<Речь, при открытии училищ, сказанная в Тамбове // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 7: Сочинения в прозе. — 1872. С. 129—134.>

 

XIII.

 

РѢЧЬ,

 

ПРИ ОТКРЫТIИ НАРОДНЫХЪ УЧИЛИЩЪ СКАЗАННАЯ

 

ВЪ ТАМБОВѢ, ПРИ ВХОДѢ ВЪ УЧИЛИЩЕ,

 

однодворцемъ Захарьинымъ въ 1786 году[1].

 

(См. Т. VI, Записки, стр. 582).

 

Дерзаю остановить тебя, почтенное собранiе, среди шествiя твоего! Дерзаю, посредѣ градскаго стогна, возвысить голосъ мой и, не взирая на мое низкое состоянiе и на мою убогую одежду, просить тебя, да услышанъ буду! Небезызвѣстно вамъ, высоко-

 

// 129

 

именитые слушатели, что иногда самый простой и сѣрый камень содержитъ въ себѣ вещество огненное: едва коснется ему сталь, онъ испускаетъ изъ себя сильныя искры. По воспитанiю моему и по рожденiю, я человѣкъ грубый: я бѣдный однодворецъ и теперь только отъ сохи; но, услыша, что всемилостивѣйшая Государыня благоволила приказать въ здѣшнемъ городѣ открыть народное училище, почувствовалъ я нѣкое восхитительное потрясенiе въ душѣ моей. Вѣсть сiя, подобно крѣпкому желѣзу, ударила въ мое сердце, разверзла его жесткiе поры и произвела пламень, котораго я угасить не въ силахъ. Онъ, поядая мою внутренность, изливается на языкъ мой и никакъ не остается подъ спудомъ. Сiи-то самыя искры усердiя, сiи-то самыя блестки радости и пламенныя чувствованiя благодарности пришелъ я возвѣстить на теперешнее позорище отъ лица всего низкаго народа, получающаго днесь начатокъ своего просвѣщенiя отъ тебя, премилосердая Матерь Отечества! Тебѣ да излiется благодарность отъ грубыхъ и едва словесныхъ устъ моихъ. Прочихъ монарховъ проповѣдывали великiе риторы, — у Екатерины Великой занимаетъ простой поселянинъ ихъ мѣсто.

Но прежде нежели я простру слово мое къ прославленiю и благодарности несравненной Монархинѣ, прошу васъ, почтеннѣйшiе слушатели, удостоить вашимъ вниманiемъ слабое мое разсужденiе о простомъ народѣ, для котораго учреждено сiе училище.

Ежели испытатели природы, раздѣля оную въ разсужденiи совершенствъ на царства, не токмо въ особенности между находящихся въ ней тварей усматриваютъ въ преимуществахъ или недостаткахъ ихъ разность, но хотя неясно, однако вѣроподобно угадываютъ и тѣ таинственныя колѣна или переходы отъ одного царства къ другому, которыми связывается и содержится великая цѣпь творенiй; то, разсматривая роды животныхъ, одаренныхъ движенiемъ, внутреннимъ чувствованiемъ раждающихся, растущихъ, производящихъ себѣ подобныхъ и умирающихъ, безъ сомненiя думать должно, замѣтили они и ту степень, которая сближаетъ скота съ человѣкомъ. Сiю непостижимую смежность ни въ какихъ тваряхъ лучше, кажется, предопредѣлить не можно, какъ между дикими людьми и обезьянами. Въ самомъ дѣлѣ, ежели отнять даръ смысла и даръ слова отъ Готентота, то какое живот-

 

// 130

 

