XXXI. НА ОСВЯЩЕНІЕ ХРАМА КАЗАНСКІЯ БОГОРОДИЦЫ,
ВЪ С.-ПЕТЕРБУРГѢ[1].

______

Ужъ не Ѳавора ль я на рамѣ                                  1.

По ребрамъ свѣтлыхъ тучъ хожу?

Иль Соломона въ дивномъ храмѣ

Вкругъ изумленный взоръ вожу

По злату, по мусій, порфирамъ,

И къ звонкимъ Сіонитъ[2] псалтирямъ

Клоню вперенны ушеса?

Восторгъ всѣ наполняетъ чувства:

Богатство, красоту искусства,

Отверзты вижу небеса!

// С. 105

 

Ни бурь, ни морь, ни громовъ рева                     2.

Не внемлетъ, благовѣя, міръ.

Что се? ‑ Святыхъ въ святая Дѣва

Восходитъ, вслѣдъ струя эфиръ!

Глава увѣнчанна звѣздами,

Луна блистаетъ подъ ногами,

Какъ солнце, ясенъ взглядъ и тихъ;

Одѣта неба омофоромъ,

Предстала предъ Всевидца взоромъ, ‑

И слышу свыше Дѣвы ликъ:

 

«О вѣчный, Трисвятый                                       3.

И непостижный Сый!

Вселенну наполняяй

И обитаяй въ храмахъ

Тобой живыхъ сердецъ,

Воззри на оны сонмы,

На чистый ѳиміамъ,

Тебѣ отъ нихъ куримый,

И на царя, колѣна

Преклонша предъ Тобой,

Который храмъ сей создалъ

Въ земну обитель мнѣ;

И будь благопріятенъ

Народу и ему,

Какъ въ мирѣ, такъ и въ брани,

Чтобъ угождалъ Тебѣ.»

 

И се, въ подобьи голубинѣ,                                         4.

Свѣтъ милый, радостный очамъ,

По синей низлетѣлъ равнинѣ,

Какъ алыхъ зарь отливъ, на храмъ!

Не духъ ли то святый съ горъ звѣздныхъ

Нисшелъ на домъ молитвы вѣрныхъ

// С. 106

 

Для проявленія чудесъ?

О знаменіе непостижно!

Россія будетъ неподвижно

Подъ кровомъ цвѣсть благихъ небесъ!

 

Такъ, если силой теплой вѣры                                   5.

Мы и невидимое зримъ,

Мой духъ сквозь недостижны сферы,

Какъ огнекрылый Серафимъ,

Паритъ въ обитель душъ блаженныхъ

И въ чувствахъ тонкихъ, безмятежныхъ

Молитвы слышитъ ихъ за насъ.

Передъ судебъ святымъ ковчегомъ

Давидъ по струнамъ перстовъ бѣгомъ

Отъ гуслей льетъ сладчайшій гласъ:

 

«О Боже! что есть тварь,                                         6.

Какъ бренный человѣкъ?

Дни въ суетѣ проводитъ

И, цвѣтъ какъ, увядаетъ;

Но помнишь Ты его

И только отличаешь

Отъ Ангелъ мало тѣмъ,

Что мракъ земный онъ долженъ

Пройти стезею тернья,

И въ Твой одѣться свѣтъ.

Пошли жъ на то Ты силы

Народу и царю,

Кой въ храмѣ прибѣгаетъ

Семъ съ вѣрою къ Тебѣ:

Да благостію носитъ

Твой образъ на земли!»

// С. 107

 



[1]        Еще императоръ Павелъ опредѣлилъ построить, на мѣстѣ старой церкви Рождества Богородицы (гдѣ былъ образъ Казанской Богоматери), нынѣшній Казанскій Соборъ, утвердилъ составленные академикомъ Воронихинымъ планы и 14 ноября 1800 года учредилъ, подъ предсѣдательствомъ графа А. С. Строганова, особую коммиссію для построенія храма. Въ 1801 году императоръ Александръ положилъ въ основаніе его первый камень. Десять лѣтъ продолжалось строеніе церкви, и наконецъ 15 сентября 1811 г. она освящена въ присутствіи государя и всей императорской фамиліи (Пушкарева Описаніе С-пбурга, ч. I, стр. 170). По мнѣнію Вигеля (Восп. его, Р. Вѣстн. 1864, № 4, стр. 496), Воронихинъ, бывшій крѣпостной человѣкъ гр. Строганова, въ этомь произведеніи «ничего не могъ сдѣлать, какъ самымъ сквернымъ почеркомъ переписать намъ Микель-Анджело». Напечат. въ Чт. въ Бес. люб. р. сл., кн. VI, стр. 28, и 1816 г. въ ч. V, ххіі.

[2]        И къ звонкимъ Сіонитъ...

         «Сіонскія, или духовныя музы». Д. — Ср. Томъ II, стр. 678.