{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

2. Марта — 65 г.

Сестры о Господѣ

Мать Варвара

и Мать Серафима!

Миръ вамъ внутрь и внѣ, миръ пребыванію вашему, миръ душамъ вашимъ!

Письма ваши получаются исправно и въ цѣлости. По штемпельному означенію получены въ февралѣ, отъ 4, 7, 13 (два), 20 (два). Съ этой стороны не видно ничего подозрительнаго. Также получены за Вашею подписью письма отъ М. Агніи и Прасковьи Филипповой. Обѣ вы пишете о настоящемъ мудреномъ вашемъ положеніи, и мудреномъ къ вамъ отношеніи съ вышней стороны, и желали бы вы знать, чего отъ васъ хочетъ старшее лицо. Я самъ желалъ

// л. 39

узнать это, и при прощаніи говорилъ старшему лицу о теперешнемъ неопредѣленномъ вашемъ общемъ отношеніи; но дѣло ни сколько не уяснилось. Мнѣ представили какія–то давнія и неясныя причины, изъ которыхъ одна, что ваша мірская сестра съ старшимъ лицомъ всегда была очень хороша, и просила его позаботиться о васъ но ———… и кончилось у насъ это одною только неловкостію съ обѣихъ сторонъ. Такъ и простились мы, какъ бы чего–то не доставало, или что–то было лишнее, тогда какъ въ первыя два свиданія разговоръ шелъ обо всемъ гладко и ровно. Что дѣлать, сестры? Безъ искушеній и путаницъ пробыть въ жизни невозможно. Но духоносныя Отцы

// л. 39 об.

единогласно утверждаютъ, что на все побѣда и отъ всего избавленіе — смиреніе и самоукореніе, и преданность волѣ Божіей со упованіемъ на Всесильную Помощь Божію. Если когда–либо было молчаніе полезно, то въ настоящее время не только должно молчать, но и удаляться и уклоняться отъ толкующихъ о важномъ дѣлѣ, занимающемъ всю обитель вашу. Не мудрено, что не осторожно высказанное слово усилило, и можетъ усилить путанное отношеніе съ старѣйшинствомъ. Впрочемъ, сестры, возверзите печаль вашу на Господа, Который силенъ устранить всякое дѣло паче чаяній и ожиданій человѣческихъ. Хорошо теперь вамъ помнить

// л. 40

и по слову опытныхъ: впередъ не забѣгай и сзади не оставайся. Поэтому сидите дома до весны и молчите, ожидая, что будетъ и какъ будетъ. Общее дѣло не получило не только опредѣленнаго, но рѣшительнаго обозначенія. Только еще все думается, предполагается, и ожидается. Епархіальная власть сперва было согласилась, потомъ стала какъ–то раздумывать и обсуждать, и отлагать до времени. Меньшія же ея части и совсѣмъ какъ–то не тянутъ на эту сторону, т. е. на уступку [Спасскаго[1]]. Какъ будетъ, такъ и будетъ, и сдѣлается[,] это, если сдѣлается, и безъ нашихъ сужденій и разсужденій. Только сказанную пословицу

// л. 40 об.

не забывайте. Если весною поѣдутъ другія, куда разсудятъ, можете и вы проситься, и поѣхать, куда разсудите, если куда надобность укажется.

Кто на первой недѣлѣ пріобщался, тому можно и на третьей и на послѣдней, если дозволятъ обстоятельства. А кто пріобщался на второй, тому едва ли придется готовиться три раза въ этотъ постъ. Впрочемъ какъ самое дѣло и возможность укажется. Много отъ васъ вопросовъ, изъ которыхъ нѣкоторые требуютъ особаго отвѣта, но теперь на это н[и]/е/ имѣю ни силъ, ни времени, ни возможности. А вкратцѣ и вообще скажу: прежде всего старайтесь и заботьтесь объ исправленіи