ное ближе его сравниться можетъ съ орангутангомъ? Сiя обезьяна какъ организацiею внутреннихъ чувствъ, такъ и наружнымъ устроенiемъ тѣла имѣетъ удивительное съ человѣкомъ сходство. Подобно и всѣ дѣйствiя людей дикихъ весьма сходствуютъ съ механическимъ движенiемъ безсловесной твари. Рѣдко они имѣютъ о чемъ понятiе, рѣже еще тѣ понятiя свои сравниваютъ между собою и производятъ собственно отъ себя свободныя мысли; но, безъ всякаго разсужденiя подражая себѣ подобнымъ или въ кругу себя находящимся другимъ животнымъ, или, по единственному побужденiю естественныхъ тѣлесныхъ нуждъ своихъ, производятъ они тѣ или другiя дѣйствiя. Изъемля нѣкоторыя разности нравовъ, обычаевъ, влiянныхъ отъ климатовъ, отъ окружающихъ предметовъ и обстоятельствъ, по которымъ дикiе народы, иные больше, другiе меньше, сходствуютъ съ людьми просвѣщенными, чернь, разсѣянная по лицу земному, вездѣ себѣ подобна. Не имѣя расширеннаго нужными свѣдѣнiями разума, ни исправленнаго добрыми навыками сердца, весьма близко она подходитъ къ орангутангамъ, понгамъ, iокамъ и тому подобнымъ безсмысленнымъ и безсловеснымъ животнымъ. Она или свирѣпствуетъ, устремляясь за добычею, или погружается въ сонъ, насытясь оною. Съ самаго начала свѣта лѣтописи царствъ земныхъ представляютъ намъ ее, въ разсужденiи различныхъ ея дѣйствiй, подобною медвѣдицѣ, которую поводильщикъ, восхитивъ съ самой ея младости изъ берлога, продѣвъ ей въ ноздри кольцо, водитъ всюду за собою, то приласкивая ее пищею, то усмиряя дубиной, повелѣваетъ лежать или прыгать по своему произволенiю. Часто, наполняя слѣды свои кровiю, разсвирѣпѣвъ, растерзывала она и своихъ поводильщиковъ. Часто, утомленная голодомъ, поневолѣ плясала, коверкалась и оказывала странныя дурачества, или, живя на свободѣ, скиталась по пустынямъ, бродила туда и сюда, съѣдала меньшихъ себя животныхъ и засыпала въ ямахъ. Се бѣдственный и печальный образъ твари, имѣющей божественное дарованiе быть человѣкомъ, быть малымъ чѣмъ меньше Ангеловъ! Се образъ Кадеровъ, Акридофаговъ, Негровъ, Лопарей, Камчадаловъ и имъ подобной чуди! Се образъ вообще непросвѣщенной черни! Се образъ едва ли не собственнаго моего состоянiя! Я содрагаюсь,

 

// 131

 

взирая на столь низкую и сожалѣнiя достойную степень человѣчестваа.

Хотя многiе великiе мужи и истинные любители человѣческаго рода, съ самой древности въ разныхъ временахъ бывшiе, прилагали всевозможные труды и попеченiя возвысить уничижившееся достоинство человѣка, просвѣтить его умъ и исправить его сердце; но большая часть звѣроподобныхъ вождей и обладателей вселенной или, лучше, собственное самихъ народовъ невѣжество преобращало въ ничто ихъ благодѣтельныя намѣренiя. Свѣтъ, едва появляющiйся, или угасалъ при первыхъ его воспаленiяхъ, или безсиленъ былъ обнять всю землю. Доказывается сiе чрезъ то, что благовѣстiе Христа Спасителя не всюду еще распространилось. Находятся народы, ни малаго о томъ понятiя еще не имѣющiе. Россiя хотя имѣла и у себя героевъ, вводившихъ просвѣщенiе, начавъ съ великiя княгини Ольги, воспрiявшей первоначальное въ Россiи крещенiе, и не нарицая по именамъ многихъ великихъ князей и царей, распространившихъ благочестiе и ученiе книгъ церковныхъ, царь Ѳеодоръ Алексѣевичъ основалъ Заиконоспасскую духовную академiю, а Петръ Первый училище навигаціи, цифирныя школы и академію наукъ; императрица Анна Iоанновна кадетскiй корпусъ, императрица Елисавета Петровна Московскiй университетъ и гимназiи. Нынѣ же благополучно царствующая всемилостивѣйшая Государыня Екатерина Вторая не токмо всѣмъ онымъ учрежденiямъ предковъ своихъ и семинарiямъ благоволила даровать новую лѣпоту и блистанiе излiянiемъ обильныхъ щедротъ своихъ, къ распространенiю ихъ служащихъ, опредѣля на всѣхъ достаточныя суммы; но еще сверхъ оныхъ изволила учредить разные наукъ и художествъ корпусы: воспиталище женскаго пола, Россiйскую Императорскую академiюб и повелѣла особой коммиссiи во многихъ губернiяхъ учредить университеты. А наконецъ, провидя, что и сихъ училищъ для обширнѣйшей ея Имперiи недостаточно; что оныя устроены почти для дворянства и духовныхъ; что простому народу, находящемуся въ селахъ и деревняхъ, неудобно и невозможно, по отдаленности

