{[+

Сестры о Господѣ

Мать Варвара

и Мать Серафима!

Привѣтствую Васъ съ наступающими всемірными торжествами Святой Церкви преславнаго Рождества Iисуса Христа и грядущаго новолѣтія. Желаю вамъ получить миръ и благоволеніе отъ Принесшаго на землю миръ и къ человѣкамъ благоволеніе, и въ новое лѣто вступить съ новыми силами

// л. 134

на воздѣланіе каждый своей нивы душевной.

А у насъ сего 16 числа, т. е. въ субботу въ Скитской церкви снаряженъ новый строй оратаевъ или лучше воиновъ, которые только сейчасъ облечены во оружія духовныя и доспѣхи.

1й Венедиктъ бывшій о. Василій.

2, Леонтій (О. Леонидъ).

3, Климентъ (О. Константинъ)

4, Iоанникій (О. Iоаннъ)

5, Палладій (О. Петръ). Сію минуту была передача ихъ отцамъ ихъ Духовнымъ въ кельяхъ /у меня/ Болящаго. 1й, 2й и

// л. 134 об.

4й переданы подъ окормленіе О. Иларіону, а 3й и 5. Б[атюшкѣ]/ольному/ мнѣ. А завтра, т. е. въ Воскресенье будутъ постригать въ монастырѣ двухъ О. Сергіевъ.

Самъ я не выхожу изъ келліи своей, нога что то болитъ[1]}{, да и вся внутренность страдаетъ.

гр.<ѣшный> Амвросій.

19 Дек<абря> 67.

о. Климентъ новопостр.<иженный> кланяется [тебѣ]/Вамъ/ —

16го Дек<абря> постр<и>женъ.[2]}

// л. 135

{[Христосъ воскресе, Смертію Смерть поправъ и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ.

Мать Варвара!

Прежнее твое я знаю отъ тебя устно, а послѣднее письменно. Поэтому будь покойна! Господь да проститъ тебя и да помилуетъ; и азъ грѣшный прощаю и разрѣшаю.

недостойный Iеромонахъ Амвросій.

Если Богъ благоволитъ, то и увидимся.[3]][4]}

// л. 135 а

 

{Варвара Ил.<ьинишна>

оставайся пока тутъ; а о сестрѣ послѣ поговоримъ.

гр.<ѣшный> А.<мвросій>[5]}

// л. 136

 

{[<?>тельствовать Вашему

покорному слугѣ

Николаю Иванову.][6]}

// л. 136 об.

{Письма отъ 8го Февраля немного почиталъ, а всего не когда —.

Помози Г<оспо>ди исправиться, но будь тверда касательно кельи

Гр.<ѣшный> Амвросій.[7]}

// л. 137

 

 

{Святѣйшій Батюшка!

Бѣлевскій ямщикъ привезъ Орловскихъ монахинь и нанимается свезть насъ въ Сѣвскъ парой крытая будка за 15 р. какъ будетъ ваше благословеніе?

многогрѣш:<ная> ваша Варвара

цалуетъ ноги ваши[8]}

// л. 138

{Хорошо! Если недорого сбирайтесь — Завтра утромъ исповѣдуемся аще Г<оспо>дь поможетъ![9]}

// л. 138 об.

{Желающимъ не вотще, а съ пользою душевною, совершать прави[в]/л/ьце новоначальныхъ, нужно и должно превыше всего знать и содержать всегда въ памяти слѣдующее.

