+

/Янв<арь> 1864[1]/

Миръ Вамъ

Сестры о Господѣ

[Мать Варвара и Мать Серафима!

Получилъ отъ Васъ два письма въ Декабрѣ, и два письма въ Январѣ, послѣднее отъ 15го Января, и много разъ сбирался къ Вамъ писать, но никакъ не находилъ возможности. Около трехъ мѣсяцевъ нахожусь почти все на постелѣ, чувствуя слабость во всемъ тѣлѣ, а особенно слабость головы. Не успѣваю [про/ч/ти] проч[т]/и/тывать всѣ[хъ] /получаемыя/ письма въ свое время, и теперь въ подробности и порознь писать Вамъ не могу, а

// л. 14

пишу вмѣстѣ,[2]] предлага[я]/ю[3]/ Вамъ совѣтъ Апостола: другъ друга тяготы носите и тако исполните законъ Христовъ. Видите ли духовный секретъ, въ какихъ краткихъ словахъ онъ заключается? Прежде всего обращайте вниманіе ваше на этотъ секретъ, стараясь каждая понести немощь и тяготу сестры своей успокоеніемъ въ чемъ потребно. Вы хоть родныя сестры, но ненавистникъ добра родныхъ сестеръ еще болѣе старается смущать немирствіемъ. Зная это, вы не стязуйте заповѣди одна отъ другой, но каждая порознь старайтесь исполнять

// л. 14 об.

оную прежде въ себѣ. Апостолъ Iаковъ говоритъ: «аще зависть имате горьку и рвеніе въ сердцахъ вашихъ, нѣсть сія премудрость свыше, но земна, душевна, бѣсовска. А яже свыше премудрость, первѣе убо, чиста есть, потомъ же мирна, кротка, благопокорлива, испол[я]/нь/ милости и плодовъ благихъ, не сумѣнна, не лицемѣрна.[4]» Не сумѣнна — значитъ неосудливо. Кто считаетъ себя болѣе умѣющимъ и болѣе знающимъ, тотъ склоненъ къ осужденію другихъ. [Въ] /Если случится/ немирстві[и]/е/ молитесь другъ за друга, по совѣту Аввы Дороѳея. Господи помоги сестрѣ моей, и за ея молитвы, мнѣ окаянной.

// л. 15

Объ отношеніи къ кому либо<?> сказать опредѣленно вамъ не могу еще; [А]/а/ испытуйте сами; и если найдете /гдѣ/ пол<ез>ное по духу вашему, тогда напишите.

Паки миръ вамъ!

{Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.

28 Янв.<аря> — 64. г.[5]}

[Въ Прыски привезли Калужскую св. икону Божіей Матери, потомъ она была въ Козельскѣ и окрестностяхъ, а сегодня или завтра она будетъ у насъ въ обители; по этому случаю пріѣхала къ намъ и Александра Nик.<олаевна?>.[6]]

// л. 15 об.

/1 Авг.<уста> 1864[7]/

{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

[Сестры о Господѣ

Мать Варвара и Мать Серафима![8]]

Послѣ долгой личной бесѣды, долго не приходится побесѣдовать съ Вами письменно и вкратцѣ: то боленъ, то нездоровъ, то недосужно, то мѣшаютъ посѣтителя: сами вы видѣли какъ у меня не спорятся дѣла; дни за днями проходятъ у пріѣзжающихъ и приходящихъ въ неудовлетворительномъ ожиданіи. Предъ всѣми остаюсь я виноватъ, передъ близкими и дальними.

