{15 Iюля — 67.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

[Сестры о Господѣ

Мать Варвара и Мать Серафима![1]]

Миръ вамъ и Божіе благословеніе и всякое уттвержденіе во всемъ добромъ, душеполезномъ и душеспасительномъ. [Письма ваши получилъ, одно и два; /т. е. въ 3хъ конвертахъ, отъ 1го и 7го Iюля./[2]] — Слава Богу, что Вы благополучно добрались до своей обители, хотя ты, Мать [Варвара[3]], и не совсѣмъ въ здоровомъ положеніи. Будешь утѣшать себя слов[ам]/омъ/ и Апостола: елико внѣшній нашъ человѣкъ тлѣетъ, толико внутренній обновляется: Но при этомъ да не забываемъ и совѣта Св. Iоанна Дамаскина, что людямъ /слабымъ или/ болѣзнующимъ болѣе

// л. 70

другихъ добродѣтелей полезны и не обходимы терпѣніе, смиреніе и благодареніе. По этому сколько можемъ исполнять монашескія свои обязанности, да исполняемъ по силѣ своей. Въ немощи же и неисправности своей да не смущаемся, но паче да смиримся подъ крѣпкую руку Бо[???]/жію/, да ны вознесетъ во время, аще будемъ со благодареніемъ принимать все скорбное и непріятное, что Всеблагому Промыслу Его угодно будетъ попустить ко очищенію грѣховъ нашихъ, и къ потребленію возношенія нашего, явнаго и тайнаго.

[Десять рубл.<ей> отъ сестры вашей съ /означенными/ именами переданы

// л. 70 об.

О. Иларіону, /которыя/ и будутъ поминаться у насъ по скитскому обычаю.[4]]

Ты, Мать [Серафима[5]], желаешь получить отъ меня мантію. Но вѣдь уже у васъ двѣ моихъ мантійки. Изъ двухъ какую хочешь возьми себѣ, или прежнюю, или послѣднюю, которую я назначалъ тебѣ, но отдалъ Матери [Варварѣ[6]], потомучто ты пожелала имѣть прежнюю. Кромѣ церковныхъ службъ, келлейное правило исполняйте такъ, какъ слышали лично, не уклоняясь въ разныя раздробленія, и добавленія; а лучше остающееся время употребляйте на чтеніе духовныхъ книгъ, приличныхъ

// л. 71

Вашей мѣрѣ и Вашему устроенію. А сверхъ сего остающееся время, употребляйте на призываніе имени и помощи Божіей устною Iисусовою молитвою, а при неудобствѣ и мысленною.

На постели прежде засыпанія кромѣ означенной /молитвы/ полезно читать также и псалмы, какіе знаете наизусть.

12 псалмовъ, кто пожелаетъ, и достанетъ время, не только можно, но и должно читать. — 12 дней послѣ Рождества принадлежатъ ко всеѣднымъ недѣлямъ, когда молочное разрѣшается въ среду и въ пятокъ. Если въ Четвертокъ случится пріобщиться вамъ и безъ праздника, можно разрѣшать на рыбу, кромѣ постовъ.[7]}

{Миръ вамъ!

Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[8]}

// л. 71 об.

{+

Сестры о Г<оспо>дѣ и чад[о]/ц/а духовн[а]/ы/я — М. Варвара и М. Серафима! Молва меня такъ /при об.<щей?> немощи/ отяготила, что все выбили изъ головы, что прочиталъ въ вашихъ письмахъ; опять нужно перечитывать. Когда соображусь, напишу нужные отвѣты на ваши вопросы. А теперь пока мужествуйте о Господѣ

// л. 167

на монашеской стези, на пути Заповѣдей Господнихъ, подклоняя выю тѣлесную и [тѣ] душевную подъ иго Христово, еже есть терпѣливое смиреніе.

Миръ вамъ!

гр.<ѣшный> А<мврос>ій.

19 Авг.<уста> — 67. г.[9]}

 

 

/19 Ав<густа> 1867 Клим<ентъ Зедергольмъ>[10]/

{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшія о Господѣ

Мать Варвара и Мать Серафима!

