{+

Достопочтеннѣйшія о Господѣ Матушка Варвара и Матушка Серафима!

Батюшка О. Амвросій поручилъ мнѣ грѣшному увѣдомить Васъ, что здоровье его, хотя и слабо, но особеннаго, благодареніе Господу, ничего нѣтъ. Послѣ Вашего отъѣзда Батюшка отправился на дачу, откуда возвратился въ Скитъ къ Троицыну /дню/, — но говорилъ, что хотя /почти/ цѣлую недѣлю отдыхалъ, но еще не отдохнулъ. Послѣ Троицына дня, въ Среду, Батюшка опять поѣхалъ на дачу, но пробылъ тамъ только три дня; пріѣхалъ въ Скитъ въ Субботу, и не совсѣмъ здоровый, — т. е. жаловался на какую

// л. 182

боль въ лѣвомъ боку. Такъ какъ Овсянниковъ перешелъ въ Болховъ, то пригласили Куевскаго изъ Бѣлева, который нашелъ, что боль — наружная, ревматическая и важнаго ничего нѣтъ. Нѣсколько дней Батюшка не принималъ посѣтителей, а теперь опять принимаетъ; и хотя слабъ, но въ обычномъ своемъ положеніи. — Постройка пустынной келлійки подвигается къ концу, но она еще не освящена, и не слыхать еще, когда будетъ окончена. — Поликсена Вас.<ильевна> въ Воронежѣ хорошаго кумыса не нашла, и возвратилась къ намъ съ Сережею. [М]/В/отъ Вамъ всѣ наши новости. Простите за поспѣшное мараніе, и помолитесь за меня недостойнаго. Съ Вами было послано письмо къ М. Агніи, со вложеніемъ 10 р. заимообразно. При случаѣ Батюшка велѣлъ возвратить эти деньги.

Многогр.<ѣшный> М.<онахъ> Климентъ.[1]}

// л. 182 об.

{18 Iюля 70 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшія о Господѣ Матушка Варвара и Матушка Серафима!

Поздравляю Васъ съ освященіемъ Батюшкиной новой лѣсной келлійки, которое, за Ваши святыя молитвы, благополучно совершилось во вторникъ, 14го Iюля. Батюшка перешелъ на новоселье /наканунѣ/, передъ бдѣніемъ, которое отслужилъ тамъ О. Ѳеодотъ. Служба правилась Знаменію Божіей Матери и Св. Предтечѣ, и была очень торжественная. Во время каѳизмъ, мы съ О. Анатоліемъ сѣли на дворѣ, у окна: было что–то таинственное въ этомъ церковномъ пѣніи и чтеніи въ новой кельѣ, среди лѣсной глуши; боковой фасадъ, съ двумя окнами, освященными /извнутри/ какимъ–то матовымъ розовымъ свѣтомъ, представлялъ

// л. 183

такой величественный видъ, что, забывшись, можно было подумать, что это не лѣсная келья, а храмъ. Бдѣніе отошло часовъ въ 11; и всѣ {поющіе вопіющіе[2]}, стряпущіе<???>, и прочіе разошлись по разнымъ уголкамъ искать себѣ ночлега. Утромъ Батюшка поднялся въ 5мъ часу. Прочитали утреннія молитвы и часы. /Потомъ/ для удобства Батюшка раздѣлилъ молебны на два. До пріѣзда гостей изъ монастыря, О. Ѳеодотъ отслужилъ первый молебенъ: Спасителю, [Б]/С/в. Николаю Чудотворцу, Св. Амвросію и Св. Александру Невскому. /Послѣ молебна/ [З]/в/скорѣ пріѣхали О. Пименъ съ О. Иларіемъ, О. Флавіанъ съ О. Иларіономъ и другіе. Хотѣлъ пріѣхать и самъ О. Игуменъ, но не могъ, зане обрѣтается подъ строгимъ смотрѣніемъ О. Никиты, и три недѣли уже не служитъ, по причинѣ нездоровья. За отсутствіемъ

// л. 183 об.