Получаю Ваши письма и въ нихъ извѣстія, что вы ѣздили, и съѣздили въ деревню, и возвратились, въ монастырь, а привезть не привезли, не только денегъ, но и никакого рѣшенія; а между тѣмъ спрашиваете:

// л. 23

куда вамъ дѣть деньги? Чтобы избавить васъ отъ сей томительной заботы, которая можетъ быть протянется на долгое время, — на всякій случай скажу вамъ: если получите деньги, то можно ихъ всего лучше промѣнять на пятипроцентные билеты, по большой части на мелкіе, которые теперь можно вымѣнивать съ уступкою; за 100 можно платить 97 и 96 р.; также ихъ и размѣниваютъ съ уступкою. А нѣкоторую часть можно размѣнять /изъ этихъ денегъ/ и на серіи, чтобы удобнѣе было тратить въ случаѣ непредвидѣнныхъ расходовъ. Такимъ образомъ вы можете съ 10/ т. получать процентовъ до 500 руб.: и братъ вамъ не больше платитъ. Это — еще пока. Когда же получите деньги, тогда можно опять потолковать.

Не знаю, почему вы молчите о духовномъ

// л. 23 об.

завѣщаніи. Вѣдь десятилѣтіе, кажется, не далеко, когда на него /завѣщаніе/ всякое право потеряется. Не знаю, что вамъ посовѣтовать, а кажется надобно добиваться отъ брата опредѣленнаго отвѣта, напоминая ему, что вы, отъ 40 до 50 лѣтъ, никакъ не согласны быть подъ опекою недозрѣлаго племянника.

[Натальѣ[9]] можете сказать, что многія изъ сестеръ удивляются ея намѣренію и желанію относиться къ М. М. Н.; да и на васъ самихъ какъ будутъ смотрѣть старшія лица. Отношеніе духовное хорошо, да только сообразное съ дѣломъ и обстоятельствами, и съ пользою духовною.

[Письма ваши отъ 11, 14, 22, и 25 Iюля получилъ, и О. Константинъ вамъ ч.<асто???> писалъ что–то, по соображенію обстоятельствъ, а мнѣ некогда

// л. 24

было и поклона вамъ приписать. Письмо ваше къ М. Макаріи не застало ее въ обители. Когда будемъ къ ней писать, перешлю.[10]][11]}

{Миръ вамъ!

многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[12]}

{[1 Авг.<уста> — 64 г.

М. Амвросія третья недѣля какъ въ Бѣлевѣ; и еще пробудетъ тамъ сколько нибудь, — пока будетъ попросторнѣе, а теперь съѣздъ очень большой: Кирѣевская здѣсь, Мухановы изъ Москвы, ожидаемъ бывшаго Оберъ–Прокурора Гр. Толстаго. — Саломонъ думаетъ отправиться въ Москву вскорѣ послѣ Успенья; а объ семействѣ еще не извѣстно.[13]][14]}

// л. 24 об.

 

/22 Ав.<густа> 1864. Клим<ентъ Зедергольмъ>[15]/

{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшія о Господѣ

Мать Варвара и Мать Серафима!

Батюшка приказалъ мнѣ грѣшному увѣдомить Васъ, что состояніе его здоровья — по прежнему, не совсѣмъ хорошо. Прежде все кутался, а теперь теплоты и душнаго воздуха, особенно отъ народа, не терпитъ; а если откроютъ окно, простужается, и вотъ среди лѣта, говорятъ, изъ простудныхъ квасовъ не выходитъ. Впрочемъ уповаю на милость Божію, и на молитвы молящихся о немъ; — при слабости продолжаетъ заниматься со всѣми пріѣзжими и прихожими. Теперь у насъ гоститъ бывшій Оберъ–Прокуроръ Графъ Толстой; помѣщеніе ему отвели въ келліяхъ противъ О. Иг. Антонія; а О. Ѳеодота куда–то перевели. — Пріѣхавши Графъ пошелъ

// л. 25

прямо въ Скитъ, встрѣтился съ [Петромъ Ивановичемъ[16]], и пришелъ прямо къ келліи Батюшкины; познакомился съ ним; потомъ походилъ по Скиту, познакомился и съ нашимъ начальникомъ О. Иларіономъ, и былъ у него въ келліи; вчера опять приходилъ къ Батюшкѣ побесѣдовать. — [Петръ Ивановичь[17]] вчера уѣхалъ въ Москву. [Поликсена Васильевна[18]] съ дѣточками осталась; пробудетъ до 7го Сент.<ября>, а можетъ быть и немного больше, пока [Петръ Ивановичъ[19]] пріищетъ тамъ квартиру. [Саша[20]] у нихъ боленъ, былъ въ опасномъ положеніи; теперь хоть и лучше, но кажется не очень долго ему жить. — Варя попрежнему бѣгаетъ и лепечетъ по грузински, а утромъ и вечеромъ [состав] читаетъ составленную ею самою молитву:

// л. 25 об.