Письма Ваши отъ 26 и 29го Iюля и 9го Августа получены. Батюшка О. Амвросій поручилъ мнѣ увѣдомить Васъ объ этомъ, и передать Вамъ, что нѣсколько разъ собирался отвѣчать Вамъ по содержанію Вашихъ писемъ, и теперь собирается, но не знаетъ будетъ ли имѣть возможность исполнить свое намѣреніе, потому что все это время какъ–то особенно занятъ и обремененъ посѣтителями. Не знаю, было ли когда такое стеченіе народа всякаго рода. Въ здоровьѣ Батюшкиномъ особенныхъ

// л. 72

перемѣнъ не замѣтно; но только часто по прежнему изнемогаетъ до крайности. Недѣли три тому мы были очень утѣшены пріѣздомъ изъ Москвы доктора–гомеопата, который пріѣзжалъ въ Оптину на одни сутки собственно для Батюшки. Онъ по письмамъ лечилъ Батюшку и въ продолженіе прошлой зимы; теперь же ему будетъ удобнѣе продолжать леченіе, такъ какъ онъ лично распросилъ и видѣлъ Батюшку. Утѣшительно и то, что докторъ пріѣхалъ сюда 27го Iюля, т. е. въ день св. великомученика, и цѣлителя Пантелеймона. Конечно такое стеченіе обстоятельствъ не случайно. — Матушка Амвросія здѣсь; пріѣхала къ памяти О. Игумена Антонія, которая нынѣшній годъ совершалась 8го Августа

// л. 72 об.

такъ какъ О. Игуменъ скончался 7го числа поздно, въ 12мъ часу, послѣ бдѣнія.

Вчера пріѣхала М. Еликонида [Зосимовская[11]]. Ожидали, и отчасти ожидаемъ Графа А. П. Толстаго. Впрочемъ не знаемъ, будетъ ли. А здѣсь погостили присланные имъ /сюда/ молодые люди, одинъ — Грекъ, другой — Черкессъ, принявшій хрістіанство, и крестный сынъ Графа Толстаго, крещенный въ его домовой церкви. Этотъ Черкессъ очень интересный человѣкъ. Теперь его зовутъ Владиміръ Александровичь, а прежнее его имя Муртузъ–Али–Измаилъ–Оглы. Онъ родственникъ Шамиля, и послѣ него продолжалъ бунтовать на Кавказѣ, наконецъ взяли его

// л. 73

въ плѣнъ, и выслали въ Россію. Здѣсь, въ великой неутѣшной скорби началъ онъ молиться Господу Iисусу Христу (не какъ Богу, а какъ великому пророку) и Пресв. Дѣвѣ Маріи, имѣлъ нѣсколько замѣчательныхъ видѣній, послѣ которыхъ рѣшился принять св. крещеніе. — Онъ у насъ поговѣлъ, и какъ–то особенно расположился къ нашему Батюшкѣ, и хотѣлъ быть здѣсь еще. —

Простите! Вотъ Вамъ всѣ наши новости.

Прошу Вашихъ св. молитвъ.

Многогр.<ѣшный> М.<онахъ> Константинъ.[12]}

19 Авг.<уста> — 67.

// л. 73 об.

 

{27 Сент.<ября> — 67

+

Диктованіе Матери Варварѣ. Миръ тебѣ, и Божіе благословеніе, и всякое утвержденіе во благомъ и добромъ. На все, что ты писала и объясняла въ письмахъ своихъ, по недосугу могу вкратцѣ сказать тебѣ только слова блаженнаго Иліи Екдика, который говоритъ: кто желаетъ оказаться не страннымъ<???> въ невѣстникѣ<???> Христовомъ, тотъ долженъ или исполнять всѣ заповѣди Божіи, или во всемъ усвоять едино смиреніе. Изъ этого можно взять и среднюю мѣру, т. е. понуждаясь по силѣ своей на исполненіе должнаго, — остальное слѣдуетъ

// л. 74

заканчивать смиреніемъ и покаяніемъ; и это слѣдуетъ дѣлать тѣмъ болѣе, что и исполнившему все повелѣно считать себя только рабомъ неключимымъ.[13]}

{Всеблагій Господь да помилуетъ насъ!