Господь говоритъ во Евангеліи: не всякъ глаголяй ми, Господи, Господи, внидетъ въ царствіе небесное, но творяй волю Отца Моего. Воля же Божія есть исполненіе Заповѣдей Божіихъ; Заповѣди же Божіи суть: не гнѣваться всуе на ближняго, несудить и неосуждать. А иначе жизнь наша, какая бы /она/ благочестивая небыла, будетъ лишь одно лицемѣріе и фарисейство, по свидѣтельству Самого Господа глаголющаго: Лицемѣре! изми первѣе бервно изъ очесе твоего, т. е. прежде позаботься о своихъ

// л. 139

грѣхахъ и о своихъ страстяхъ и о своихъ недостаткахъ душевныхъ, и постарайся прежде уврачевать свои немощи душевныя: и тогда изъ собственнаго опыта научишься, какое нужно имѣть состраданіе, въ отношеніи душевныхъ недостатковъ ближняго твоего, поругаемаго отъ общихъ враговъ [нашихъ] душевныхъ, которые такъ много поругались /и/ надъ [нами сами] /тобою/ и доселѣ еще ухищряются нагло /тебя обольщать и [???]/ обманывать.

Еще заповѣди: любить враговъ и молиться затворящихъ намъ напасть; особенноже молиться нужно въ то время, когда [на] /противъ/ кого либо стужаютъ намъ помыслы гнѣва или памятозлобія, какъ научаетъ насъ св. Авва Дороѳей: Господи!

// л. 139 об.

помози рабу твоему или рабѣ твоей /имя/ и за молитвы его или ея мнѣ окаянному. Опытъ покажетъ, какъ сильна краткая сія молитва, ежели человѣкъ неоправдывается. — Молиться за тѣхъ, кого мы подозрѣваемъ въ дурной жизни, — для новоначальныхъ есть явное обольщеніе. —

Такъ же Заповѣдь: аще кто ударитъ тя въ десную твою ланиту, т. е. если кто оскорбитъ тебя или будетъ порицать за то, въ чемъ ты совершенно невиноватъ, или въ такомъ случаѣ, гдѣ ты старался [совершить] /сдѣлать какое либо/ доброе дѣло ради Бога, — тогда обрати ему и другую ланиту т. е. укори себя [отъ сердца если] /говоря: что/ достойно тебѣ попущено

// л. 140

сіе за то, что ты многократно оскорблялъ и прогнѣвлялъ грѣхами твоими Всеблагаго и Премилосердаго Бога; и потому пріими благодарно, хотя терпкое, но дѣйствительное врачевство душевное, посланное Промысломъ Божіимъ къ очищенію твоихъ грѣховъ и страстей, и особенно къ исцѣленію души /твоей/ отъ тонкаго и многообразнаго тщеславія, которое дѣлаетъ тщетнымъ всякое доброе дѣло. —

Кромѣ сего, — хотящимъ жить благочестиво, нужно воздержаніе /не только/ въ пищи и питіи, но и воздержаніе очей и слуха и языка и отъ не умѣстнаго /знакомства и/ обращенія.

Молитесь и о пишущемъ и глаголющемъ, но не творящемъ, да не въ судъ и осужденіе будутъ ему сія![10]}

// л. 140 об.

 

{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Родной Батюшка

Думаю, что Вы провидѣли, что у меня на душѣ. Сегодня я вообще расположена къ скорбнымъ впечатлѣніямъ. Мнѣ пришелъ помыслъ, что Вы болѣе любите Поликсену Васильевну. И такъ какъ Вамъ извѣстны мои чувства къ ней, то можете судить, какъ самый этотъ помыслъ для меня былъ тяжелъ.

// л. 141

Кажется я во всемъ готова ей уступить только не въ Вашей любви. Помолитесь за меня родной мой и успокойте меня

грѣшная Амвросія.[11]}

{Успокойся! это просто тебѣ искушеніе отъ врага, воздвизающаго всегда немирствіе. Когда ты сама просила о мантіи П. В. —

// л. 141 об.

то было ничего; а когда я тоже самое сказалъ, то извратилось все, будтобы уже ее больше тебя любятъ. Васъ и приласкать нельзя. Ты уже въ оградѣ и болѣе половины получила; а она еще за оградою, и когда еще что получитъ?

Умирись!