О. Игумена совершилъ освященіе воды О. Казначей Флавіанъ, съ О. Ѳеодотомъ и съ О. Пименомъ. О. Ѳеодотъ съ /О./ Анатоліемъ пошли кропить, всѣ кельи, сарай, ворота, калитку, прудъ, — обошли кругомъ около плетня, дошли и до нижняго пруда. Между тѣмъ начался соборный молебенъ, Божіей Матери, Св. Iоанну Предтечѣ, и Преп. Макарію Египетскому; по окончаніи молебна О. Пименъ прочиталъ изъ требника молитву: «егда имать кто внити въ домъ новъ»; потомъ О. Никонъ возгласилъ Батюшкѣ многолѣтіе. Присутствующіе отъ души пропѣли «многая лѣта»; а думаю такъ, что многіе и отсутствующіе, хотя въ то время не знали, что у насъ творилось, однако /въ/ сердцѣ подпѣвали намъ. Такъ совершилось наше торжество. Батюшка былъ веселъ и доволенъ, благодарилъ всѣхъ

// л. 184

за усердное посѣщеніе, — только очень усталъ. Послѣ нѣкоего угощенія, гости разъѣхались и разошлись; мы съ О. Анатоліемъ остались до другаго дня, и вечеромъ ходили къ пруду, кормить рыбку /съ плотины/, и любовались, какъ Батюшкина новая келья отражается въ [пруду]/водѣ/: это такая /чудная/ картина, что и хорошему живописцу трудно /было бы/ это изобразить. — Теперь я третій день сижу одинъ на безмолвіи, въ своей кельѣ; — а отъ другихъ слышу, что здоровье Батюшкино обычное, и что онъ послѣ бывшаго утомленія оправился. Сегодня, ко бдѣнію, надѣемся, что Батюшка возвратится съ Скитъ. —

Вотъ, по Батюшкину слову, что я Вамъ все опишу, описалъ я, хоть и не все, а кое–что. Простите! За молитвами Батюшкиными желаю Вамъ отъ Господа утѣшенія и всякаго благополучія, и всеусердно прошу Вашихъ святыхъ молитвъ.

Многогрѣшный М.<онахъ> Климентъ.

/Екатерина Ивановна Романова Вамъ кланяется.[3]/[4]}

// л. 184 об.

 

{30 Iюня 70 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Многоуважаемыя о Господѣ

Матушка Варвара и Матушка Серафима!

Батюшка О. Амвросій вчера отправился на дачу, и предъ отъѣздомъ поручилъ мнѣ грѣшному написать Вамъ отъ него привѣтствіе о Господѣ съ искреннимъ благожеланіемъ, и увѣдомить Васъ, что здоровье его, хоть и слабо, но въ обычномъ положеніи, и особеннаго ничего нѣтъ. Только Батюшка по прежнему очень утомляется отъ народа. Посѣтителей и посѣтительницъ очень много. Между прочимъ пріѣ[зж]/х/ала изъ Курска

// л. 185

М. Херувима, съ маленькимъ своимъ племянникомъ; она сегодня или завтра отправляется въ Новосильскій уѣздъ къ своимъ роднымъ, и отъ нихъ, кажется, опять заѣдетъ къ намъ. Еще у насъ въ скиту гоститъ О. Игуменъ Антоній Бачковъ, о которомъ, можетъ быть, слышали. Кажется, М. Макарія Домогатская его знаетъ нѣсколько. Онъ полагалъ здѣсь начало при Старцѣ О. Львѣ, потомъ жилъ въ разныхъ монастыряхъ, наконецъ былъ настоятелемъ Череменецкаго монастыря (Петербургск.<ой> губ.<ерніи>), и теперь живетъ тамъ же на покоѣ, и пріѣхалъ провѣдать старыхъ своихъ знакомыхъ. Къ памяти О. Архим.<андрита> Моисея пріѣзжалъ къ намъ Задонскій

// л. 185 об.

