70.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать В[арвара[13]]!

Письма твои отъ 8го и 14го Августа получилъ. Жаль, что келья твоя оказываается довольно холодноватою. Умудряйся придумать теплое огражденіе, а въ невозможности утѣшай себя словами, что въ адѣ хуже: авось Господь во что нибудь поставитъ терпѣніе сихъ неудобствъ, и избавитъ отъ худобы адской, гдѣ ужъ очень жарко. Ты жалуешься все на дремоту, и на головную пустоту. Да помнимъ Бога, хоть тогда, когда не дремлемъ; призывая всесвятое имя Его и всесильную помощь, и молясь о помилованіи[14]}

{Миръ тебѣ!

гр.<ѣшный> Амвросій.[15]}

 

{4 Окт.<ября> — 70 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Варвара!

Письма твои получаю исправно; но сегодня мнѣ нездоровится; много писать не могу, а вкратцѣ скажу объ одномъ. Я нахожу, что и для моей немощи будетъ сноснѣе, и для васъ самихъ лучше, чтобы вы писали мнѣ не такъ часто, но дѣльнѣе. Я говорилъ М. Серафимѣ, а теперь и тебѣ объясняю, что довольно съ васъ будетъ: въ двѣ недѣли писать мнѣ по одному письму; а въ другое время записывайте /что нужно,/ и потомъ, прочитавши свои записки,

// л. [2]/3/ <43, 81>

сообразите сами, что нужнѣе, — то и пишите мнѣ, въ двѣ недѣли разъ, по короче, да по дѣльнѣе. А то вашихъ писемъ накопляется много, въ каждомъ письмѣ много разныхъ [предметовъ, или вопросовъ] /описываній, что вы когда чувствуете; и помышляете:/ все это собирать, и сообра[з]/ж/ать, и на все отвѣчать, не имѣю рѣшительно ни силъ, ни времени. А когда будете писать по рѣже, по короче, да по основательнѣе, тогда /повторяю/ и для меня будетъ легче, и для васъ лучше. Еще прошу тебя: достань себѣ чернила хорошія, по чернѣе. А то письма свои пишешь такими блѣдными чернилами, что мнѣ, съ слабыми моими глазами, особенно

// л. [2]/3/ <43, 81> об.

вечеромъ, очень трудно /почти невозможно/ бываетъ разбирать ихъ. Да еще: пиши поразборчивѣе, т. е. буквы дѣлай по тол[ж]/щ/е; да и по крупнѣе надо писать.

[Оп]/Пи/сьма ваши должны состоять въ двухъ главныхъ предметахъ. 1. Приносить покаяніе, въ чемъ по немощи придется погрѣшить, /противъ Заповѣдей Божіихъ,/ или опустить изъ должнаго правила. 2. Спрашивать, что нужно. Разумѣется, кромѣ этихъ двухъ предметовъ могутъ быть нѣкоторыя добавленія. Только пощадите меня отъ описыванія различныхъ ощущеній душевныхъ, и различныхъ размышленій, которыя ежедневно измѣняются, какъ на дворѣ погода.[16]}

/Миръ тебѣ!

гр<ѣшный> Амвросій.[17]/

// л. 4 <82>

 



[1]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[2]        Рукой писца.

[3]        Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[4]        Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[5]        Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[6]        Вписано карандашом на полях вверху.

[7]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[8]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[9]        Рукой писца.

[10]      Вписано карандаашом издателей.

[11]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[12]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[13]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[14]      Рукой писца.

[15]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[16]      Рукой писца.

[17]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.