«Богъ. Папа. Мама. Варя. Няня. Дѣти. — Аминь.» Есть и начало и конецъ. — М. Амвросія здѣсь. /Она Вамъ кланяется; также и [Поликсена Вас.<ильевна>[21]]./ Недавно въ Бѣлевѣ были постриги, въ рясофоръ; и старушку уставщицу Маргариту (Епафродиту) постригли въ [рясофоръ] /схиму/. М. Амвросія ѣздила на постригъ съ М. Н. Суходольскою[22] и гувернанткою [Саломоновскою[23]]; а 7го и 9го ч.<исла> тамъ было и освященіе /новой/ церкви и придѣла; [Петръ Ив.<ановичъ>[24]] ѣздилъ туда и очень утѣшился. — Вотъ Вамъ, кажется, всѣ наши новости. Простите и помолитесь обо мнѣ многогрѣшномъ послушникѣ Константинѣ.

22 Авг.<уста>. — 64. Церковная постройка наша замедлилась было; московскіе мастера опоздали; [было] недавно привезли иконостасъ, — а теперь опять пошло дѣло. Вѣроятно въ /началѣ/ Сентября будетъ освященіе: должно

// л. 26

быть будетъ самъ Владыка.

Батюшка читалъ это время Сочиненія Преосв. Игнатія Брян<ча>нинова «Слово о Смерти. Слово о видѣніи духовъ. Слово о различн.<ыхъ> состояніяхъ естества человѣческаго». Очень хорошо. Особенно Слово о Смерти: всѣ мы читали и назидались. Если у насъ будетъ въ готовности экземпляръ, пришлемъ вамъ при оказіи, — какъ не забудемъ. М. Амвросія напишетъ Вамъ послѣ.[25]}

{Миръ вамъ! о каѳизмахъ потолкуемъ послѣ какъ читать и сколько и въ какомъ разумѣ, только благія стр[ѣ]/е/мленія непосчитать уже и настоящимъ добромъ.

многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[26]}

// л. 26 об.

 

/12 Сент<ября> 1864. Клим.<ентъ Зедергольмъ>[27]/

{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Многоуважаемыя о Господѣ

Мать Варвара и Мать Серафима!

Отъ очевидицъ узнаете Вы подробно о нашихъ торжествахъ, и потому пишу Вамъ хоть вкратцѣ. Слава и благодареніе Господу! Нынѣшній годъ память Бат.<юшки> О. Макарія совершалась не только съ обычною торжественностію, но сопровождалась и необычными радостными торжествами: пріѣздомъ Владыки, освященіемъ двухъ храмовъ (нашего Макарьевскаго придѣла и кладбищенскаго /9 Сент.<ября/), посвященіемъ Настоятеля нашего во Игумены /8 Сент.<ября>/, — а для насъ великая радость была и та, что опять видѣли Батюшку въ церкви. 2го Сент.<ября> въ праздникъ Калужской Божіей Матери Батюшка /и/ пріобщился, въ церкви, въ первый разъ послѣ 24го Сент.<ября> прошлаго года, а 7го Сент.<ября> былъ и у ранней Скитской обѣдни (вотъ чудеса–то! въ Скиту двѣ обѣдни)[28]}