О. Арх<имандри>тъ Димитрій. И кромѣ того было и есть много пріѣзжихъ, такъ что для Батюшки одно спасеніе — дач[ѣ]/а/, гдѣ и пробылъ, послѣ 16го I.<юня>, дней пять. Сколько теперь тамъ пробудетъ, не знаю. Постройка пустынной кельи приближается къ концу; рядчикъ обѣщалъ окончить около 5го ч.<исла>. А когда будетъ освященіе, и когда Батюшка перейдетъ туда, еще не рѣшено. Вотъ Вамъ всѣ наши новости. Въ дополненіе развѣ сообщить Вамъ и Мещовскія новости: 23го ч.<исла> на праздникъ Владимірской Божіей Матери нашъ Владыка служилъ въ Мещовскомъ монастырѣ, О. Марку далъ набедренникъ, а О. Меркурія посвятилъ

// л. 186

въ Iеродіакона. — Екатерина Ивановна Романова Вамъ кланяется, и говоритъ, что писала Вамъ, Матушки Серафима, два письма; но на первомъ не догадалась выставить Вашу фамилію, и потому не знаетъ, дошло ли оно до Васъ. — Поликсена Васильевна съ дѣтьми отправилась въ Петербургъ, понеже Петербургскіе мудрые врачи рѣшили, что Сережѣ будетъ очень полезно пить кумысъ въ Царскомъ Селѣ. — Прошу Васъ передать Матушкѣ Макаріи Домогатской, что я сознаю себя очень виноватымъ передъ нею, что давно не писалъ ей увѣдомленія о Батюшкѣ: Постараюсь исправиться. — Простите! Прошу Вашихъ святыхъ молитвъ, желаю Вамъ, за молитвами Батюшки, всякаго утѣшенія отъ Господа. — Многогрѣшный и непотребный М.<онахъ> Климентъ. [5]}

// л. 186 об.

 

 

 

{28го Ноября 70 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

[Сестры о Господѣ

Поздравляю васъ, тебя, Мать Варвара съ приближающимся днемъ твоего Ангела, а тебя, Мать Серафим[ѣ]/а/, съ дорогою имяниницею, и желаю вамъ, молитвъ ради Св. Великомученицы Варвары, всего, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна: аще кая добродѣтель, и аще кая похвала, сія помышляйте: имже и научитеся, и пріясте, и слышасте,

// л. 107

сія творите: и Богъ мира будетъ съ вами.[6]]

Сегодня привѣтствую васъ только о Господѣ, и во утѣшеніе вамъ выписалъ слова св. Апостола Павла къ филиппинямъ. Отвѣчать же вамъ по содержанію вашихъ писемъ ([п]/к/оторыя получаю исправно) не имѣю возможности, а оставляю это до другаго болѣе удобнаго времени. Здоровье мое стало было приходить въ среднее положеніе; но съ праздника Введенія опять чувствую себя не совсѣмъ хорошо. Главное, очень слабъ, и утомляюсь

// л. 107 об.

отъ всегдашнихъ моихъ занятій съ посѣтителями.[7]}

{Миръ вамъ!

Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.

Въ слѣдующ.<емъ> письмѣ перепишу [ч]/Ч/исла вашихъ писемъ.[8]}

// л. 108

 

/1870[9]/

{[М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н. [10]]

Сестры о Господѣ

Мать В[арвара и[11]] Мать С[ерафима[12]]!

Въ новое 70е лѣто прежде всего прошу у васъ прощенія за мои неисправности письменныя, бывшія особенно подъ конецъ прошлаго гола. Вы учащенно мнѣ писали, а я по болѣзни и недосугу отвѣчалъ вамъ мало. Послѣ чего [пр]/уже/ пишу вамъ и поздравленіе съ Новымъ Годомъ, съ искреннимъ желаніемъ вамъ древнихъ милостей Господнихъ, и новыхъ успѣховъ во благочестіи христіанскомъ и въ исполненіи заповѣдей Господнихъ. Апостолъ Павелъ говоритъ: внѣшнее обученіе въ малѣ есть полезно, благочестіе же на все полезно есть[13]. И Преп. Маркъ въ своемъ