гр.<ѣшный> Амвросій.[14]}

// л. 74 об.

 

{[+

Сестры о Господѣ

Мать Варвара

и Мать Серафима!

Привѣтствую Васъ съ наступающими всемірными торжествами Святой Церкви преславнаго Рождества Iисуса Христа и грядущаго новолѣтія. Желаю вамъ получить миръ и благоволеніе отъ Принесшаго на землю миръ и къ человѣкамъ благоволеніе, и въ новое лѣто вступить съ новыми силами

// л. 134

на воздѣланіе каждый своей нивы душевной.

А у насъ сего 16 числа, т. е. въ субботу въ Скитской церкви снаряженъ новый строй оратаевъ или лучше воиновъ, которые только сейчасъ облечены во оружія духовныя и доспѣхи.

1й Венедиктъ бывшій о. Василій.

2, Леонтій (О. Леонидъ).

3, Климентъ (О. Константинъ)

4, Iоанникій (О. Iоаннъ)

5, Палладій (О. Петръ). Сію минуту была передача ихъ отцамъ ихъ Духовнымъ въ кельяхъ /у меня/ Болящаго. 1й, 2й и

// л. 134 об.

4й переданы подъ окормленіе О. Иларіону, а 3й и 5. Б[атюшкѣ]/ольному/ мнѣ. А завтра, т. е. въ Воскресенье будутъ постригать въ монастырѣ двухъ О. Сергіевъ.

Самъ я не выхожу изъ келліи своей, нога что то болитъ[15]}{, да и вся внутренность страдаетъ.

гр.<ѣшный> Амвросій.

19 Дек<абря> 67.

о. Климентъ новопостр.<иженный> кланяется [тебѣ]/Вамъ/ —

16го Дек<абря> постр<и>женъ.[16]}

// л. 135

{[Христосъ воскресе, Смертію Смерть поправъ и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ.

Мать Варвара!

Прежнее твое я знаю отъ тебя устно, а послѣднее письменно. Поэтому будь покойна! Господь да проститъ тебя и да помилуетъ; и азъ грѣшный прощаю и разрѣшаю.

недостойный Iеромонахъ Амвросій.

Если Богъ благоволитъ, то и увидимся.[17]][18]}

// л. 135 а

 

{Варвара Ил.<ьинишна>

оставайся пока тутъ; а о сестрѣ послѣ поговоримъ.

гр.<ѣшный> А.<мвросій>[19]}

// л. 136

 

{[<?>тельствовать Вашему

покорному слугѣ

Николаю Иванову.][20]}

// л. 136 об.

{Письма отъ 8го Февраля немного почиталъ, а всего не когда —.

Помози Г<оспо>ди исправиться, но будь тверда касательно кельи

Гр.<ѣшный> Амвросій.[21]}

// л. 137

 

 

{Святѣйшій Батюшка!

Бѣлевскій ямщикъ привезъ Орловскихъ монахинь и нанимается свезть насъ въ Сѣвскъ парой крытая будка за 15 р. какъ будетъ ваше благословеніе?

многогрѣш:<ная> ваша Варвара

цалуетъ ноги ваши[22]}

// л. 138

{Хорошо! Если недорого сбирайтесь — Завтра утромъ исповѣдуемся аще Г<оспо>дь поможетъ![23]}

// л. 138 об.

{Желающимъ не вотще, а съ пользою душевною, совершать прави[в]/л/ьце новоначальныхъ, нужно и должно превыше всего знать и содержать всегда въ памяти слѣдующее.