// л. 27

и на освященіи, и на поздней Архіерейской обѣднѣ; и Архіерейской панихидѣ. Послѣ Панихиды Владыка, по порядку, зашелъ на короткое время къ начальнику Скита; Батюшка, бывши въ церкви, не хотѣлъ дожидаться, чтобы Владыка и къ нему зашелъ, а самъ пошелъ къ О. Иларіону, и тамъ принялъ Архипастырское благословеніе и посидѣлъ тамъ съ другими. Вотъ сколько трудовъ было нашему Батюшкѣ въ эти дни. За то послѣ онъ дня два нехорошо себя чувствовалъ, и послѣ праздника Рождества Богор.<одицы> не ходитъ опять въ церковь, но теперь ему много лучше. [Въ послѣднее свое служеніе Владыка посвятилъ О. Iероѳея уставщика въ Iеромонахи, а нашего О. Антонія Глушкова во вниманіи къ трудамъ его при покойномъ Батюшкѣ, во Iеродіаконы. Предлагали Iеродіаконство и нашему О. Анатолію, но онъ прерѣшительно

// л. 27 об.

отказался; потому что у него грыжа, съ которою дѣйствительно тянуть не очень–то легко! Теперь у насъ въ Скиту ежедневное служеніе — сколько намъ радостей! Считали, насчитали въ три дня дванадесять праздниковъ. Самая для насъ утѣшительная служба была первая скитская, безъ народа, обѣдня въ новомъ храмѣ, 8го Сент.<ября>. Новый придѣлъ имѣетъ такой видъ

п

+

 

 

ризница

 

 

 

Пономар-скія кел.<ліи>

 

 

 

 

 

 

если съ правой стороны иза угла смотрѣть наискось, то очевидно кажется, что все отгороженное отдѣленіе для ризницы и пономарской будто лишнее и не на своемъ мѣстѣ, и со временемъ примется, и устроится и съ этой стороны придѣлъ, во имя … Блаженъ, кто изъ насъ до этого доживетъ! Въ новоустроенномъ придѣлѣ престолъ приходится какъ разъ на томъ мѣстѣ, гдѣ читался Псалтырь, значитъ на мѣстѣ утоптанномъ молитвами.

// л. 28

Теперь чтеніе Псалтыря переведено на другую сторону п; а въ бывшей Архіерейской А, гдѣ Батюшка /О. Макарій/ въ изнеможеніи иногда лежалъ на диванчикѣ, что будетъ, гадать можетъ быть не слѣдуетъ, а твердо вѣруется, что Бат.<юшка> истинно угодникъ Божій: это ощущается и по тому великому утѣшенію и радости, которыя чувствуются всѣми во дни его памяти, отчасти же и по нѣкоторымъ искушеніямъ, которыя бываютъ въ это время точно такъ, какъ бываютъ передъ великими праздниками, и когда человѣкъ, на примѣръ готовится къ Св. Причастію. — Кстати: сегодня у насъ пріобщался въ Скиту бывшій Оберъ Прокуроръ Графъ Александръ Петр.<овичъ> Толстой (гоститъ у насъ съ мѣсяцъ, на дняхъ ѣдитъ); пишу это вамъ для того чтобы Вы помолились, и /усердно/ молились о новомъ духовномъ сынѣ Батюшкиномъ: если такой человѣкъ получаетъ душевную пользу, то чрезъ негоже другимъ /очень/ полезно.

// л. 28 об.

Пишу съ поспѣшностію и безъ всякаго порядка. Благодарю Васъ усердно за Ваше письмо: пишу Вамъ /и всѣмъ/ по обязанности, и не въ правѣ ожидать отвѣтовъ на мои письма; какъ говорится — много чести)! Объ О. Ѳеодотѣ не догадался написать: перевели его на время, гдѣ помѣщался О. Анатолій Iеромонахъ, подъ келліею Стараго Казначея. Впрочемъ онъ, кромѣ череды, все порывается въ лѣсную свою келлію, тамъ прожилъ цѣлую недѣлю — Опять о нашемъ праздникѣ: Мроносицы жены (хотя нѣкіимъ и не угодно сіе наименованіе) огорчились, что 29го Августа ихъ не пустили на освященіе Стараго Скитскаго Храма (которое совершалъ О. Строитель); за то, 7го Сент.<ября>, съ Владычняго разрѣшенія, до вечерни находились и нагулялись вдоволь. Новый иконостасъ

// л. 29

очень хорошъ. Хотѣлъ еще писать, да некогда. Простите и помолитесь обо мнѣ: — Посылаются сухарики и просфора. Грѣшн.<ый> Константинъ. 12 Сент.<ября>[29]}

{Сестры о Г<оспо>дѣ м. Варвара и м. Серафима! и я привѣтствую Васъ и прошу придерживаться Евангельскихъ Заповѣдей, чтобы имѣть миръ и незаблуднѣй. По времени больше напишу, аще Г<оспо>дь поможетъ.