// л. 142

Все пройдетъ и изгладится. —[12]}

{Родному Батюшкѣ

отцу Амвросію[13]}

// л. 142 об.

 

{М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Родной Батюшка!

Давно ничего не знаю о здоровьѣ Вашемъ. На меня напала сильная тоска отъ разныхъ обстоятельствъ стекшихся въ одно время. Мнѣ кажется что Вы и Матушка ни въ чемъ меня не потдерживаете. Особенно когда вспомню сколько Вы меня нагибали передъ нѣкоторыми людьми, а ко мнѣ никого не наклоняете. А также и Матушка. Монахини наши удивляются что Одоевцеву такъ скоро постригли и выражаются такъ

// л. 143

«что еслибы это М. Амвросію, то никтобы и слова не сказалъ», а когда я вспомнила, сколько я потерпѣла передъ постриженіемъ, да и теперь моя келлія всегда послѣдняя. М. Митроѳанія тоже приподнялась и въ послѣдній разъ когда у меня была покострилась со мной. Мнѣ кажется по всѣмъ моимъ обстоятельствамъ, что я и {Богомъ оставлена[14]}. Такая тоска до болѣзни и молиться не могу. Простите родной Батюшка и помолитесь за окаянное свое чадце

грѣшную Амвросію[15]}

// л. 143 об.

{Х. Эхъ мать! не вовремя ты врагомъ затрогана, когда я ни къ чему не способенъ!

возверзи на Г<оспо>да печаль твою, а людей оставь,

гр.<ѣшный> Амв<росій>.[16]}

// л. 144

 

 

{Его Высокопреподобію

Достопочтеннѣйшему Старцу

Отцу Амвросію.[17]}

// л. 144 об.

{+

Родной батюшка!

Сегодня я также чувствую раздраженіе готова всѣмъ говорить дерзости, особенно маминькѣ и Федору Захаровичу. Помолитесь за меня. Еще тревожитъ меня мысль что О. Никодимъ сюда переѣзжаетъ чѣмъ весь монастырь

// л. 145

смущается не написать ли завтра объ этомъ Поликсенѣ Васильевнѣ. Прошу вашего благословенія.

грѣшная Александра.[18]}

{Будь покойна насчетъ О. Никодима; Ему никогда тутъ не жить. Недавно дали ему Анну на шею, потому и долженъ продолжать свою должность.

// л. 145 об.

Самъ Архіерей пишетъ о. Леониду, что о. Ник.<одимъ> замолчалъ о скитѣ; а ѣдитъ онъ къ намъ лишь показать свою ленту.

За раздраженіе укори себя — что видишь все чужіе недостатки, а своя немощь наружу лезитъ; лучше другъ другу снисходить!

многогр.<ѣшный> Ам<вро>сій.[19]}

// л. 146

 

 

{Достопочтеннѣйшему Батюшкѣ

Отцу Амвросію.[20]}

// л. 146 об.

 

{М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Родной Батюшка!

[Мнѣ что–то очень не ладится сегодня, и я очень кислая, тутъ же какъ нарочно, какъ Поликсена Васильевна, такъ и Петръ Ивановичь, стараются оказывать вниманіе: посѣщаютъ меня, стараются болѣе говорить, а я не въ состояніи отвѣчать на всѣ любезности, что меня очень стѣсняетъ. По за[???]/пов/ѣди Вашей и по собственному чувству[21]] желала бы посидѣть одна потому что великую чувствую

// л. 147

пользу отъ того, но никакъ не могу. Нельзя ли Вамъ какъ нибудь устроить, {намѣкнуть[22]} объ этомъ [Поликсенѣ Васильевнѣ] /NN.[23]/. Вообще родной Батюшка не смотря на всѣ ее достоинства, желала бы видѣть въ ней болѣе простоты. Тогда бы можно было сказать что она во всемъ совершенна. Помолитесь за меня родной мой.

[грѣшная Амвросія.

