{Диктованіе.[1]
18 Янв.<аря>
М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.
Сестры о Господѣ, и чадца труждающіяся, Мать
Варвара и Мать Серафима!
Письма
ваши получаю, а отвѣчать на нихъ не отвѣчаю. Немощь и недосугъ паче
мѣры обременяютъ меня грѣшнаго. Хочу вамъ написать хоть краткое
слово обѣимъ вмѣстѣ. На дняхъ раскрылъ я книгу Добротолюбія и
открылось мнѣ мѣсто на 77й главѣ
Каллиста и Игнатія, въ которой они говорятъ: яко подобаетъ быти кротку сердцемъ
по всяцѣй нуждѣ, (т. е. не смотря ни на какія причины къ возмущенію);
якоже хотяй научитися добрѣ стрѣляти не безъ знаменія [не] лукъ
напрягаетъ, (а цѣль поставляетъ); тако хотяй научитися
// л. 23
безмолствовати,
яко знаменіе, (или цѣль), да имать еже присно кротку быти сердцемъ. Не
довлѣетъ къ добродѣтели обученіе (въ подвигахъ), но подобаетъ и
кротку быти со обученіемъ. Далѣе въ главѣ 79й
/какое–либо/ уклоненіе отъ кротости названо уклоненіемъ отъ цѣли духовной
жизни.
Слова
преподобныхъ сихъ согл[у]/а/суютъ съ словами Самаго Господа, глаголющаго:
научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ и проч. И, блажени
кротцыи, яко тіи наслѣдятъ Землю, сирѣчь сердце, плодоносящее
благодатію на тридесять, и шестьдесять и сто, по чину новоначальныхъ, среднихъ
и совершенныхъ, — никакоже ни
// л. 23 об.
въ
чесомъ смущая, или смущаяся, аще гдѣ не о благочестіи будетъ слово.
Письма
ваши отъ 1го, 4го и 8го Января
получены.
Портретъ
брата возвращаю. Здоровье мое не совсѣмъ поправляется, а катарръ
желудочный все болѣе и болѣе распространяется.[2]}
{Миръ вамъ!
многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ>
Амвросій.[3]}
// л. 24
{29 февр.<аля>
+
Матери и Сестры о Господѣ
Мать Варвара
и Мать Серафима!
Сбирался
я написать вамъ порознь, но едва могу написать и общее письмо кое–какое.
При
наступленіи св. Четыредесятницы вы обѣ просите прощенія, каждая
изъясняя свои немощи душевныя и тѣлесныя, какія васъ тревожили въ
продолженіе прешедшаго лѣта. Господь [васъ] да проститъ вамъ прошедшее, и
да утвердитъ васъ /въ/ будуще[е]/мъ/, какъ изречено согрѣшившей
// л. 25
пречистыми
Его устами: /ни Азъ тя осуждаю,/ иди, и къ тому не согрѣшай[5].
И намъ бы Господь помогъ и укрѣпилъ насъ воздержаться особенно отъ
немощей самолюбія, которое болѣе всего портитъ наше дѣло, и
препятствуетъ душевному исправленію. Какъ для мірскихъ корень всему злу
сребролюбіе, такъ для монашествующихъ корень всему злу самолюбіе, котораго
Господь и повелѣваетъ прежде всего отрещися: иже хощетъ по Мнѣ ити[6]
да отвержется себе. Самолюбіе наше примѣшивается и
противодѣйствуетъ каждому доброму дѣлу и
// л. 25 об.
портитъ
и растлѣваетъ оное; особенно же препятствуетъ приносить чистую молитву
Богу. Блаженный Каллистъ Патріархъ въ главахъ о молитвахъ говоритъ такъ: аще
хощещи уразумѣти, како подобаетъ молитися, взирай на конецъ вниманія или
/и/ молитвы, и не прельщайся. Сея бо конецъ возлюбленне, умиленіе есть
всегдашнее, сокрушеніе сердца, любы ко ближнему. Сопротивное же явственное
есть: помыслъ похоти, шептаніе клеветы, ненависть ко ближнему, и елика симъ
подобна. (Добротол.<юбіе> Чть 2я,
глава 14я).
// л. 26
Всеблагій
Господь да подаетъ намъ полезное, и душеполезное и спасительное, отъ
Зловреднаго же да избавитъ.
Мать
Серафима! Не безпокойся словомъ написаннымъ на портретѣ брата вашего. Оно
ничего не значитъ. Читая твое письмо я принималъ нѣкоторыхъ и по
привычкѣ писать /иногда/ пальцемъ, я тутъ, помнится, лѣвою рукою
написалъ какое–то слово карандашемъ: вотъ и вся задача![7]}
{Миръ
вамъ! и духови вашему! въ мирѣ, сказано, мѣсто Божіе.
Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ>
Амвросій.[8]}
// л. 26 об.
{1е Iюля —
+
Сестры о Господѣ
и Матери и Чадца духовныя
Мать Варвара и
Мать Серафима!
Миръ
Вамъ и благопоспѣшеніе о Господѣ, хотящемъ всѣмъ спастися и
въ разумъ истины пріити! не скорбите на меня, что не имѣю возможности
подробно переписываться съ вами, обременяемый всегда и немощію тѣлесною и
безпрестанною молвою
// л. 29
отъ
множества разнообразныхъ посѣтителей. Увѣряю васъ, что скорблю о
семъ не мало, но превозмочь и измѣнить положенія своего никакъ не могу.
Поэтому совѣтую вамъ ради настоящей нужды крѣпко держаться страха
Божія и храненія своей совѣсти, такъ какъ это болѣе всего
содѣйствуетъ христіанину удерживаться на настоящемъ пути. Въ
случаѣже уклоненія отъ Заповѣдей Божіихъ врачевать себя искреннимъ
покаяніемъ
// л. 29 об.
и твердою рѣшимостью впредь обуздывать свое
самолюбіе, которое есть главная вина въ нарушеніи Заповѣдей Божіихъ и
всего должнаго. Отъ самолюбія гнѣвливость, отъ самолюбія осужденіе и
порицаніе другихъ, отъ него негодованіе и ропотъ и самооправданіе и
нехотѣніе ничего потерпѣть, а въ слѣдствіе всего этого малодушіе
и оставленіе молитвеннаго
// л. 30
правила
и чтенія духовнаго и прочаго, что требуется отъ монаха. Господи! помилуй насъ
Господи, помози немощи нашей! Не попусти, Г<оспо>ди, до конца врагу
поругатися надъ созданіемъ Твоимъ, искупленнымъ честною Кровію Твоею. Подаждь
намъ Господи покаяніе истинное, и смиреніе нелицемѣрное, и воздержаніе и
подвизаніе благоразсудное, духъ сокрушенъ и трезвѣніе сердечное. Аминь!
Гр.<ѣшный> Амвросій.[10]}
// л. 30 об.
{Св. Григорій
Синаитъ /повелѣваетъ/ при молитвѣ три сія блюсти: воздержаніе,
молчаніе и самоукореніе т. е. обвиненіе себя, а не другихъ во всякомъ
непріятномъ случаѣ[11]}
// л. 31
{[+
За невѣденіе — полагать по 12 поклон.<овъ> въ день
на цѣлый годъ отъ времени пріѣзда въ Сѣвскъ. —
Б.<атюшка>
благословилъ за 4 части чаю положить 5 поклоновъ.[12]]
Когда
будутъ приходить помыслы зависти, надо молиться: отъ тайныхъ моихъ очисти мя и
отъ чуждыхъ пощади рабу твою[13]}
// л. 32
+
Слова
Батюшки: «Хорошо молиться передъ распятіемъ, вспоминая Страданія Спасителя:
заплеванія, заушенія, поруганія, біенія, при этомъ смиряется духъ». — «На
страшномъ Судѣ болѣе всего [спросится] /взыщется/ за недостатокъ
любви къ ближнему» — «Любовь есть Самъ Богъ! Етаго чувства ниже Ангелы
могутъ постигнуть.» Батюшка сказалъ: «Кончивши правило молитвы, можно молиться
о чемъ придетъ усердіе.
// л. 33
Когда
придетъ желаніе молиться среди правила особенною молитвою и съ поклонами, тогда
не надо мѣшать такому настроенію. — Прежде всего не оставлять
Церковнаго Правила, потомъ совершить Келлейное, а послѣ молиться по
усердію. — Когда найдутъ смутные помыслы, тогда молиться: /«Да воскреснетъ
Богъ! и поклонъ/ «Богородице Дѣво»… 3 раза, и за каждымъ разомъ
поклонъ, «Достойно есть» и поклонъ. —[14]}
// л. 33 об.
[1] См.: Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Письмо 109.
[2] Рукой писца.
[3] Автограф прп. Амвросия.
[4] См.: Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Письмо 110.
[5] Ин. 8:11.
[6] Так в рукописи.
[7] Рукой писца.
[8] Автограф прп. Амвросия. Карандашом.
[9] См.: Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Письмо 112.
[10] Автограф прп. Амвросия. Карандашом.
[11] Автограф прп. Амвросия. Карандашом.
[12] Зачеркнуто карандашом издателей.
[13] Рукой писца. Карандашом.
[14] Рукой писца.