// л. 41

внутренняго своего устроенія приличными средствами изъ Слова Божія и изъ ученія Св. Отецъ, довольствуясь обычнымъ молитвеннымъ правиломъ; только проходить и исполнять оное должно со вниманіемъ и страхомъ Божіимъ. О приложеніи же и прибавленіи къ обычному правилу не заботьтесь, памятуя что польза отъ молитвы бываетъ не по количеству, а по качеству. Многое же, разсѣянно совершаемое и по самочинному приложенію, не только не воспользуетъ, но скорѣе повредитъ, окрадая тайно тщеславіемъ и самомнѣніемъ чрезъ приложенное количество. Не вотще сказано: будте мудри и цѣли.[2]} {Не малодушествуйте и не смущайтесь!

Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[3]}

// л. 41 об.

 

// л. 169 об.

/Мар.<та> <18>65[4]/

{Сестры о Господѣ

Мать Варвара и

Мать Серафима!

Мать Амвросія пишетъ Вамъ совѣтованіе отъ Писанія и я другаго ничего не могу посовѣтовать, развѣ точію совѣтъ благодушествовать и уповать на всеблагій промыслъ Милосердаго Господа, безъ Его же воли и власъ съ главы нашей не спадетъ. Къ благодушію прибавленіе: выдержаніе языка и храненіе ушесъ. Передайте тоже и Матери Агніи. Письма всѣхъ васъ отъ 11 Марта получены.[5]}

{Миръ Вамъ!

Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.

20 марта — 65. г.[6]}

 

 

/Мартъ 1865[7]/

{[+

Сестры о Господѣ

Мать Варвара и Мать Серафима!

Привѣтствую васъ съ наступающимъ всерадостнымъ праздникомъ Свѣтлаго Воскресенія Господа и Бога и Спаса нашего Iисуса Христа. Сердечно желаю, да водварится въ Свѣтлые дни сіи свѣтъ мира и благодушія въ сердцахъ и душахъ вашихъ и да сподобитъ васъ Воскресшій Побѣдитель смерти и ада провести священныя предстоящія[8]]

// л. 42

торжества святой Церкви въ радости духовной. Думаю, что поздравленіе это дойдетъ къ вамъ въ свѣтлые дни, когда торжествующіе чада Церкви будутъ въ утѣшительныхъ пѣснопѣніяхъ воспѣвать Воскресеніе Господа и Спасителя нашего посему и я привѣтствую васъ моимъ радостнымъ: Христосъ воскресе![9]}

{Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.

Письма ваши отъ 21 М.<арта> получилъ, по неуспѣлъ прочитать.[10]}

{Письма отъ 21го М.<арта> п[олучены]/рочитаны/.

30го Марта — 65 г. послано было письмо, и возвратилось съ перевоза. Посылается вторично 3го Апрѣля. О пріѣздѣ какъ думаете, такъ и сдѣлайте.[11]}

{гр.<ѣшный> Амвросій.[12]}

// л. 42 об.

 

/1865[13]/

{[Христосъ воскресе!

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Варвара Ильинишна!

Поздравляю тебя съ свѣтлымъ праздникомъ Воскресенія Хрістова и желаю тебѣ святые дни сіи провести въ мирѣ и утѣшеніи духовномъ. Письмо твое получилъ, но отвѣчать о говѣньѣ было некогда.

// л. 43

Передай отъ меня поздравленіе и радостное привѣтствіе: Хрістосъ воскресе! Сестрамъ Екатеринѣ, Евдокіи, Еленѣ, Маріи, Елизаветѣ, Анисіи.

Миръ Вамъ![14]}

{Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[15]}

{30 Марта 63<???>[16]}

// л. 43 об.

 

 

Варварѣ Ильинишнѣ

Тимковской.

// л. 44 об.

{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

24 Авг.<уста> — 63 г.

Диктованіе:

Сестры о Господѣ

[Варвара и Серафима[17]]!