Господь говоритъ во Евангеліи: не всякъ глаголяй ми, Господи, Господи, внидетъ въ царствіе небесное, но творяй волю Отца Моего. Воля же Божія есть исполненіе Заповѣдей Божіихъ; Заповѣди же Божіи суть: не гнѣваться всуе на ближняго, несудить и неосуждать. А иначе жизнь наша, какая бы /она/ благочестивая небыла, будетъ лишь одно лицемѣріе и фарисейство, по свидѣтельству Самого Господа глаголющаго: Лицемѣре! изми первѣе бервно изъ очесе твоего, т. е. прежде позаботься о своихъ

// л. 139

грѣхахъ и о своихъ страстяхъ и о своихъ недостаткахъ душевныхъ, и постарайся прежде уврачевать свои немощи душевныя: и тогда изъ собственнаго опыта научишься, какое нужно имѣть состраданіе, въ отношеніи душевныхъ недостатковъ ближняго твоего, поругаемаго отъ общихъ враговъ [нашихъ] душевныхъ, которые такъ много поругались /и/ надъ [нами сами] /тобою/ и доселѣ еще ухищряются нагло /тебя обольщать и [???]/ обманывать.

Еще заповѣди: любить враговъ и молиться затворящихъ намъ напасть; особенноже молиться нужно въ то время, когда [на] /противъ/ кого либо стужаютъ намъ помыслы гнѣва или памятозлобія, какъ научаетъ насъ св. Авва Дороѳей: Господи!

// л. 139 об.

помози рабу твоему или рабѣ твоей /имя/ и за молитвы его или ея мнѣ окаянному. Опытъ покажетъ, какъ сильна краткая сія молитва, ежели человѣкъ неоправдывается. — Молиться за тѣхъ, кого мы подозрѣваемъ въ дурной жизни, — для новоначальныхъ есть явное обольщеніе. —

Такъ же Заповѣдь: аще кто ударитъ тя въ десную твою ланиту, т. е. если кто оскорбитъ тебя или будетъ порицать за то, въ чемъ ты совершенно невиноватъ, или въ такомъ случаѣ, гдѣ ты старался [совершить] /сдѣлать какое либо/ доброе дѣло ради Бога, — тогда обрати ему и другую ланиту т. е. укори себя [отъ сердца если] /говоря: что/ достойно тебѣ попущено

// л. 140

сіе за то, что ты многократно оскорблялъ и прогнѣвлялъ грѣхами твоими Всеблагаго и Премилосердаго Бога; и потому пріими благодарно, хотя терпкое, но дѣйствительное врачевство душевное, посланное Промысломъ Божіимъ къ очищенію твоихъ грѣховъ и страстей, и особенно къ исцѣленію души /твоей/ отъ тонкаго и многообразнаго тщеславія, которое дѣлаетъ тщетнымъ всякое доброе дѣло. —

Кромѣ сего, — хотящимъ жить благочестиво, нужно воздержаніе /не только/ въ пищи и питіи, но и воздержаніе очей и слуха и языка и отъ не умѣстнаго /знакомства и/ обращенія.

Молитесь и о пишущемъ и глаголющемъ, но не творящемъ, да не въ судъ и осужденіе будутъ ему сія![24]}

// л. 140 об.

 

{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Родной Батюшка

Думаю, что Вы провидѣли, что у меня на душѣ. Сегодня я вообще расположена къ скорбнымъ впечатлѣніямъ. Мнѣ пришелъ помыслъ, что Вы болѣе любите Поликсену Васильевну. И такъ какъ Вамъ извѣстны мои чувства къ ней, то можете судить, какъ самый этотъ помыслъ для меня былъ тяжелъ.

// л. 141

Кажется я во всемъ готова ей уступить только не въ Вашей любви. Помолитесь за меня родной мой и успокойте меня

грѣшная Амвросія.[25]}

{Успокойся! это просто тебѣ искушеніе отъ врага, воздвизающаго всегда немирствіе. Когда ты сама просила о мантіи П. В. —

// л. 141 об.

то было ничего; а когда я тоже самое сказалъ, то извратилось все, будтобы уже ее больше тебя любятъ. Васъ и приласкать нельзя. Ты уже въ оградѣ и болѣе половины получила; а она еще за оградою, и когда еще что получитъ?

Умирись!

// л. 142

Все пройдетъ и изгладится. —[26]}

{Родному Батюшкѣ

отцу Амвросію[27]}

// л. 142 об.

 

{М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Родной Батюшка!