гр.<ѣшный> Амвросій.[30]}

// л. 29 об.

 

{+

Сестры о Г<оспо>дѣ

М. Варвара и м. Серафима!

привѣтствую васъ вкратцѣ привѣтствіемъ монашескимъ. Мнѣ много писать вамъ не когда, хоть вы пишете мнѣ не о не мощахъ только вашихъ, но и мнимомъ добрѣ. Разумѣйте, еже глаголю.

гр.<ѣшный> Амвросій.

16го Сент.<ября> — 64. г.

 

 

/Дек.<абря> 1864[31]/

{[М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестры о Господѣ

Мать Варвара и Мать Серафима!

На канунѣ именинъ своихъ получилъ я съ оказіей письмо Ваше и посылку. Благодарю Васъ, за поздравленіе меня со днемъ моего Ангела, за благожеланіе Ваше и за Ваше усердіе. Взаимно поздравляю Васъ съ наступающимъ Праздникомъ Рождества Христова, сердечно желая вамъ праздновать сіе великое Христіанское торжество въ спокойствіи душевномъ и утѣшеніи[32]]

// л. 32

духовномъ; а также и новый годъ встрѣтить и провести въ здравіи и благополучіи.

Письма Ваши отъ 23 и 27 Ноября, послѣ моего письма къ вамъ отъ 28го Ноябр.<я> получилъ; но не взыщите Сестры, отвѣчать на эти письма, а также и на то, что въ прежнихъ письмахъ осталось безъ отвѣта никакъ не могу теперь: писемъ безъ отвѣта накопилось до 80ти, посѣтителей много, а самъ слабъ, да и тутъ еще праздники подходятъ: просто голова

// л. 32 об.

идетъ кругомъ. — Желаю вамъ мирнаго пребыванія, всего полезнаго, и душеполезнаго и спасительнаго.[33]}

{Буди! Буди!

Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[34]}

{P. S.

19 Дек.<абря> — 64. О. Константинъ выползъ изъ келліи, и поздравляетъ Васъ съ праздникомъ. [35]}

// л. 33

{Въ посылкѣ Батюшки былъ мармелатъ съ надписью Его Преподобію О. Константину. Его Преподобіе поѣло мармелатъ и усерднѣйне благодаритъ Васъ за Ваше усердіе. — Пишется это О. Анатоліемъ по просьбѣ О. Константина, который самъ болѣнъ и сидитъ въ кельѣ. Еще поручено написать: именины Батюшкины нынѣшній годъ праздновались какъ то торжественнѣй обыкновеннаго и начальствующія лица и братія оказали великое усердіе. Только болѣзнь О. Игумена Исаакія нѣсколько помрачила торжество. Была тифозная горячка, а теперь опасность миновалась и выздоравливаніе идетъ втр<???>[36]}

// л. 33 об.

 

{6 Окт.<ября> — 64 г.[37]

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестры о Господѣ

Мать Варвара и Мать Серафима!

Письма Ваши отъ 2го Сентября и послѣднее изъ Турановки получены. Очень жалѣю, что свиданіе Ваше съ братомъ было и не утѣшительное и ничѣмъ не кончилось.

О поѣздкѣ въ Кіевъ мое мнѣніе такое, что куда вамъ больнымъ теперь ѣхать? Можно бы отложить до весны, посмотрѣть какія тогда будутъ обстоятельства, и сообразивши все списаться. И мое мнѣніе, если ѣхать, то обѣимъ вмѣстѣ ѣхать, теперь же ѣхать одной съ Н. В. можетъ быть понуждаетъ мысль мнимо подвижническая,

// л. 1

по внушенію противной стороны.