Не читавши пересылаю Вамъ письмо и пишу обоимъ вмѣстѣ нѣчто вкратцѣ. Порознь писать не имѣю возможности и силы. Обѣимъ глаголы вмѣстѣ: оставьте опредѣленные сроки и старайтесь жить просто, направляясь прежде всего къ единому монашеству. Сказано: ищите прежде [ц]/Ц/арствія Божія, и сія вся приложатся Вамъ. Въ Евангеліи же прежде всего поставлено не гнѣваться, не осуждать, а стараться напередъ изъимать бервно изъ очесе своего. Занятіе хозяйствомъ должно [со]стоять на второмъ планѣ, но не должно быть презираемо совершенно: вѣдь никто не питается и не одѣвается воздухомъ; носимъ бо всѣ тѣло, требующее пищи и одежды, а въ немощи и больше

// л. 45

сего. Занимайтесь хозяйствомъ по келліи обѣ вмѣстѣ, точію по согласію а не со спорливостью. Кому что требуется по немощи, нужно объявлять откровенно, а не дожидаться, чтобы догадывались другія. Отъ ожиданія догадокъ происходятъ большія путаницы, и смущеніе, и другъ друга обвиненіе. Споры хуже всего. Кто больше понимаетъ тотъ лучше ус<???> и непонимающая не настаивай.

Письма Ваши отъ 10 Авг.<уста> /и съ дороги/ получены.[18]}

{Миръ вамъ! Умудряйтесь во спасеніе; и не будьте скоры на глаголаніе и не всякому.

многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[19]}

{[Александра Ник.<олаевна?> кланяется; была нездорова, поправилась и опять заболѣла.[20]][21]}

// л. 45 об.

 

{[М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

27 Сент.<ября> — 65.

Сестры о Господѣ

Матери Варвара и Серафима!

Письма Ваши отъ 9 и 15го Сент.<ября> получены. Отвѣчать на оныя какъ должно, не имѣю теперь ни силы ни возможности, а только поздравляю васъ съ возвращеніемъ въ обитель, и привѣтствую о Господѣ; желаю вамъ мирнаго пребыванія, и всего благаго и полезнаго, душеполезнаго и спасительнаго. Посылаю вамъ сухариковъ. [22]} {Усталъ!

Миръ вамъ!

гр.<ѣшный> Амвросій.[23]}[24]]

// л. 46

 

/Окт.<ябрь> 1865[25]/

{[+

Сестры о Господѣ

[Матери Варвара и Серафима! [26]]

Письма Ваши отъ 29 Сентября и 7 Октября получены. Въ мудреныхъ обстоятельствахъ вашей обители мудрено и сказать что нибудь опредѣленное. Что Вы сидите въ келліи и прималчиваете, это хорошо; только должно остерегаться судить

// л. 47

другихъ, потому что кійждо отъ своихъ дѣлъ либо прославится, либо постыдится. А послѣ этихъ словъ поется гдѣ–то: великихъ дарованій сподобилася еси Богомати. Всѣмъ же извѣстно, за что сподобилася Она сего: смиренія ради. И всѣ мнящіися прибѣгать къ Ней долженствуютъ

// л. 47 об.

смирятися. Сидите и ждите милости Господней. Аще удосужусь, тогда напишемъ побольше.[27]}

{Миръ вамъ!

Гр.<ѣшный> Амвросій.

19 окт.<ября> — 65. г.[28]}

// л. 48

 

 

М. Варварѣ и М. Серафимѣ

Тимковскимъ.

// л. 48 об.

