{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Многоуважаемыя Матушки, Мать Варвара и Мать Серафима! Батюшка О. Амвросій поручилъ мнѣ увѣдомить Васъ, что здоровье его все въ одинаковомъ положеніи. Кровотеченіе по временамъ останавливается дня на два, потомъ опять возобновляется. Употребленныя лекарства не оказали желаемаго дѣйствія, а только раздражили внутренность. Но вообще, благодареніе Богу, болѣзнь теперь слабѣе прошлогодней; и будемъ надѣяться, что Господь по великой Своей милости поможетъ Батюшкѣ перенести ее, какъ помогъ въ прошедшемъ году. Кажется, Вамъ уже писали, что для будущаго лѣта Батюшка устроиваетъ себѣ пустынную келлійку, чтобы можно ему

// л. 178

было отдыхать тамъ съ большимъ удобствомъ, нежели въ нынѣшнее лѣто. 29го Сентября отслужили тамъ молебенъ, и освятили мѣсто для Батюшкиной пустынки. Фундаментъ забутили, всѣ матеріалы, лѣсъ и кирпичь привезены; и какъ только будетъ сухая погода начнутъ готовить срубъ для кельи. Сажалка[1], которую тамъ вырыли, пополнилась водою аршина на два. Слава Богу! Если Господь дастъ, Батюшкѣ тамъ будетъ спокойно и удобно. Помолитесь, Матушки, чтобы Господь сохранилъ силы Батюшкины, и далъ бы ему тамъ съ отрадою и въ добромъ здоровьѣ пожить.

На прошлой недѣли возвратился я изъ Москвы, гдѣ прожилъ недѣли четыре. Письма

// л. 178 об.

О. Игумена Антонія вышли изъ печати. Когда транспортъ съ книгами будетъ полученъ у насъ, то, думаю, Батюшка пошлетъ нѣкоторыя книжицы и Сѣвскимъ матерямъ. Жизнеописаніе О. Иг. Антонія вышло изъ [печати,] цензуры, и будетъ теперь печататься.

Простите! Усердно прошу святыхъ Вашихъ молитвъ о своемъ непотребствѣ.

Многогрѣ<шный> М.<онахъ> Климентъ.

4го Ноября 69 г.[2]}

// л. 179

М. Варварѣ и М. Серафимѣ

Тимковскимъ.

 

 

{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

[Достопочтенныя о Господѣ

Мать Варвара и Мать Серафима!

Поздравляю васъ съ наступающимъ и всерадостнымъ праздникомъ Рождества Христова; и желаю вамъ праздновать оный въ мирѣ и утѣшеніи духовномъ.

30го Nоября писалъ я вамъ вкратцѣ о полученіи письма Вашего, передалъ присланные вами шесть рублей сер.<ебромъ> О. Иларіону, а имена вашихъ родителей и брата записаны у насъ въ скиту для поминоваенія при чтеніи Псалтыря и при совершеніи литургіи.

Здоровье мое еще не поправляется. До сихъ поръ не выходилъ въ хибарку,

// л. 171

и даже ходить свободно не могу, хотя по келліи и хожу, и приходящихъ принимаю.

Пирога имяниннаго уже негде искать, а посылаю вамъ мало нѣчто отъ имяниныхъ сластей и просфору, и по желанію твоему, Варваро, сухариковъ. Требуй ихъ отъ М. Аѳанасіи.

Александра Ник.<олаевна?> опять уѣхала въ Бѣлевъ, и можетъ быть съ Васей пріѣдетъ.

Письма Ваши съ оказіей получилъ[3]}{, и исповѣданіе читалъ.

Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[4]}

{17го Дек.<абря> — 69<ИЛИ3???>[5]}[6]]

 

{20го Дек.<абря> 69го года

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

[Сестры о Господѣ

Мать Варвара и Мать Серафима!

Поздравляю васъ съ наступающимъ великимъ торжествомъ праздника Рождества Христа Спасителя, сердечно желая вамъ всеобщее сіе христіанское празднество встрѣтить и провести въ возможно добромъ здравіи тѣлесномъ и радости душевной, въ обрѣтеніи мира и благоволенія Божія, которое возвѣстили ангелы человѣкамъ на землѣ, воспѣвая на воздусѣ хвалу и славу въ вышнихъ Богу. Рождейся отъ Дѣвы да помилуетъ всѣхъ насъ!

Посылаю вамъ съ оказіею письма О. Игумена Антонія. Многимъ болящимъ и немоществующимъ они очень[7]]

// л. 100

нравятся, потому что написаны мягкимъ и снисходительнымъ слогомъ и словомъ, аще въ нихъ вездѣ высказывается нелицемѣрно и правда Божія. Думаю, что и вамъ эти письма доставятъ и назиданіе и утѣшеніе душевное.

Письма ваши получаю исправно. Много накопилось разныхъ Вашихъ вопросовъ, остающихся безъ отвѣта, но отвѣчать вамъ теперь подробно не имѣю возможности. Всѣ ваши письма собралъ и положилъ подъ мою подушку; когда удосужусь, и хоть сколько–нибудь укрѣплюсь въ силахъ, постараюсь съ Божіею помощію написать вамъ потребное. А пока, сестры, потерпите на мнѣ, — вся вамъ воздамъ.