// л. 109

законѣ /отд. 190е/ духовномъ говоритъ: Господь сокровенъ есть въ Своихъ заповѣдяхъ, и ищущимъ Его по мѣрѣ обрѣтается. И тутъ же выше прибавляетъ: кромѣ молитвы и терпѣнія хотяй побѣдити искушені[я]/е/ не отринется, но множае оплетется оными. И далѣе: совѣсть благая молитвою обрѣтается, и молитва чистая совѣстью: едино бо другое по естеству пріемлетъ. Всегда дѣлай благое по силѣ, и [п]/в/о время большаго не обращайся на меньшее: обрѣтивейся бо вспять, сказано въ [п]/П/исаніи, нѣсть управленъ въ Царствіи Божіи (Лук. 9, 62). И паки Преп. Маркъ глаголетъ: не покушайся вещь неудобну разрѣшити любопрѣніемъ, но имиже духовный законъ повелѣваетъ, сирѣчь терпѣніемъ и молитвою и единомысленною

// л. 109 об.

надеждою. [И паки] Егда разрѣшити хощеши вещь неудобопостигаемую, ищи о ней, что Богови угодно, и обрящеши рѣшеніе тоя полезное. — Во всемъ сказанномъ, болѣе другихъ словъ повторяется слово терпѣніе. По этому начнемъ свое исправленіе съ терпѣнія находящихъ, какъ поучаетъ насъ Преп. Петръ Дамаскинъ.

Вотъ вамъ, сестры и матери, наше грѣшное въ новое лѣто привѣтственное и искреннее [благо]/изъя/вленіе усерднаго благожеланія.

{Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[14]}

[Здоровье мое съ перемѣжкою, то лучше, то хуже, отъ погоды и отъ усталости.[15]][16]}

// л. 110

 

{19 Дек.<абря> 70.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Матери и Сестры

Мать Варвара

и Мать Серафима!

Поздравляю Васъ съ праздникомъ Рождества Христова и съ Новымъ Годомъ. Я въ эти дни такъ изнемогъ отъ исповѣдниковъ и посѣтителей, что не имѣю силу всѣхъ васъ порознь поздравлять; а написалъ вамъ одно общее поздравленіе, которое посылаю на имя М. Макаріи Домогатской.

// л. 189

Возьмите и вы у нея етотъ листокъ, прочтите, а если желаете, то и спишите себѣ.

Третьяго дня получилъ отъ васъ письма. Но отвѣчать теперь на эти, и на прежнія ваши письма не имѣю возможности. Сами знаете, какое трудное для меня теперь время. Помолитесь сестры, чтобы Господь укрѣпилъ немощь мою; послѣ праздниковъ, съ Божіею помощію постараюсь

// л. 189 об.

 

написать Вамъ что нибудь дѣльнѣе.

Миръ вамъ![17]} {Миръ вамъ!

Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[18]}

 

 

{+

Диктованіе.[19]

27го Окт.<ября> 70.

Сестры о Господѣ

Мать Варвара

и Мать Серафима!

Получилъ отъ васъ два письма первое отъ 3го Октября, а 2ое отъ 19го въ письмѣ, а на штемпелѣ 17е. Прошеніе объ увѣдомленіи исполняю. А свое желаніе, написать вамъ что–либо, оставляю до другаго времени, потомучто нездоровится мнѣ при сырой погодѣ.

Впрочемъ хоть нѣсколько словъ скажу.

Ангелъ покаянія Св. Ерму говорилъ, что «вѣра съ выше есть, отъ Бога, а сомнѣніе и невѣріе есть духъ земной и отъ діавола». [Если]

// л. 18

Если апостолы, будучи еще несовершенными молились Господу, чтобы приложилъ имъ вѣру, то кольми паче намъ немощнымъ и изнемогающимъ въ вѣрѣ, прилично и потребно молиться, чтобы Господь преложилъ невѣріе наше въ въ[20] вѣру, и отгналъ духъ сомнѣнія и неразсуднаго недоумѣнія.[21]}

{Миръ вамъ!

Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.

Г<оспо>дь да проститъ согрѣшенія наша отъ немощи.[22]}

// л. 18 об.

{3 Ноября 70 г.[23]

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестры о Господѣ

Мать Варвара

и Мать Серафима!

