2) М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Воинъ Христовъ и воинъ Царевъ Братъ Iоаннъ!

Письмо твое получилъ. Пишешь, что находишься въ госпиталѣ, и такъ какъ порцiя бѣлаго хлѣба, тебѣ выдаваемаго недостаточна, то ты ѣлъ въ посты скоромную пищу, но послѣ началъ продавать бѣлый хлѣбъ, и вмѣсто него покупать черный, и такимъ образомъ нашелъ возможность соблюдать посты. Далѣе говоришь, какъ бы не узнали объ этомъ доктора и не вышло бы какой непрiятности, а между прочимъ, если ѣсть тебѣ скоромную пищу, то тяжело на совѣсти. Что дѣлать? Святая наша Церковь, больнымъ снисходитъ: въ случаѣ крайней нужды больные едятъ въ посты и скоромное, только послѣ должно приносить покаянiе. А что началъ покупать черный хлѣбъ для того, чтобы избѣжать употребленiя скоромной пищи, то кажется отъ этого тебѣ вреда не должно быть, потому что болѣзнь твоя наружная, какъ самъ говоришь, что у тебя болятъ ноги, при болѣзни же внутрѣнней лучше слушаться докторовъ. Боишься, какъ бы они не узнали о твоей хитросит, но въ этомъ случаѣ поступай поосторожнѣе. Пишешь еще, что попались тебѣ въ руки сочиненiя Волтера, и ты ихъ читалъ. Напрасно ты это дѣлалъ, впередъ ни подъ какимъ видомъ не читай подобныхъ книгъ. Ты знаешь, что какъ бы ни былъ кто премудръ, но если войдетъ въ угарную избу, то не можетъ не угорѣть: такъ и читающiй Волтеровы и подобныя сочиненiя, какъ ни былъ разуменъ, не можетъ остаться безъ вреда душевнаго. Еще пишешь, что тебя мучатъ злые помыслы, которые стараются поколебать вѣру въ Бога и упованiе на помощь Царицы Небесной, говорятъ, что будетъ междуусобная война, что и ты въ это время погибнешь со беззакоими своими. Сатарйся только соблюдать чистоту совѣсти. Съ чистою совѣстiю человѣкъ ничего не боится, а когда потеряетъ чистоту совѣсти, то боится всего.

Испрашивая на тебя миръ и благословенiе Божiе, молитвенно желаю тебѣ отъ Господа всего благаго, душеполезнаго и спасительнаго.

Многогр. I. Амвросiй.

19 Марта 1872-го года.

 

3) М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Возлюбленный о Господѣ брате Iоанне воине!

Письмо твое въ Августѣ получилъ, но по немощи и крайнему недосугу не могъ вскрости отвѣчать тебѣ на оное. – Пишешь, что около тебя все мiръ и его суета, и тебѣ часто приходится встрѣчаться съ людьми, невѣрующими въ Бога, что ты не можешь равнодушно и безъ смущенiя слышать ихъ дерзкiя слова, и болѣзнуетъ иногда сердцемъ о такой дерзости людей, часто отъ этого и на тебя находятъ злые помыслы, и тобою овладѣваетъ скука и какая-то тѣснота. – Что дѣлать? По обязанности твоей тебѣ нельзя оставить того мѣста, въ которомъ ты живешь, и тѣхъ людей, между которыми находишься, пока не будетъ на сiе воли Божiей. По крайней мѣрѣ всячески старайся удаляться общенiя съ таковыми людьми и по возможности избѣгай случаевъ и повода къ разговорамъ съ ними о Богѣ и о всемъ Божественномъ, особенно же не вдавайся въ пренiя съ ними о сихъ предметахъ, такъ какъ знаешь, что ты не силенъ защитить истину предъ столько многими противниками. И объ участи ихъ нисколько не безпокойся, потому что въ комъ есть залогъ спасенiя, тот непремѣнно спасется. А для успокоенiя себя въ недоумѣнiяхъ почаще вспоминай псаломское слово, правда Твоя, яко горы Божiя, судьбы Твоя бездна многа, человѣки и скоты спасеши, Господи»; скоты, т. е. скотски живущихъ. И этихъ людей можетъ Господь спасти, если только, какъ сказано выше, видитъ въ нихъ залогъ спасенiя. Недавно у насъ были три крещеныхъ черкеса. Уто бы могъ подумать, что эти дикiе и кровожадные люди примутъ православную вѣру? Однако Господь, не хотяй смерти грѣшника, привелъ ихъ на путь спасенiя. Пишешь еще, что овладѣваетъ тобою гнѣвъ, иной разъ гнѣваешься, самъ не знаешь на кого[i]. Это значитъ, что не достаетъ въ насъ страха Божiя, терпѣнiя, смиренiя и преданности волѣ Божiей, а старайся жить по христiански, и все будетъ хорошо.

Испрашивая на тебя миръ и благословенiе Божiе, молитвенно жела., да поможетъ тебѣ Господь благодушно и со смиренiемъ переносить всѣ находящiя на тебя скорби и искушенiя и по великой Своей милости да сохранитъ тебя невредимымъ отъ всѣхъ козней вражiихъ.

Многогр. I. Амвросiй.

18 октября 1872 года.

 



[i] Выноска: Гнѣваться и вправду на кого-либо противно. Заповѣдямъ Божiимъ, а гнѣваться безъ всякой причины, и неизвѣстно на кого, это ни съ чѣмъ не сообразно.