Мать Серафима! Прочти въ 4й Части Писемъ Батюшки О. Макарія письма 91—99 (на стран. 162—172) и хорошенько вникни въ сказанное тамъ, а письмо 98е (стран. 171) прочтите обѣ вмѣстѣ (на строчкѣ 18й грубая опечатка: волненіе. Должно быть: во мнѣніе). А что тамъ сказано: «не можетъ быть никакой пользы», — объ этомъ не смущайтесь: никакой не можетъ быть пользы затягиваться на однихъ правилахъ и постахъ, какъ и сами можете теперь на себѣ видѣть. Увидѣть одна у другой ночью свѣтъ въ келліи; — сама бухъ — поклоны; а тамъ можетъ быть просто лампадка ярко разгорѣлась; и если только

// л. 1 об.

въ этомъ будете соревновать другъ другу, то дѣйствительно никакой не можетъ быть пользы. Господь не сказалъ: аще хощеши внити въ животъ, исполни правило; но: аще хощеши внити въ животъ — соблюди заповѣди.

Негодованіе Старшихъ должно потерпѣть, считая это попущеніемъ Божіимъ, въ наказаніе за наше возношеніе и самомнѣніе, и особенно за сближеніе и толки съ такими людьми, съ которыми никакъ не слѣдовало сближаться и толковать о чемъ либо. Путающіеся бо обыкновенно путаютъ и приближающихся къ нимъ. Впередъ наука. Что касается до слова: храненіе совѣсти, это разумѣется двояко. Есть храненіе совѣсти

истиное, и есть другое глаголемое точію, о немже и глаголютъ. /Требованіе/ послѣдн[ее]/яго/ сохранять неудобно болѣе перваго.[38]} {Разумѣйте разумѣвающія!

многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[39]}

// л. 2 об.



[1]        Вписано на полях вверху карандашом издателей.

[2]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[3]        Исправлено карандашом издателей.

[4]        Iак. 3:14, 15, 17.

                14  Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.14 Аще же зависть горьку имате и рвение в сердцах ваших, не хвалитеся, ни лжите на истину:

                15  Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,15 несть сия премудрость свыше низходящи, но земна, душевна, бесовска:

                16  ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.16 идеже бо зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь.

                17  Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.17 А яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна.

[5]        Автограф прп. Амвросия.

[6]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[7]        Вписано на полях вверху карандашом издателей.

[8]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[9]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[10]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[11]      Рукой писца.

[12]      Автограф прп. Амвросия.

[13]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[14]      Рукой писца.

[15]      Вписано на полях вверху ккарандашом издателей.

[16]      Артемьевым. Зачеркнуто карандашом издателей.

[17]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[18]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[19]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[20]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[21]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[22]      Была: Софья Александровна Суходольская, в замужестве Кавелина. Муж — надворный советник Дмитрий Алексанлрович Кавелин (ум. 1860), его брат — Лев Александрович Кавелин (О. Леонид), сестра Александра Александровна Кавелина (монахиня в Борисове), мать Марья Михайловна Кавелина (Нахимова).

[23]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[24]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[25]      Рукой Климента Зедергольма.

[26]      Автограф прп. Амвросия.

[27]      Вписано на полях вверху карандашом издателей.

[28]      Рукой Климента Зедергольма.

       ) Впрочемъ, искренно говорю: пріятно было прочитать Ваше письмо, только не беспокойтесь и не затрудняйтесь! (Примеч. Климента Зедергольма).

[29]      Рукой Климента Зедергольма.

[30]      Автограф прп. Амвросия.

[31]      Вписано на полях вверху карандашом издателей.

[32]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[33]      Рукой писца.

[34]      Автограф прп. Амвросия.

[35]      Рукой писца.

[36]      Рукой писца.

[37] См. с купюрами: Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Письмо 67.

[38] Рукой писца.

[39] Автограф прп. Амвросия.