 

// 132

 

мѣстъ, заимствовать просвѣщенiе въ академiяхъ, университетахъ и семинарiяхъ; что надобно имѣть разсадники первоначальныхъ знанiй, откуда бы наполнять вышеупомянутыя вышнiя училища и расширять садъ просвѣщенiя въ обширнойв ея державѣ, безъ коихъ никогда бы онъ не дошелъ до желаемаго цвѣтущаго состоянiя: ибо никогда тотъ садовникъ не разбогатѣетъ плодами, который только плодоносныя деревья выписываетъ изъ чужихъ земель, не заготовляя въ собственныхъ своихъ разсадникахъ на смѣну ихъ младыхъ лѣтораслей: для того сiя прозорливая Монархиня обратила человѣколюбивый взоръ свой на простой народъ и, не взирая на адскую политику коварныхъ умовъ, что ни обогащать, ни научать черни не должно, повелѣла установить и открыть нынѣ народныя школы, въ которыхъ всякаго состоянiя людямъ отверзты къ просвѣщенiю двери и въ которыхъ, ежели мнѣ поздо уже получить украшенiе неочищенному моему разуму и неустроенному сердцу, то сынъ мой, принесенный теперь сюда на рукахъ матери его, будетъ невозбранно почерпать источникъ свѣта отъ сокровищъ великой Екатерины.

Проснитесь, въ Бозѣ почивающiе блаженные и человѣколюбивые Россiйскiе монархи, вводившiе въ народъ сей просвѣщенiе! Проснитесь, царь Ѳеодоръ Алексѣевичъ и ты, великiй императоръ Петръ! проснитесь и воззрите на преемницу вашу, Екатерину Вторую: она наполняетъ садъ вашъ юными лозами, который съ сего времени никогда не оскудѣетъ. Вы основали духовную и свѣтскую академiи, а она — народныя школыг. Вы обучали дворянъ и духовенство, а она, усугубя ваши заведенiя, просвѣщаетъ чернь! Кто изъ васъ болѣе? Предвѣчная Премудрость, для возстановленiя падшаго человѣческаго естества, снисходила съ небесъ сими стезями. Она основала храмъ благовѣстiя своего среди простыхъ сердецъ. Въ сей храмъ, въ сiе народное училище, исторгая изъ объятiй матернихъ сына моего, съ радостнымъ восторгомъ предаю я, да будетъ онъ человѣкъ!

Слушай, сынъ мой; услышь меня и ты, простой народъ: ты

 

// 133

 