/2 Ноябр<я> 1865[29]/

{+

[Сестры о Господѣ

Мать Варвара и Мать Серафима![30]]

Сбирался сегодня написать Вамъ длинное письмо, но едва выбралъ краткое время написать вамъ коротенькое письмо. Въ настоящее время вамъ приличнѣе всего помнить слово Писанія: не уклонися ни на десно, ни на шуее, но ходи путемъ царскимъ. Значитъ средина золотая, по выраженію нѣкоторыхъ, средина безопасная — путь царскій. Совѣтую и вамъ ходить симъ безопаснымъ путемъ, и не ревновать ни за какую, и не противъ какой стороны; и безъ нашей ревности кійждо отъ своихъ дѣлъ или прославится, или постыдится. Самъ Господь чрезъ Пророка глаголетъ: Мнѣ отмщеніе Азъ воздамъ. Изъ приведенныхъ свидѣтельствъ сами ясно

// л. 49

можете видѣть, что ревность наша при настоящихъ мудреныхъ обстоятельствахъ не только [не] будетъ /не/ по разуму, но можетъ еще /и/ запутать васъ, и подвести подъ отвѣтственность, если не предъ людьми, то предъ Судомъ Божіимъ. А для насъ довольно отвѣчать и за свои грѣхи терпѣніемъ находящихъ скорбей. Не вотще сказано во Евангеліи: будите мудри яко зміи, и цѣли яко голубіе; миръ вамъ, и духови вашему![31]}

{Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[32]}

{[2 Ноября — 65.

Отъ Васъ получены письма отъ 7го и 23го Октября.[33]][34]}

// л. 49 об.

 

Матери Варварѣ,

и Матери Серафимѣ

Тимковскимъ.

// л. 50 об.

{[М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

19го Nоября — 63<или5???> г.

Достопочтенныя о Господѣ

Матери [Варвара и Серафима[35]]!

Поздравляю одну съ облаченіемъ въ монашеское одѣяніе, а другую съ прошедшимъ днемъ Ангела. Въ свое время не могъ писать Вамъ по болѣзни. Болѣе трехъ недѣль не выхожу въ хибарку. Три ванны принималъ, двѣ мушки были на ногѣ; а все таки доселѣ лѣвою ногою прихрамываю и вообще обѣ ноги скучаютъ быть въ обуви. Тебѣ, Мать [Варвара[36]], скажу: слава и благодареніе Господу, что прилагаетъ намъ дней, чтобы мы осмотрѣлись, и сколько можемъ исправились. Главное же исправленіе

// л. 51

больныхъ — покорность волѣ Божіей, терпѣніе, смиреніе и благодареніе. Эти духовныя вещи могутъ исправляться и безъ тѣлеснаго подвига вниманіемъ мысли и настоятельствомъ ума и воли, если напередъ будетъ благое наше къ тому произволеніе. О духовномъ отношеніи /къ кому либо/ опять опредѣленнаго сказать тебѣ не могу, а присматривайся и умудряйся по нуждѣ, стараясь напередъ во всемъ имѣть страхъ Божій и благую совѣсть, а послѣдующее за симъ Богъ поможетъ управить. [Деньги 6 руб. с.<еребромъ> получены, и 5 р. с.<еребромъ> переданы О. Иларіону

// л. 51 об.

для церковнаго моленія о здравіи брата Вашего Василія.[37]] И тебѣ, М. [Серафима[38]], тоже скажу: употребляй духовныя средства и храненіе противу борющихъ немощей, и прежде всего прими въ помощь страхъ Божій и смиреніе и самоукореніе; /такъ какъ/ непріятное бореніе попущается за самомнѣніе и осужденіе, также за неосторожность и самонадѣянность. Сказано во Псалмахъ: во смиреніи нашемъ помяну ны Господь. Понудимся и мы смириться и да призываемъ помощь Бога сотворшаго насъ и хотящаго всѣмъ спастися.

М. [Агнію[39]] можете принимать и говорить съ нею по соображенію. Если будете сходиться въ обращеніи

// л. 52

и бесѣдахъ Вашихъ хоть поверхностно, то продолжится ея хожденіе къ Вамъ, въ противномъ же случаѣ она сама оставитъ Васъ.

Письма съ пунктами Вашими и вопросами должны остаться до другаго времени.

[Заботу о вкладѣ, М. Варвара, оставь до будущаго времени. [40]][41]}

{Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[42]}

// л. 52 об.

 

/27 Ноя<бря> 1865[43]/

{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

[Сестра о Господѣ

Мать Варвара!