Давно ничего не знаю о здоровьѣ Вашемъ. На меня напала сильная тоска отъ разныхъ обстоятельствъ стекшихся въ одно время. Мнѣ кажется что Вы и Матушка ни въ чемъ меня не потдерживаете. Особенно когда вспомню сколько Вы меня нагибали передъ нѣкоторыми людьми, а ко мнѣ никого не наклоняете. А также и Матушка. Монахини наши удивляются что Одоевцеву такъ скоро постригли и выражаются такъ

// л. 143

«что еслибы это М. Амвросію, то никтобы и слова не сказалъ», а когда я вспомнила, сколько я потерпѣла передъ постриженіемъ, да и теперь моя келлія всегда послѣдняя. М. Митроѳанія тоже приподнялась и въ послѣдній разъ когда у меня была покострилась со мной. Мнѣ кажется по всѣмъ моимъ обстоятельствамъ, что я и {Богомъ оставлена[28]}. Такая тоска до болѣзни и молиться не могу. Простите родной Батюшка и помолитесь за окаянное свое чадце

грѣшную Амвросію[29]}

// л. 143 об.

{Х. Эхъ мать! не вовремя ты врагомъ затрогана, когда я ни къ чему не способенъ!

возверзи на Г<оспо>да печаль твою, а людей оставь,

гр.<ѣшный> Амв<росій>.[30]}

// л. 144

 

 

{Его Высокопреподобію

Достопочтеннѣйшему Старцу

Отцу Амвросію.[31]}

// л. 144 об.

{+

Родной батюшка!

Сегодня я также чувствую раздраженіе готова всѣмъ говорить дерзости, особенно маминькѣ и Федору Захаровичу. Помолитесь за меня. Еще тревожитъ меня мысль что О. Никодимъ сюда переѣзжаетъ чѣмъ весь монастырь

// л. 145

смущается не написать ли завтра объ этомъ Поликсенѣ Васильевнѣ. Прошу вашего благословенія.

грѣшная Александра.[32]}

{Будь покойна насчетъ О. Никодима; Ему никогда тутъ не жить. Недавно дали ему Анну на шею, потому и долженъ продолжать свою должность.

// л. 145 об.

Самъ Архіерей пишетъ о. Леониду, что о. Ник.<одимъ> замолчалъ о скитѣ; а ѣдитъ онъ къ намъ лишь показать свою ленту.

За раздраженіе укори себя — что видишь все чужіе недостатки, а своя немощь наружу лезитъ; лучше другъ другу снисходить!

многогр.<ѣшный> Ам<вро>сій.[33]}

// л. 146

 

 

{Достопочтеннѣйшему Батюшкѣ

Отцу Амвросію.[34]}

// л. 146 об.

 

{М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Родной Батюшка!

[Мнѣ что–то очень не ладится сегодня, и я очень кислая, тутъ же какъ нарочно, какъ Поликсена Васильевна, такъ и Петръ Ивановичь, стараются оказывать вниманіе: посѣщаютъ меня, стараются болѣе говорить, а я не въ состояніи отвѣчать на всѣ любезности, что меня очень стѣсняетъ. По за[???]/пов/ѣди Вашей и по собственному чувству[35]] желала бы посидѣть одна потому что великую чувствую

// л. 147

пользу отъ того, но никакъ не могу. Нельзя ли Вамъ какъ нибудь устроить, {намѣкнуть[36]} объ этомъ [Поликсенѣ Васильевнѣ] /NN.[37]/. Вообще родной Батюшка не смотря на всѣ ее достоинства, желала бы видѣть въ ней болѣе простоты. Тогда бы можно было сказать что она во всемъ совершенна. Помолитесь за меня родной мой.

[грѣшная Амвросія.

Забыла Вамъ сказать что отъ Васи получила письмо проситъ Вашихъ Св. Молитвъ. М. Митроѳанія тоже она у меня сидитъ.[38]][39]}

// л. 147 об.

{х) пока потерпи! какъ нибудь уладимъ дѣло о безмолвіи полезномъ и душеполезномъ. Сперва посидишь, да помолчишь, потомъ почитаешь, а потомъ сосчитаешь, сколько праваго и сколько неправаго въ нашемъ настроеніи; а наконецъ и выдешь душевоспользовавшійся<?> молодецъ<?>![40]}

// л. 148

 

{23го Сент.<ября> — 67.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшія о Господѣ

Мать Варвара и Мать Серафима!