Забыла Вамъ сказать что отъ Васи получила письмо проситъ Вашихъ Св. Молитвъ. М. Митроѳанія тоже она у меня сидитъ.[24]][25]}

// л. 147 об.

{х) пока потерпи! какъ нибудь уладимъ дѣло о безмолвіи полезномъ и душеполезномъ. Сперва посидишь, да помолчишь, потомъ почитаешь, а потомъ сосчитаешь, сколько праваго и сколько неправаго въ нашемъ настроеніи; а наконецъ и выдешь душевоспользовавшійся<?> молодецъ<?>![26]}

// л. 148

 

{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

7го Августа 1871. Диктованіе.[27]

Сестры о Господѣ

и Чада духовныя

Мать Варвара

и Мать Серафима!

Получая отъ васъ скорбныя письма, я все ожидалъ: вотъ, вотъ конч[а]/и/тся непріятная исторія неладной постройки. Но она доселѣ продолжается. Для успокоенія душъ вашихъ нахожу благовременнымъ напомнить вамъ о евангельскихъ словахъ Самаго Господа: аще кто тя ударитъ въ десную твою ланиту, обрати ему и

// л. 21

другую. Т. е. когда насъ укоряютъ и обвиняютъ въ томъ, въ чемъ мы нисколько не виноваты, тогда мы должны обратить мысль свою къ тѣмъ случаямъ, въ которыхъ мы были виноваты передъ Богомъ, или передъ людьми, и для полученія прощенія въ своихъ согрѣшеніяхъ должны простить несправедливость и обиды, наносимыя намъ отъ ближнихъ нашихъ, слыша паки Господа глаголющаго: аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ Небесный согрѣшенія ваши; аще ли же не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія

// л. 21 об.

ихъ отъ сердецъ вашихъ, ни Отецъ Небесный не отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ. Грозно и страшно слово сіе! Постараемся исполнять то, что отъ насъ требуетъ Слово Божіе, и оставимъ самолюбивыя наши претензіи, домогаясь человѣческой правды. Словомъ, позаботимся о томъ, чтобы не относился /и/ къ намъ упрекъ апостольскій: ищуще поставити правду свою, правдѣ Божіей не повинушася[28]. Правда же Божія состоитъ въ томъ, чтобы при удареніи въ десную ланиту помнить дѣла свои съ шуіей стороны.[29]} {Миръ Вамъ!

гр.<ѣшный> Амвросій.[30]}

// л. 22

{М. Макарія теперь у насъ въ обители; а М. Амвросія въ Тулѣ: у нея родились двѣ внучки, близнячки, Вѣра и Любовь; а мать ихъ едва жива осталась.[31]}

 



[1]        Рукой писца.

[2]        Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[3]        Зачеркнуто карандашом издателей.

[4]        Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[5]        Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[6]        На обороте обрывок письма. Зачеркнуто карандшом издателей.

[7]        Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[8]        Рукой м. Варвары Тимковской.

[9]        Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[10]      Рукой писца.

[11]      Рукой м. Амвросии.

[12]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[13]      Рукой м. Амвросии. Надпись на конверте.

[14]      Подчеркнуто карандашом и отмечено знаком: Х рукой прп. Амвросия.

[15]      Рукой м. Амвросии.

[16]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[17]      Рукой м. Амвросии. Надпись на конверте.

[18]      Рукой м. Александры.

[19]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[20]      Рукой м. Александры. Надпись на конверте.

[21]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[22]      Подчеркнуто и отмечено знаком: Х рукой прп. Амвросия.

[23]      Зачеркнуто и вписано рукой издателей.

[24]      Зачеркнуто карандашом издателей.

[25]      Рукой м. Амвросии.

[26]      Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[27] См.: Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Письмо 106.

[28] Рим. 10:3.

[29] Рукой писца.

[30] Автограф прп. Амвросия. Карандшом.

[31] Рукой писца.