Наступающій Новый годъ желаю вамъ проводить въ мирѣ и спокойствіи душевномъ

// л. 100 об.

и въ утѣшеніи духовномъ и во всякомъ благополучіи.[8]}

{Миръ Вамъ! и духови вашему! и кельямъ Вашимъ — старой и новой!

Гр.<ѣшный> Амвросій.[9]}

 

{15 Апр.<ѣля> 69.[10]

Сестры о Господѣ

Мать Варвара

и Мать Серафима!

Вотъ наступаетъ свѣтлый праздникъ Воскресенія Господа и Бога и Спаса нашего Iисуса Христа. Поздравляю васъ съ симъ всерадостнымъ и всеобщимъ христіанскимъ торжествомъ. Желаю вамъ праздникъ сей встрѣтить и проводить въ мирѣ и утѣшеніи /духовномъ/. Когда будутъ у васъ пѣть: Христосъ воскресе, тогда помяните, что я васъ привѣтствую, [что я васъ привѣтствую] симъ христіанскимъ привѣтствіемъ.

// л. 9

Письма Ваши отъ 30 Марта и 1 Апр.<ѣля>, 4 Апр.<ѣля> и 7го Апр.<ѣля> получены. По краткости времени на все отвѣтствую вамъ словомъ Св. Исаака Сирина, который говоритъ /въ Сл.<овѣ> 48/, что все теченіе благочестивой жизни заключается въ трехъ сихъ: въ покаяніи, въ чистотѣ и въ совершенствѣ. Что есть покаяніе? Оставити первыя /т. е. согрѣшенія/ и скорбѣти о нихъ. Что есть чистота? Вкратцѣ: сердце милостиво о всякомъ созданномъ естествѣ. Что есть совершенство? Глубина смиренія.

Вопросъ: Что лучше, совершать ли обычное правило, или проходить Iисусову молитву? Отвѣтъ: лучше

// л. 9 об.

исполнять и то и другое; потому что подъ правиломъ жили, и не оставляли онаго великіе и совершенные мужи, каковъ былъ Антоній В.<еликій>, и преп. Зосима, видѣвшій Марію Египетскую. Стоя въ церкви должно слушать внимательно пѣніе и чтеніе церковное, и кто можетъ, /не/ долженъ оставлять при этомъ и молитвы Iисусовой, особенно когда не хорошо и не внятно слышно чтеніе церковное. Молитва Iисусова по наученію св. Отцевъ прилична когда человѣкъ идетъ, или сидитъ, или лежитъ, пьетъ, ѣстъ, бесѣдуетъ, или занимается какимъ рукодѣліемъ; кто можетъ при

// л. 10

всемъ этомъ произносить молитву Iисусову со смиреніемъ, тотъ не долженъ оставлять оной; за себя и каяться со смиреніемъ, но не смущаться, потомучто смущеніе, какое бы оно не было, есть признакъ тайной гордости, и доказываетъ неопытность и неискусство человѣка въ прохожденіи своего дѣла. Когда кто–либо совершаетъ келлейное правило, и среди онаго почувствуетъ особенно настроеніе духа къ молитвѣ Iисусовой, или къ поученію въ какомъ либо изреченіи Писанія, тогда можетъ оставить на время келлейное правило, и заняться тѣмъ или другимъ изъ сказаннаго. Такъ научаютъ насъ опытные Отцы.[11]}

{Миръ вамъ!

Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[12]}

// л. 10 об.

{+

Рыбная дача

18го Авгус.<та> — 69. г.[13]

Сестры о Г<оспо>дѣ

Мать Варвара и

Мать Серафима!

Получаю отъ васъ письма, а понемощи давно неотвѣчалъ вамъ. Скорбите о своей постройкѣ. Что дѣлать? Потерпите. И впередъ будете разсудительнѣе и осмотрительнѣе и въ другихъ дѣлахъ. Думаю, что вы не много тутъ наказаны и за непокорность

// л. 11

и презрѣніе моего грѣшнаго совѣта. Еслибы вы приспособили мой планъ къ своему соображенію, и потребовали /бы/ такъ отъ Управляющаго, чтобы срубъ былъ приготовленъ попредполагаемому плану, тогда бы много было вамъ легче и постройка былабы лучше. Хоть теперь послушайте меня — около самой печи сдѣлайте три двери, чтобы средняя дверь отворялась [бы] только

// л. 11 об.

съ общаго согласія, или [тр] среднюю /дверь/ и совсѣмъ оставить. Тогда келейки будутъ обѣ непроходныя, а это большее удобство подаетъ обѣимъ вамъ къ безмолвному уединенію. Никто изъ васъ да нераскаявается, что принял[а]/и/ полное монашество, только до конца да не вознерадимъ, а то силенъ Господь пода[ст]/ти/ намъ своевременную помощь, если [б]/п/остараемся отвергать самонадѣянность и презорство

// л. 12

и другое прочее неугодное Богу, пачеже и богопротивное. Какія письма отъ васъ получены, поселѣ сообразимъ и увѣдомимъ.