Батюшка О. Амвросій посылаетъ Вамъ коробокъ съ книгами для О. Архимандрита Иліодора, и проситъ Васъ доставить ихъ ему при случаѣ.

Батюшка поручилъ написать Вамъ, что всѣ Ваши письма получилъ исправно, послѣднія отъ 13 и 16го Сент.<ября>, сколько разъ брался за нихъ, читалъ, сколько разъ собирался продиктовать отвѣтъ на нихъ, на[41] всякій разъ

// л. 6

то или другое отнимаетъ у Батюшки возможность исполнить свое намѣреніе. Время какъ–то особенно трудное. Къ 7му Сентября съѣздъ былъ большой. Потомъ стали разъѣзжаться — надо было провожать вдругъ множество народа. Не успѣлъ Батюшка проводить всѣхъ, наѣхали другія цѣлыми партіями, въ чаяніи, что теперь время свободное… Нѣкоторыя недѣли по три жили, дожидались пока Батюшка займется съ ними. А о письмахъ и говорить нечего… Можете себѣ представить, какъ Батюшка всѣмъ этимъ озабоченъ, особенно

// л. 6 об.

тѣмъ, что цѣлый день въ трудахъ, изнемогаетъ до нельзя, а дѣло не спорится. Петръ Ивановичь съ Поликсеною Васильевною уѣхали 8го ч.<исла>, получивъ извѣстіе что братъ Поликсены Вас.<ильевны>, Александръ Вас.<ильевичь> Головнинъ боленъ, въ опасномъ положеніи. — М. Амвросія отправилась во градъ Бѣлевъ 18го ч.<исла> — За тѣмъ, кажется нѣтъ новостей достойныхъ Вашего вниманія. Погода у насъ долго стояла прескучная, все были дожди; и только дня три, слава Богу, какъ стоитъ ясная. Въ сырую погоду и Батюшкино слабое здоровье

// л. 7

не такъ–то хорошо было; но кромѣ погоды, еще болѣе дѣйствуетъ усталость. — За тѣмъ простите, и помяните въ святыхъ Вашихъ молитвахъ и меня недостойнаго

Многогр.<ѣшный> М.<онахъ> Константинъ.

26го Сент.<ября>. Сейчасъ принесли письма Ваши отъ 20го и 23го Сент.<ября>. Батюшка хотѣлъ читать и диктовать самъ.

Батюшка посылаетъ Вамъ нѣчто, отъ Поликс.<ены> Вас.<ильевны> и книжки, для раздачи, по надписанію. А нѣкоторыя положены на тотъ случай, если кто забытъ: раздайте ихъ по Вашему усмотрѣнію. Аннѣ Ильинишнѣ въ числѣ прочихъ также отдайте книжку.[42]}

// л. 7 об.

 

 



[1]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[2]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[3]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[4]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[5]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[6]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[7]        Рукой писца.

[8]        Автограф прп. Амвросия.

[9]        Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[10]      Вписано на полях вверху карандашом издателей.

[11]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[12]      Рукой писца.

[13]      Рукой писца.

[14]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[15]      Рукой писца.

[16]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[17]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[18]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[19]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[20]      На обороте обрывок письма. Зачеркнуто карандшом издателей.

[21]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[22]      Рукой м. Варвары Тимковской.

[23]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[24]      Рукой писца.

[25]      Рукой м. Амвросии.

[26]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[27]      Рукой м. Амвросии. Надпись на конверте.

[28]      Подчеркнуто карандашом и отмечено знаком: Х рукой прп. Амвросия.

[29]      Рукой м. Амвросии.

[30]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[31]      Рукой м. Амвросии. Надпись на конверте.

[32]      Рукой м. Александры.

[33]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[34]      Рукой м. Александры. Надпись на конверте.

[35]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[36]      Подчеркнуто и отмечено знаком: Х рукой прп. Амвросия.

[37]      Зачеркнуто и вписано рукой издателей.

[38]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[39]      Рукой м. Амвросии.

[40]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[41] Так в рукописи. Нужно: но

[42] Рукой Климента Зедергольма.