[Поздравляю васъ, одну съ приближающимся днемъ /ея/ Ангела, а другую съ дорогою имяниницею, и молитвеннаго ради предстательства всѣхъ ангеловъ и архангеловъ, херувимовъ и серафимовъ, и всѣхъ безплотныхъ силъ небесныхъ желаю вамъ мирнаго пребыванія, и сопребыванія, и житія, и благожитія, во исполненіе святыхъ и животворящихъ заповѣдей Господнихъ. Аминь.

Спрашивали вы меня не разъ, и лично и письменно,

// л. 19

что вамъ въ кельѣ вычитывать вмѣсто {вечерни и утрени[24]}, когда не можете быть при Церковномъ Богослуженіи. Я вамъ и устно на это отвѣчалъ, и листки ваши возвращалъ вамъ съ утвержденіемъ; а теперь вы опять спрашиваете меня объ этомъ. По желанію вашему, опять повторяю, что прежде было вамъ сказано. Вмѣсто вечерни можете читать 9й Часъ, 12ть псалмовъ, начало Повечерія, одинъ Акаѳистъ съ канономъ, и канонъ Ангелу хранителю. Вмѣсто утрени, при немощи, можете читать: утреннія молитвы, 12ть Псалмовъ, и Первый Часъ. А когда есть силы, время, и усердіе, то можете послѣ утреннихъ молитвъ читать /еще/ Полунощницу и Шестопсалміе.

// л. 19 об.

Также можете тутъ же вычитывать свои каѳизмы, на сколько хватитъ силъ и [усердія] /возможности/. Впрочемъ, больнымъ и немощнымъ надобно по силѣ своей исполнять сказанное, а въ случаѣ неисполненія, должно имъ каяться и смиряться, не смущаться и переспрашивать, въ случаѣ измѣненія силъ. Еще бы что нибудь написалъ; но и некогда, и нездоровится. Послѣ письма отъ 19 (17го) Октября получены письма ваши отъ 23го Окт<ября>, и съ чужими отъ 2[9]/8/го и отъ 29го.[25]]

Мать Серафима! Ты сожалѣешь, что получила мантійку изъ рукъ О. Михаила, а не изъ грѣшныхъ рукъ моихъ. Сама тому причиною по твоей нетерпѣливости: требовала чрезъ О. Михаила, такъ и получила.

// л. 20

А если бы немного подождала, или бы не принимала отъ О. Михаила, тогда бы получила оную, какъ желала. Впрочемъ знай, кто вѣруетъ самому дѣлу, а не внѣшности дѣла, для того полученіе это не имѣетъ никакой разности. Св. Аѳанасій Александрійскій не претендовалъ, что не изъ рукъ самаго Антонія Великаго получилъ его мантію. Но если уже великіе — такъ, кольми паче малымъ намъ съ тобою — такъ.

Пусть будетъ такъ, только будемъ мирны, и смирны, паче же смиренны. Тогда все будетъ на пользу намъ, по слову Писанія: чистымъ вся чиста. Да будетъ и у насъ все чисто на чисто. Аминь![26]} {Г<оспо>дь да проститъ вамъ прошедшее и да утвердитъ въ будущемъ! гр.<ѣшный> Амвросій.[27]}

 



[1]        Рукой Климента Зедергольма.

[2]        «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» (имеются в виду ангелы) — это возглас священника перед тем как хор начинает петь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...».

[3]        Запись на полях слева.

[4]        Рукой Климента Зедергольма.

[5]        Рукой Климента Зедергольма.

[6]        Флп. 4:8. Зачеркнуто карандашом издателей.

[7]        Рукой писца.

[8]        Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[9]        Вписано на полях вверху карандашом издателей.

[10]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[11]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[12]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[13]      1 Тим. 4:8.

[14]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[15]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[16]      Рукой писца.

[17]      Рукой Климента Зедергольма.

[18]      Автограф прп. Амвросия.

[19] См.: Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Письмо 100.

[20] Так в рукописи.

[21] Рукой писца.

[22] Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[23] См. с купюрами: Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Письмо 108, 101.

[24] Было: утрени и вечерни

[25] Зачеркнуто карандашом издателей.

[26] Рукой писца.

[27] Автограф прп. Амвросия.