XXII. БОЙНИЦА И
ВОДОПАДЪ[1].
______
Съ горъ страшный
водопадъ лился,
шумя, рѣкою;
Съ бойницы же
ревѣлъ градъ ядръ, и огнь, и громъ,
Нельзя идти къ нимъ
на проломъ.
Но воинамъ чрезъ нихъ
пробраться было должно: 5.
Въ
военной службѣ нѣтъ не можно!
Чтобъ не прослыть
трусами; 10.
Сего не водится межъ
русскими полками.
Но, къ счастью, вождь у нихъ старикъ
ужъ былъ сѣдой,
Но только въ опытахъ
весь вѣкъ проведшій свой. 15.
Чего, ребята, вамъ
бояться?
// С. 569
И батарею имъ и волнъ
ревъ перстомъ показалъ:
Вотъ
такъ и сдѣлалось, — рѣшились:
Вода
и огнь чрезъ нихъ перекатились.
Какой бы намъ извлечь
изъ притчи сей совѣтъ? —
Умъ
опытный лишь зритъ и отвращаетъ вредъ. 25.
_____
[1] Сохранилась въ двухъ черновыхъ
редакціяхъ, и въ первоначальной озаглавлена: Огнестрѣліе и водопадъ; вмѣсто перваго слова
предполагалось потомъ поставить: Артиллерійскій
паркъ. Первая редакція, переписанная и въ тетрадь, гдѣ собраны басни,
совершенно отличается отъ позднѣйшей и потому также сообщается
здѣсь:
Свирѣпый
водопадъ съ горы свергалъ водъ рѣки,
А
тамъ со стѣнъ градскихъ изъ жерлъ огонь сверкалъ,
И
словомъ, шумъ тамъ волнъ, здѣсь громъ всѣхъ ужасалъ,
Такъ
что безъ трепета и бранны человѣки
Боялися
на нихъ и издали смотрѣть,
Не
токмо чтобы вблизь къ нимъ подойти посмѣть.
Но въ сторонѣ
старикъ сѣдой,
Не трусъ и не герой,
А
только опытный, прилежно въ нихъ всмотряся,
Сказалъ
съ усмѣшкою: Ступайте, не бояся:
Лишь издали они
Ужасны
кажутся, — не таковы вблизи;
Подъ
этотъ на брюхѣ, подкравшись, подползи,
Подъ тотъ ты съ боку поднырни.
Итакъ,
хотя они пожрать стремятся,
Но, вѣрьте, черезъ васъ
перевалятся
И пламя и вода.
Не такъ ли и бѣда?
Когда
подъ сильныхъ кровъ пронырствомъ кто подскочитъ,
Ни зной не жжетъ, ни дождь не мочитъ.
Эта
мораль не понравилась, видно, самому автору и онъ впослѣдствіи далъ
притчѣ совершенно другой оборотъ, примѣнивъ ее къ той же мысли,
которую въ разныхъ формахъ выражаютъ и двѣ другія басни (ХVІІ и XXI). По
почерку послѣдней редакціи, напечатанной нами въ текстѣ, можно заключить,
что она писана въ 1813 или даже 1814 году; первоначальная же, кажется,
годами семью старѣе.