{Диктованіе.[1]

18 Янв.<аря> 72 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестры о Господѣ, и чадца труждающіяся, Мать Варвара и Мать Серафима!

Письма ваши получаю, а отвѣчать на нихъ не отвѣчаю. Немощь и недосугъ паче мѣры обременяютъ меня грѣшнаго. Хочу вамъ написать хоть краткое слово обѣимъ вмѣстѣ. На дняхъ раскрылъ я книгу Добротолюбія и открылось мнѣ мѣсто на 77й главѣ Каллиста и Игнатія, въ которой они говорятъ: яко подобаетъ быти кротку сердцемъ по всяцѣй нуждѣ, (т. е. не смотря ни на какія причины къ возмущенію); якоже хотяй научитися добрѣ стрѣляти не безъ знаменія [не] лукъ напрягаетъ, (а цѣль поставляетъ); тако хотяй научитися

// л. 23

безмолствовати, яко знаменіе, (или цѣль), да имать еже присно кротку быти сердцемъ. Не довлѣетъ къ добродѣтели обученіе (въ подвигахъ), но подобаетъ и кротку быти со обученіемъ. Далѣе въ главѣ 79й /какое–либо/ уклоненіе отъ кротости названо уклоненіемъ отъ цѣли духовной жизни.

Слова преподобныхъ сихъ согл[у]/а/суютъ съ словами Самаго Господа, глаголющаго: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ и проч. И, блажени кротцыи, яко тіи наслѣдятъ Землю, сирѣчь сердце, плодоносящее благодатію на тридесять, и шестьдесять и сто, по чину новоначальныхъ, среднихъ и совершенныхъ, — никакоже ни

// л. 23 об.

въ чесомъ смущая, или смущаяся, аще гдѣ не о благочестіи будетъ слово.

Письма ваши отъ 1го, 4го и 8го Января получены.

Портретъ брата возвращаю. Здоровье мое не совсѣмъ поправляется, а катарръ желудочный все болѣе и болѣе распространяется.[2]}

{Миръ вамъ!

многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[3]}

// л. 24

{29 февр.<аля> 72 г.[4]

+

Матери и Сестры о Господѣ

Мать Варвара

и Мать Серафима!

Сбирался я написать вамъ порознь, но едва могу написать и общее письмо кое–какое.

При наступленіи св. Четыредесятницы вы обѣ просите прощенія, каждая изъясняя свои немощи душевныя и тѣлесныя, какія васъ тревожили въ продолженіе прешедшаго лѣта. Господь [васъ] да проститъ вамъ прошедшее, и да утвердитъ васъ /въ/ будуще[е]/мъ/, какъ изречено согрѣшившей

// л. 25

пречистыми Его устами: /ни Азъ тя осуждаю,/ иди, и къ тому не согрѣшай[5]. И намъ бы Господь помогъ и укрѣпилъ насъ воздержаться особенно отъ немощей самолюбія, которое болѣе всего портитъ наше дѣло, и препятствуетъ душевному исправленію. Какъ для мірскихъ корень всему злу сребролюбіе, такъ для монашествующихъ корень всему злу самолюбіе, котораго Господь и повелѣваетъ прежде всего отрещися: иже хощетъ по Мнѣ ити[6] да отвержется себе. Самолюбіе наше примѣшивается и противодѣйствуетъ каждому доброму дѣлу и

// л. 25 об.

портитъ и растлѣваетъ оное; особенно же препятствуетъ приносить чистую молитву Богу. Блаженный Каллистъ Патріархъ въ главахъ о молитвахъ говоритъ такъ: аще хощещи уразумѣти, како подобаетъ молитися, взирай на конецъ вниманія или /и/ молитвы, и не прельщайся. Сея бо конецъ возлюбленне, умиленіе есть всегдашнее, сокрушеніе сердца, любы ко ближнему. Сопротивное же явственное есть: помыслъ похоти, шептаніе клеветы, ненависть ко ближнему, и елика симъ подобна. (Добротол.<юбіе> Чть 2я, глава 14я).

// л. 26

Всеблагій Господь да подаетъ намъ полезное, и душеполезное и спасительное, отъ Зловреднаго же да избавитъ.

Мать Серафима! Не безпокойся словомъ написаннымъ на портретѣ брата вашего. Оно ничего не значитъ. Читая твое письмо я принималъ нѣкоторыхъ и по привычкѣ писать /иногда/ пальцемъ, я тутъ, помнится, лѣвою рукою написалъ какое–то слово карандашемъ: вотъ и вся задача![7]}

{Миръ вамъ! и духови вашему! въ мирѣ, сказано, мѣсто Божіе.

Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.[8]}

// л. 26 об.

{1е Iюля — 72 г. [9]

+

Сестры о Господѣ

и Матери и Чадца духовныя

Мать Варвара и

Мать Серафима!

Миръ Вамъ и благопоспѣшеніе о Господѣ, хотящемъ всѣмъ спастися и въ разумъ истины пріити! не скорбите на меня, что не имѣю возможности подробно переписываться съ вами, обременяемый всегда и немощію тѣлесною и безпрестанною молвою

// л. 29

отъ множества разнообразныхъ посѣтителей. Увѣряю васъ, что скорблю о семъ не мало, но превозмочь и измѣнить положенія своего никакъ не могу. Поэтому совѣтую вамъ ради настоящей нужды крѣпко держаться страха Божія и храненія своей совѣсти, такъ какъ это болѣе всего содѣйствуетъ христіанину удерживаться на настоящемъ пути. Въ случаѣже уклоненія отъ Заповѣдей Божіихъ врачевать себя искреннимъ покаяніемъ

// л. 29 об.

и твердою рѣшимостью впредь обуздывать свое самолюбіе, которое есть главная вина въ нарушеніи Заповѣдей Божіихъ и всего должнаго. Отъ самолюбія гнѣвливость, отъ самолюбія осужденіе и порицаніе другихъ, отъ него негодованіе и ропотъ и самооправданіе и нехотѣніе ничего потерпѣть, а въ слѣдствіе всего этого малодушіе и оставленіе молитвеннаго

// л. 30

правила и чтенія духовнаго и прочаго, что требуется отъ монаха. Господи! помилуй насъ Господи, помози немощи нашей! Не попусти, Г<оспо>ди, до конца врагу поругатися надъ созданіемъ Твоимъ, искупленнымъ честною Кровію Твоею. Подаждь намъ Господи покаяніе истинное, и смиреніе нелицемѣрное, и воздержаніе и подвизаніе благоразсудное, духъ сокрушенъ и трезвѣніе сердечное. Аминь! Гр.<ѣшный> Амвросій.[10]}

// л. 30 об.

{Св. Григорій Синаитъ /повелѣваетъ/ при молитвѣ три сія блюсти: воздержаніе, молчаніе и самоукореніе т. е. обвиненіе себя, а не другихъ во всякомъ непріятномъ случаѣ[11]}

// л. 31

{[+

За невѣденіе — полагать по 12 поклон.<овъ> въ день на цѣлый годъ отъ времени пріѣзда въ Сѣвскъ. —

Б.<атюшка> благословилъ за 4 части чаю положить 5 поклоновъ.[12]]

Когда будутъ приходить помыслы зависти, надо молиться: отъ тайныхъ моихъ очисти мя и отъ чуждыхъ пощади рабу твою[13]}

// л. 32

+

Слова Батюшки: «Хорошо молиться передъ распятіемъ, вспоминая Страданія Спасителя: заплеванія, заушенія, поруганія, біенія, при этомъ смиряется духъ». — «На страшномъ Судѣ болѣе всего [спросится] /взыщется/ за недостатокъ любви къ ближнему» — «Любовь есть Самъ Богъ! Етаго чувства ниже Ангелы могутъ постигнуть.» Батюшка сказалъ: «Кончивши правило молитвы, можно молиться о чемъ придетъ усердіе.

// л. 33

Когда придетъ желаніе молиться среди правила особенною молитвою и съ поклонами, тогда не надо мѣшать такому настроенію. — Прежде всего не оставлять Церковнаго Правила, потомъ совершить Келлейное, а послѣ молиться по усердію. — Когда найдутъ смутные помыслы, тогда молиться: /«Да воскреснетъ Богъ! и поклонъ/ «Богородице Дѣво»… 3 раза, и за каждымъ разомъ поклонъ, «Достойно есть» и поклонъ. —[14]}

// л. 33 об.

 



[1] См.: Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Письмо 109.

[2] Рукой писца.

[3] Автограф прп. Амвросия.

[4] См.: Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Письмо 110.

[5] Ин. 8:11.

[6] Так в рукописи.

[7] Рукой писца.

[8] Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[9] См.: Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Письмо 112.

[10] Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[11] Автограф прп. Амвросия. Карандашом.

[12] Зачеркнуто карандашом издателей.

[13] Рукой писца. Карандашом.

[14] Рукой писца.