будешь человѣкомъ! Здѣсь, почерпая твердыя основанiя православной вѣры нашей и понимая великiя истины евангельскаго благовѣстiя, ты будешь безъ суевѣрiя и безъ ханжества прямымъ христiаниномъ. Здѣсь, навыкая обязанностямъ гражданина, ты будешь послушнымъ сыномъ, вѣрнымъ супругомъ, чадолюбивымъ отцомъ, надежнымъ прiятелемъ, мирнымъ сосѣдомъ, благопокорнымъ начальству подчиненнымъ, ревностнымъ къ службѣ государя твоего подданнымъ. Ты не преломишь совѣсти на судѣ, не пощадишь груди своей въ сраженiяхъ на пользу отечества и за славу своего монарха. Здѣсь прiобыкнешь ты быть не тунеядцемъ, помня, что всякъ земнородный долженъ въ трудахъ своихъ снѣсти хлѣбъ свой. Здѣсь уразумѣешь ты движенiе тѣлъ, и будешь разумнымъ ремесленникомъ. Здѣсь обрѣтешь познанiе причинъ естества, и будешь домовитымъ хозяиномъ, богатымъ нивъ пахаремъ, разумѣющимъ свойство земли и время повѣрить оной сѣмена свои. Словомъ, ты будешь человѣкомъ: ибо Екатерина Великая желаетъ управлять людьми.

Наконецъ, когда ты вѣдаешь, сынъ мой, чѣмъ ты будешь, равномѣрно обязанъ съ младыхъ ногтей твоихъ знать и то, какою благодарностiю преисполненъ быть ты долженъ во всѣ дни живота твоего премилосердой Матери твоего Отечества, всемилостивѣйшей твоей воспитательницѣ и просвѣтительницѣ; какими душа твоя преизобиловать должна чувствами при воззрѣнiи на божественный образъ ея, при воспоминанiи безсмертнаго имени ея, при торжествѣ великаго дня сего, когда она взошла на высокiй престолъ, а ты вступилъ въ храмъ просвѣщенiя! Я мысленно вхожу во внутреннее движенiе сердца твоего. Я изступаю и повергаюсь вмѣстѣ съ тобою предъ священнымъ образомъ ея и, воздѣвши ко Всевышнему земледѣльческiя мои руки, изъ глубины души моей молю: «да продлится долговременно безцѣнное ея здравiе, да вознесется престолъ и царство ея надъ всѣми врагами ея, да распространится и утвердится въ роды родовъ высочайшее наслѣдiе ея и истинная ея слава, что она есть изящнѣйшая преобразительница и просвѣтительница Россiйскаго народа»! Заклинаю тебя, сынъ мой, продолжать сiю молитву по всякое утро до послѣдняго твоего издыханiя!

 

а Я содрагаюсь, взирая на сiю плачевную участь (Тамб. изд.).

б Россiйскую словесную академiю.

в пространной.

г а она водрузила народныя школы.

_____

 

// 134



[1] Рѣчь эта тогда же появилась въ перiодическихъ изданiяхъ: 1) въ С.-Петерб. Вѣдомостяхъ 1786 (нояб. 3), № 88, особымъ приложенiемъ; 2) въ Зеркалѣ Свѣта того же 1786 г. (нояб. 6), № 45, подъ рубрикою: «Тамбовъ», и 3) въ Новыхъ Ежемѣс. сочин. за декабрь того же года (ч. VI). Кромѣ того она была напечатана отдѣльно: 1) вскорѣ послѣ того, въ Тамбовѣ (мал. 8-ка, 12 стр.) подъ заглавiемъ: «Рѣчь, говоренная 1786 г. въ день высокоторжественнаго коронованiя и проч., т. е. 22 числа сентября, при открытiи въ намѣстническомъ городѣ Тамбовѣ главнаго народнаго училища, въ собранiи всего при томъ бывшаго знаменитаго общества, поселяниномъ Петромъ Захарьинымъ; 2) въ Николаевѣ, въ 4-ку, вѣроятно 1798, о чемъ см. Москов. Вѣд. 1859, № 195. По Сопик., ч. II, №№ 3146 и 3147. — О томъ, что рѣчь эта — сочиненiе Державина, было упомянуто въ печати еще при жизни его, въ Другѣ Просв. 1806, ч. III, стр. 282, въ бiографiи поэта, вошедшей потомъ въ Словарь митрополита Евгенiя. Объ отношенiяхъ Державина къ Захарьину см. Отеч. Записки 1823 г., ч. XIII, стр. 80—93.