Поздравляю тебя съ наступающимъ днемъ твоего Ангела, а Мать Серафиму съ имяниницею. Сердечно желаю вамъ, за молитвами Покровительницы твоей Святой Великомученицы Варвары, и знаменательный для тебя день сей, и новый годъ твоей жизни провести въ мирѣ и спокойствіи душевномъ, и возможномъ здравіи, и благодушіи и утѣшеніи, преуспѣвая въ монашеской жизни.[44]][45]}

{Въ неисправностиже подражая мытарю, которыя покаяніемъ и смиреніемъ поправилъ свое дѣло.[46]}

// л. 53

{Письма ваши отъ 10, 13 и 20го Nоября получилъ.[47]] Подробно отвѣчать на оныя не /имѣю/ возможности, по нездоровью и недосугу: [отъ гемороидальныхъ причудъ за спиною деретъ, а съ утра до вечера не прекращаются всякіе толки, утомляющіе меня до нельзя.[48]] Кромѣ того, не знаю что вамъ сказать и по мудренымъ обстоятельствамъ: не намъ немощнымъ распутывать ихъ, а разсудитъ все Самъ Господь, Единый Сердцевѣдецъ. Скажу тебѣ, Мать [Варвара[49]], только одно: въ письмахъ твоихъ замѣчается нѣкое противорѣчіе…[50]} {Въ одномъ письмѣ одинъ смыслъ и тонъ, въ другомъ же высказывается ино значеніе.[51]}

// л. 53 об.

 

{Испрашивая на васъ миръ и благословеніе Божіе остаюсь съ искреннимъ благожеланіемъ[52]} {жити по Бозѣ и ни за кого не братися хлопотати. Сіе бо превышаетъ и силы наши и не сродно намъ есть.

Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[53]}

{[27го Nоября — 65.

Азъ многогрѣшный Константинъ поздравляю Васъ, Матушка, съ имянинами, и М. Серафиму съ имяниницею, и прошу Вашихъ святыхъ молитвъ.[54]][55]}

// л. 54

{Письмо съ вопросами вдругъ не нашелъ я — попредложенію можно поступить.[56]}

// л. 54 об.

 

/21 Дек<абря> 1865[57]/

{[М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестры о Господѣ

Мать Варвара и

Мать Серафима!

Поздравляю Васъ съ наступающими празднествами славнаго Рождества Бога и Спаса нашего Iисуса Христа и новолѣтія. Желаю вамъ высокоторжественные дни сіи встрѣтить и провести въ радости о Господѣ и во многовожделѣнномъ мирѣ душевномъ.

// л. 55

Письма ваши получаемъ. Послѣднее твое, мать Варвара, отъ 10 Дек.<абря>. Благодарю васъ за поздравленіе ваше съ минувшимъ днемъ моего Ангела и за ваше благожеланіе.[58]]

Какъ прежде писалъ вамъ, такъ и теперь повторю, что объ обстоятельствахъ вашей Обители и незнаю что сказать. Одно полагаю, что не время теперь и не намъ бы прочищать другимъ зубы. Если намъ не нравится дерзновеніе младшихъ въ отношеніи къ намъ, то также должно судить и /о нашемъ дерзновеніи/ въ отношеніи къ другимъ.

// л. 55 об.

Много въ вашихъ письмахъ всякихъ вопросовъ, на которые слѣдовало бы отвѣчать, но лучше потолкуемъ объ нихъ, когда промысломъ Божіимъ /рѣшенъ будетъ/ главный вопросъ о вашей Обители. А теперь и нѣкогда мнѣ и нездоровится. [Приближаются праздники, когда предстоитъ много молвы и много труда, а я ослабѣлъ паче обычнаго и крайнюю чувствую необходимость въ отдыхѣ, котораго не предвидится.

Старушка Варвара Львовна замѣтно ослабѣваетъ и болѣзнь ея принимаетъ опасное развитіе.