Миръ вамъ! молитвеннаго правила совсѣмъ неоставляйте, а старайтесь /хоть/ исполнять, елико, елико возможно. Молитесь и о моей худости. Ѣзжу по дачамъ, а укрѣпленія большаго нечувствуется. Но за все слава Богу, Который лучше нашего знаетъ полезное намъ. Гр.<ѣшный> Амвросій.[14]}

// л. 12 об.

 

{20 Сент.<ября> 69 г. [15]

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестры о Господѣ

Мать Варвара и Мать Серафима!

Письмо ваше отъ 5го Сентября получилъ. Поздравляю васъ съ приближеніемъ келліи вашей къ концу, и желаю вамъ въ ней пребыванія мирнаго и душеполезнаго. Напрасно вы приняли къ сердцу мое замѣчаніе(*): оно было сдѣлано просто, шутя и мимоходомъ; и теперь, когда вы объясн[я]/и/ли дѣло, все стало понятнѣе, укорите себя, что прежде не объяснили мнѣ, какъ было дѣло; и будьте покойны. Я ничего /не имѣлъ и/ не имѣю [противъ] /за это на/ васъ, и что писалъ вамъ, то писалъ просто. Пишешь ты, Мать Серафима, что хочешь

// л. 13

приходить къ сестрѣ въ опредѣленное время, къ обѣду и вечеромъ, а послѣ обѣда и послѣ вечерняго правила уходить въ свою келлію. Это одобряется, — держись этого, потому что послѣ обѣда требуется отдыхъ, а послѣ вечерняго правила святыми Отцами запрещены излишнія бесѣды, кольми паче не полезныя или ведущія къ общему смущенію. Каждому изъ насъ болѣе должно заботиться о себѣ самомъ, о своей душѣ, и о собственной пользѣ душевной, потому что по слову Апостола каждый изъ насъ самъ о себѣ воздаетъ слово Богу. У насъ же путаница отъ того и происходитъ, что мы

// л. 13 об.

все болѣе склонны къ вразумленію другихъ, и стараемся не только убѣдить, но и разубѣдить и доказать многоразличными аргументами. Дѣло же смиренія совершается очень просто, какъ говоритъ Апостолъ: миръ имѣйте и святыню ихже кромѣ никтоже узритъ Господа. И паки: другъ друга тяготы носите и тако исполните законъ Христовъ. Всеблагій Господь да помилуетъ всѣхъ насъ имиже вѣсть судьбами.[16]}

{Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[17]}

// л. 14

{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н. [18]

Сестры о Господѣ

Мать Варвара

и Мать Серафима!

Давно сбирался писать Вамъ, но никакъ не приходилось: то немощ[ь,]/и,/ то недосугъ никакъ не дозволяли сего сдѣлать. Теперь поздравляю васъ паки сошедшихся вкупѣ на общее житіе. Пожили вы немного врозь, а черезъ это пришлось вамъ перечувствовать. Примите это обѣ за урокъ себѣ, каждая усматривая свою пользу душевную изъ того, что жили врозь, и что живете теперь вмѣстѣ. Ни та, ни другая не допускайте въ себѣ самооправданія, а

// л. 15

начните дѣло пользы каждая съ познанія своихъ немощей съ самоукоренія; а въ продолженіи имѣйте въ виду то, чтобы одна другой нимало не мѣшать въ дѣлѣ спасенія, имѣя предъ очами всегда страхъ Божій и праведнаго обличителя свою собственную совѣсть, которой мо<наху???> не должно попирать ни въ какомъ случаѣ. Обѣ укорите себя и за то, что погорячились и много толковали при переходѣ изъ кельи Успенской. Можно бы было это сдѣлать и безъ горячности и поскромнѣе: тогда было бы полезнѣе обѣимъ сторонамъ. Зазрите себя въ этомъ и впередъ будьте осторожнѣе.[19]}

{Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[20]}

 

 



[1]        Сàжалка — небольшой искусственный водоем, пруд.

[2]        Рукой Климента Зедергольма.

[3]        Рукой писца.

[4]        Автограф прп. Амвросия.

[5]        Рукой писца.

[6]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[7]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[8]        Рукой писца.

[9]        Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[10] См. с купюрами: Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Письмо 88.

[11] Рукой писца.

[12] Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[13] См.: Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Письмо 90.

[14] Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[15] См.: Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Письмо 91.

(*) что неурядица была частію показательная <В НАПЕЧАТАННОМ СОБРАНИИ ПИСЕМ ПРОЧИТАНО: НАКАЗАТЕЛЬНАЯ???>. (Примеч. прп. Амвросия.)

[16] Рукой писца.

[17] Автограф прп. Амвросия.

[18] См.: Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Письмо 93.

[19] Рукой писца.

[20] Автограф прп. Амвросия. Карандашом.