II. МЕДВѢДЬ, ЛИСИЦА И ВОЛКЪ[1].

_____

Медвѣдь, Лиса и Волкъ согласно жили,

Гуляли вмѣстѣ, ѣли, пили,

На промыселъ ходили заодно.

// С. 540

 

Подцапали въ одно

Они теличку время,                                                               5.

Медвѣдь, добычу взявъ въ беремя,

Послушайте, сказалъ: коль всѣмъ намъ части брать,

То мало этого всѣмъ голодъ намъ унять;

А старѣй кто изъ насъ, пускай тотъ и владѣетъ

Обѣдомъ симъ:                                                                        10.

Промыслимъ послѣ мы другимъ;

Но старшинство вездѣ вѣдь первенство имѣетъ. ‑

Изрядно, говоритъ Лиса[2]:

// С. 541

 

Когда создались небеса

И твердь звѣздами убралася,                                            15.

Тогда я родилася. –

Стара, кума, и ты, Волкъ началъ говорить:

Но не успѣли звѣздъ ко тверди пригвоздить,

Какъ я на свѣтъ сей происшелъ!

И ѣсть было телицу шелъ.                                      20.

Ну, врешь, сказалъ Медвѣдь, оскалившись зубами:

Пусть молодъ, но сильнѣй я всѣхъ теперь межъ вами[3],

Да мнѣ же хочется и ѣсть;

Такъ мнѣ принадлежитъ и старшинство и честь[4].

______

 



[1]        И эта басня является уже въ рукописи 1776 г. № 46; но тамъ она озаглавлена Общество. Это названіе мы встрѣчаемъ надъ одною изъ басень Майкова, имѣющею однакожъ совершенно другое содержаніе; но у него есть также басня: Медвѣдъ, Волкъ и Лисица, въ которой мы узнаемъ источникъ Державинской. Басни Майкова въ первый разъ вышли въ 1770 году и естественно должны были находиться въ рукахъ начинающаго поэта. У Майкова (ч. I, баснь 9) тѣ же три звѣря идутъ вмѣстѣ промышлять обѣдъ; имъ попадается на дорогѣ полоть ветчины, и Лиса предлагаетъ, чтобъ эта находка досталась тому изъ нихъ, кто старше; потомъ она говоритъ:

         «Нельзя считаться вамъ со лѣтами моими:

         Женился какъ Адамъ и Евва замужъ шла,

         Я не послѣднею на свадьбѣ ихъ была,

         Была вторая дама.

      А Волкъ сказалъ въ отвѣтъ:

         Я старѣе тебя и твоего Адама:

      Какъ зачался лишь свѣтъ, —

         А я былъ сѣдъ.

         Медвѣдь то видитъ,

      Что старшинствомъ ихъ не обидитъ:

               Онъ полоть въ лапу взялъ,

               А самъ имъ такъ сказалъ:

         Любезная Лиса и ты, дружечекъ мой!

         Хотя я васъ моложе,

         И нѣту у меня волосъ сѣдыхъ на кожѣ,

         Подите отъ меня безспорно вы домой

         А полоть — мой».

         Основная мысль та же, что въ извѣстной баснѣ Федра Vacca, Capellа, Ovis et Leo, которой потомъ подражалъ Лафонтенъ (La Génisse, la Chèvre et la Brebis en société avec le Lion); у насъ, ее заимствовали потомъ Сумароковъ (Левъ, Корова, Овца и Коза), Хемницеръ (Дѣлежъ львиный) и Крыловъ (Левъ на ловлѣ); но какъ у Федра, такъ и во всѣхъ этихъ передѣлкахъ обстановка другая, нежели у Майкова и у Державина.

[2]        Лисица говоритъ: Изрядно разсужденье;

                Изряденъ твой совѣтъ;

                Такъ я, когда сей свѣтъ

                Натура сотворила,

                Съ рожденіемъ тогда и жизнь я получила. –

                Стара, кума, и ты, тутъ Волкъ сталъ говорить:

                Но я, какъ сей вашъ свѣтъ еще и не былъ строенъ.

         Былъ сѣдъ;

   Такъ мой — обѣдъ,

                Котораго одинъ лишь я изъ васъ достоинъ! —

                И зубы было сталъ къ обѣду ужъ острить.

   Ахъ, нѣтъ! Медвѣдь тутъ имъ вѣщаетъ:

                Я голоденъ, а жду! вамъ полно больше врать.

                Пусть каждый самъ идетъ и пищу промышляетъ...

   И сталъ теленка убирать (Первоначальная редакція).

[3]        Я молодъ, но сильнѣй, такъ правѣй я межъ вами.

[4]        Такъ, стало, мой обѣдъ, и старшинство и честь (Средняя редакц.)