Испрашивая на васъ

// л. 56

миръ и благословеніе Божіе, остаюсь съ истиннымъ благожеланіемъ.[59]] Только одно скажу: изъ писемъ вашихъ замѣчаю, что вы затягиваетесь на правилахъ, а объ исполненіи заповѣдей Божіихъ нисколько не заботитесь /или мало заботитесь./ Нарушивъ заповѣди Евангельскія псалтиремъ не отчитаться, а должно приносить смирен[іе]/ное/ [и] покаяніе, котор[ыя]/ое/ чтеніемъ псалтыря не замѣняются.[60]}

{Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[61]}

{21 Дек.<абря> — 65 г.[62]}

 

{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

17 Iюня — 65. [63]

Сестры о Господѣ

Мать Варвара и Мать Серафима!

Письма Ваши съ почтою и съ оказіею получены. Что–то не возвѣщается грѣшной душѣ моей, чтобы Вамъ ѣхать въ Кіевъ нынѣшнимъ лѣтомъ. Не лучше ли оставить поѣздку эту до весны? Изъ писемъ Вашихъ видно, что не удачна была Ваша первая поѣздка. Что же будетъ, если неудачна будетъ и вторая? Неудача показываетъ, что намъ надо посидѣть въ келліи до времени, и обсидѣться, и осмотрѣться, и сообразиться съ своими дѣлами и помыслами. Сказано въ Писаніи: аще духъ владѣющаго найдетъ на тя, мѣста твоего не остави. Духъ владѣющаго значитъ искушающаго. Искушеніе находитъ, а мы неискусны въ борьбѣ, и особенно

// л. 3

слабы на языкъ. Что въ голову прійдетъ, то и толкуемъ. Растревожатъ наше самолюбіе, и мы выводимъ наружу такія вещи, которыя говорены были собственно для пользы нашей, къ нашему вразумленію и разъясненію дѣла, котораго мы не хотѣли понять по нашему обычному самовѣрію и близорукости. Послѣднія слова обращаю къ тебѣ, Мать Серафима. Просто и вкратцѣ долженъ я сказать, что не знаю, какъ съ тобою обращаться. Если молчу и дожидаю, чтобы ты сама объяснила какъ должно свои обстоятельства и свое душевное состояніе, но ты объясняя многое, не объясняешь главной своей немощи. Брался было я самъ, объяснить тебѣ эту немощь, отъ которой происходятъ у тебя всѣ твои путаницы. Но ты, не знаю почему, обращаешь это опять въ поводъ

// л. 3 об.

къ новымъ путаницамъ не только для себя, но и для другихъ. Думаю, что ты можешь понять, къ чему и о чемъ говорится. Сказано въ Писаніи: отъ словесъ твоихъ оправдишися, и отъ словесъ твоихъ осудишися. Если насъ съ тобой будутъ судить по словамъ болтливости, особенно по тѣмъ словамъ, отъ которыхъ произошло много враждебныхъ путаницъ, то куда намъ дѣваться? Хоть отъ нынѣ покаемся, и отъ нынѣ да положимъ начало вести себя благоразумно и осторожно въ отношеніи зловредной болтливости. Не вотще братъ Божій, Св. Апостолъ Iаковъ написалъ: языкъ огнь, лѣпота неправды: аще водворяется во удѣхъ нашихъ скверня все тѣло, и паля коло рожденія нашего, и опаляяся отъ геенны. Тѣмъ благословляемъ Бога и Отца, и тѣмъ кленемъ человѣки созданныя по подобію Божію[64].

