4) М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Брате о Христѣ Iоанне!

Три письма отъ тебя получилъ, но до сего времени не имѣлъ возможности отвѣчать тебѣ на оныя, потому что посѣтителей, особенно теперь въ лѣтнее время, бываетъ у меня такъ много, гдѣ я, при слабомъ моемъ здоровьѣ, отъ постоянныхъ занятiй съ ними прихожу въ крайнее изнеможенiе, и не знаю, что мнѣ съ ними дѣлать.

Въ первомъ своем письмѣ ты написалъ исповѣданiе своихъ грѣховъ.

Ты говоришь, что тобою до того овладѣло высокоумiе и вольнодуство, что ты началъ думать, какъ бы понять существо Божiе, и что едва не усумнился въ бытiи Божiемъ. Такiя дерзновенныя мысли, какъ и самъ ты видишь, происходятъ отъ высокоумiя или отъ великой гордости при внушенiи врага – человѣкоубiйцы. Можно ли почтигнуть то, что непостижимо? И можетъ ли человѣкъ испытывать это непостижимое безъ вреда для себя? Если кто часто будетъ смотрѣть на солнце, это видимое творенiе Божiе, то непремѣнно повредитъ себѣ зрѣнiе; тѣмъ паче нельзя обойтись безъ вреда тому, кто дерзнетъ постигнуть непостижимое существо Самаго Творца всего видимаго и невидимаго. Ты говоришь, что болѣзнь эта въ тебѣ началась съ того времени, какъ ты покусился читать Волтеровы книги. Я уже писалъ тебѣ, и опять пишу, что какъ нельзя не угорѣть тому, кто находится въ угарной избѣ, какой бы онъ ни былъ мудрецъ; такъ равно нельзя не получить душевнаго вреда тому, кто будетъ читать Вольтеровы и подобныя сочиненiя, по этому на будущее время совѣтую тебѣ ни подъ какимъ видомъ не читать подобныхъ книгъ. Изъ послѣдняго твоего письма видно, что въ тебѣ сильно развилось подозрѣнiе и ты находишься съ такими людьми, у которыхъ умъ за разумъ заходитъ; пишешь, что Господь наказалъ тебя за твою гордость и высокое о себѣ мнѣнiе, какъ и самъ сознаешь, такъ оно и бываетъ, по этому смирись одъ крѣпкую руку Божiю и проси отъ Него помилованiя, кромѣ того попытай свою совѣсть, не имѣешь ли еще какихъ грѣховъ, кромѣ описанныхъ тобою въ письмѣ, то постарайся исповѣдаться хотя тамошнему духовнику, и Господь не оставитъ тебя Своею милостiю. Испрашивая на тебя миръ и Божiе благословенiе, молитвенно желаю, да сохранитъ тебя Господь отъ всѣхъ козней вражiихъ и даруетъ тебѣ смиренiе.

Многогр. Iер. Амвросiй.

Iюля 1873 года.

 

5) М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Брате о Хрiстѣ Iоанне!

Письмо твое отъ 27 Iюля получилъ и хотя недавно писалъ тебѣ, однако считаю нужнымъ опять написать. Ты все смущаешься, и просишь отъ меня грѣшнаго прощенiя касательно моей карточки. Объ этомъ не безпокойся. Богъ тебя проститъ. Дѣйствительно ты не хорошо дѣлалъ, что клалъ ее въ Евангелiе. Для Евангелiя должно быть свое мѣсто со святыми иконами, а карточка должна бы лежать гдѣ нибудь въ другомъ мѣстѣ. Пишешь еще, что помыслы тебѣ говорятъ: когда у тебя мѣшались и боролись мысли мысли въ головѣ, и въ тебѣ былъ сильный жаръ, то въ это время посѣтилъ тебя Господь, и првиодятъ въ подтвержденiе псаломское слово: «Богъ явѣ прiидетъ, Богъ нашъ, и не премолчитъ, огнь предъ нимъ возгорится, и окрестъ Его буря зельна. – Не вѣрь этимъ помысламъ. Помыслы эти не отъ Бога, а отъ бѣсов. Да и слова псаломскiя приводимыя ими, вовсе не относятся сюда; въ нихъ говорится о второмъ страшном пришествiи Хрiстовомъ. Да подастъ тебѣ Всеблагiй Господь Свою всесильную помощь противъ силы вражiей, да вразумитъ тебя всегда со смиренiемъ обращаться къ Его заступленiю, и да наставитъ тебя на все благое, душеполезное и спасительное.

Многогр. I. Амвросi.

8 августа 1873 года.