М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Возлюбленный о Хрiстѣ Брате

Пречестнѣйшiй Отецъ Филаретъ!

     Послѣднее письмо твое отъ 18-го Декабря получилъ, и благодарю тебя за поздравленiе меня грѣшнаго со днемъ моего Ангела и со всѣми прошедшими великими праздниками. Получалъ и прежнiя твои письма, но по немощи и крайнему недосугу не могъ отвѣчать на оныя своевременно.

     Посылаю тебѣ два экземпляра «Царскаго Пути Креста Господня», и краткiя Записки о жительствѣ и порядкахъ Оптина Скита, въ которыхъ по возможности записано у насъ дѣлалось и делается со времен Старца Льва и по его указанiю. Раньше я не могъ прислать тебѣ этихъ Записокъ, потому, что ихъ насъ не было, и нужно было писать, а времени свободнаго у писаря, въ особенности предъ праздникомъ Раяды и во время празниковъ, мало было.

     Здоровье мое постоянно усталое. Отъ множества посѣтителей изнемогаю до крайности.

     Испрашивая твоихъ св. молитвъ о моемъ недостоинствѣ, остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ

     Многогр. I. Амвросiй.

18-го Января

1879-го года.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Возлюбленный о Христѣ Брате

Пречестнѣйшiй Отецъ Филаретъ!

     Письмо Ваше отъ 2-го Декабря получилъ, и благодарю Васъ за поздравленiе меня грѣшнаго со днемъ моего Ангела и за Ваши благожеланiя. Простите, что до сего времени не могъ удосужиться отвѣчать Вамъ.

     Описываете свою общую обительскую скорбь, что у Васъ пало много скота. Очень жаль! Но что же дѣлать? Въ стихирахъ на Палиять 40 мучениковъ пасти: «горьки скорби, но сладокъ рай». Его же и мы грѣшные часть получимъ отъ Господа, если благодушно постараемся переносить постигаемыя отъ Господа намъ скорби.

     Еще Вы написали, что холодный Соборъ Вашъ едва не сгорелъ. – Тутъ уже видно наказанiе Божiе, растроенное милостiю; а уцѣлевшая отъ огня икона Богоматери – это явная милость. – Какъ отрадно подумать, что мы имѣемъ Отца небеснаго такого миластиваго, который не побеззаконiямъ нашимъ творитъ съ нами, ниже по грѣхамъ нашимъ воздаетъ намъ Слава Богу за сiе!

     Скорбити Вы, что не позволяютъ у васъ братiямъ по келлiямъ брать картофель, а перестало раздавать постное масло, и потому вы намѣрены за это ссориться. – Ссориться нѣтъ нужды, а при удобномъ случаѣ наединѣ поговорить можно. Сказать, что слухъ можетъ дойти и до высшаго начальства о картофелѣ и маслѣ. И что, если оно при этомъ, спроситъ молъ Васъ, куда вы дѣваете большую сумму доходныхъ денегъ, что вы будете отвѣчать? Напомянуть можно и о томъ, что наказательныя посѣщенiя Божiи обитѣли вашей не за то ли посѣтила обитель вашу, что очень стѣсняете братю въ самомъ необходимомъ? Но теперь показанiя эти растворены милостiю; а что будетъ дальше, если по прежнему будете подвигать братiю на ропотъ?

     Только письменныхъ жалоб ни въ каком случаѣ не слѣдуетъ заходить.

     Лалики отъ Васъ и отъ о. Iоана получены. Благодарю Васъ обоихъ за усердiе ко мнѣ грѣшному.

     Поздравляю Васъ съ Новымъ Годомъ, который желаю встрѣтить въ мирѣ душевномъ и радости о Господѣ, и проводить оный годъ въ возможномъ благодушiи.

     Испрашивая Вашихъ св. молитвъ о моемъ недостоинствѣ, остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ.

     Многогр. I. Амвросiй.

 

29-го Декабря

1879 года.

 

Менѣе отвѣтственно,

     Если написать прошенiе къ своему Архiерею отъ лица всего братства, и прошенiе подписать братiями всего монастыря, и въ прошенiи просить своего Владыку, чтобы ходатайствовалъ предъ Св. Синодомъ, за обитель Вашу, такъ какъ обитель Ваша пустымъ общежительная, для которой потребенъ начальникъ, опытомъ прошедшей общежительную жизнь; а Вамъ назначили начальника не только из обзетительнаго монастыря, но еще начальника изх Семинарiи, который можетъ учить проходящихъ науки, а не пустынныхъ простаковъ общежительнаго монастыря. Эта азбука совсемъ иная въ невѣденiи которой сознавался и Арсенiй Великiй, хорошо знавшiй греческiя и Римскiя. Во вторыхъ проститъ, чтобы произведено было строгое слѣдствiе о поведенiи самаго начальника, очернившаго поведенiе братствавшей обители. Какъ самъ онъ очерненъ, то и хочетъ несправедливыхъ очерненiемъ другихъ корыть свою черноту и неправоту и другое прочее. Когда будетъ произведено синодство за многiе годы и поведенiи начальника, тогда и окажется виноватымъ виноватый начальникъ, а небратство, не справедливо очерненные. Положимъ, что если бы и нашимъ немодные въ обители то не можетъ быть, чтобы не нашлось въ древнемъ пустовавшемъ монастырѣ человека, способнаго къ начальству. Просите самого Архипастыря, чтобы прислалъ благонамѣренныхъ и добросовѣстныхъ слѣдователей для изслѣования истины. А еще лучше бы было, если бы самъ онъ потрудился посѣтить обитель , и лично побесѣдовать съ старшею и меньшею братiю; тогда бы удобнѣе узналъ всю истинную. Словомъ, просите своего Архипастыря, чтобы ходатайствовалъ предъ Св. Синодомъ о томъ, чтобы не разорилась въ конецъ древняя пустынная обитель чрезъ несреднее начальство. Ученые начальники потребны въ своемъ мѣстѣ, а не въ пустынномъ общежительномъ монастырѣ.

     Попросите могущаго написать прошенiе ко Владыкѣ поумнѣе и изложить все сказанное подѣльнѣе и поосновательнѣе, и чтобы не подвергнуться отвѣтственности, подписать прошенiе братствомъ всего монастыря. Если же только нѣкоторые братья подадутъ отъ себя прошенiе и особенно прямо въ Питеръ, то какъ бы имъ не было плохо, не сочли бы ихъ мятежниками.