// л. 4

Но ты скажешь, что «я никого не кляла и не кляну». А я тебѣ скажу: если внимательно испытаешь и безъ самооправданія Писаніе Божественное и Отеческое, то во многиихъ мѣстахъ найдешь, что безтолковая и безсмысленная болтовня объясняется или словомъ клеветы или клятвы, какъ у Св. Ап. Iакова въ сказанномъ выше мѣстѣ. Прости, что тебѣ такъ рѣзко пишу. Необходимость заставила прибѣгнуть къ средству, о которомъ старинные люди говорятъ: клинъ клиномъ выгоняется. И къ этому прибавлю: если положишь начало благое благоразумнаго умалчиванья о тѣхъ случаяхъ и словахъ, которыя не должно высказывать по причинѣ могущей послѣдовать путаницы, — — — то я тогда попрошу прощенія. Господь да помилуетъ и да вразумитъ насъ къ душеполезному, и да избавитъ отъ всего зловреднаго; прежде же всего отъ самооправданія, и особенно отъ самомнѣнія

// л. 4 об.

и самовѣрія, которыя заставляютъ насъ высказывать свои понятія и разумѣнія такъ положительно и утвердительно, какъ бы дѣйствительно было такъ, — что мы разумѣемъ и понимаемъ паче всѣхъ, могущихъ разумѣвати. Но если бы вмѣсто самомнѣнія хоть моло [???]/б/ы приблизились къ смиренію, и самоукоренію, и къ недовѣрію своему сердцу (потому что оно еще не очищено); тогда бы иначе стали думать, и иначе говорить, особенно тогда, когда должно осторожно говорить и съ разсужденіемъ и сбереженіемъ себя и другихъ. Чтобы сказать разомъ все, повторю слова Писанія, говоренныя тебѣ лично: аще кто мнится вѣренъ быти въ васъ и не обуздываетъ языка своего, польститъ сердце свое, сего суетна есть вѣра. (Iак. гл. 1, ст. 26). Всеблагій Господь да поможетъ мнѣ и тебѣ и сестрѣ твоей и другимъ произволяющимъ

// л. 5

разумѣть и исполнить сказанное и сохраниться отъ душевреднаго языкоболія. Письмо брата ваше перешлю съ М. Казначеею и/ли/ М. Филаретою.[65]}

{Миръ вамъ!

Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.

Здоровье мое зѣло не исправно.[66]}

// л. 5 об.

 

 

 



[1]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[2]        Рукой писца.

[3]        Автограф прп. Амвросия.

[4]        Вписано на полях вверху карандашом издателей.

[5]        Рукой писца.

[6]        Автограф прп. Амвросия.

[7]        Вписано на полях вверху карандашом издателей.

[8]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[9]        Рукой писца.

[10]      Автограф прп. Амвросия.

[11]      Рукой писца.

[12]      Автограф прп. Амвросия.

[13]      Вписано на полях вверху карандашом издателей.

[14]      Рукой писца.

[15]      Автограф прп. Амвросия.

[16]      Рукой писца.

[17]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[18]      Рукой писца.

[19]      Автограф прп. Амвросия.

[20]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[21]      Рукой писца.

[22]      Рукой писца.

[23]      Автограф прп. Амвросия.

[24]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[25]      Вписано на полях вверху карандашом издателей.

[26]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[27]      Рукой писца.

[28]      Автограф прп. Амвросия.

[29]      Вписано на полях вверху карандашом издателей.

[30]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[31]      Рукой писца.

[32]      Автограф прп. Амвросия.

[33]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[34]      Рукой писца.

[35]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[36]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[37]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[38]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[39]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[40]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[41]      Рукой писца.

[42]      Автограф прп. Амвросия.

[43]      Вписано на полях вверху карандашом издателей.

[44]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[45]      Рукой Константина Зедергольма.

[46]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[47]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[48]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[49]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[50]      Рукой Константина Зедергольма.

[51]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[52]      Рукой Константина Зедергольма.

[53]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[54]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[55]      Рукой Константина Зедергольма.

[56]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[57]      Вписано на полях вверху карандашом издателей.

[58]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[59]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[60]      Рукой писца.

[61]      Автограф прп. Амвросия.

[62]      Рукой писца.

[63] См.: Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Письмо 64.

[64] Иак. 3: 6, 9.

[65] Рукой писца.

[66] Автограф прп. Амвросия.