ГОЛОСЪ СТАРАГО КРИТИКА.

 

_____

 

Занявшись исключительно (на время конечно) развитiемъ слишкомъ близкаго душѣ моей предмета, парадоксовъ органической критики — потому что надобно хоть разъ въ жизни договориться до сути вопроса, составляющаго главнѣйшую задачу мышленiя — я оставилъ на время въ покоѣ — «театръ россiйскiй».

А между тѣмъ на сценѣ такая дорогая душѣ старая новость какъ «Бѣдная невѣста», съ яркимъ дарованiемъ г–жи Брошель и съ новымъ торжествомъ П. Васильева; на сценѣ — такой дорогой для меня артистъ, какъ г. Шумскiй... Наконецъ, «Русланъ» возобновленъ.

Но есть вещь, уже столь дорогая, что на нее не могу я не отозваться. Я говорю о Юдиѳи Сѣрова и ея готовящейся въ Москвѣ постановкѣ. Слухи объ этихъ приготовленiяхъ идутъ крайне и крайне неутѣшительные. Олофернъ — г. Артемовскiй — да это бъ еще ничего; я не могу тутъ по совѣсти сказать ни да, ни нѣтъ; можетъ быть что нибудь и будетъ. Но Юдиѳь — лучезарный центръ всего созданiя, по однимъ газетамъ — г–жа Анненская, по другимъ какая–то посредственность, съ разбитѣйшими голосовыми средствами.

Вѣдь какъ ни велики сами по себѣ красоты оперы моего знаменитаго друга, да вѣдь исполненiе–то, сценическое–то осуществленiе созданiя — что нибудь да значитъ!

Общее мнѣнiе знатоковъ и любителей дѣла, — и великолѣпныя молодыя средства голоса, и значительные успѣхи въ концертахъ, и недавнiй furore на Кронштадскомъ театрѣ — указываютъ прямо на готовую, самой судьбою данную новую Юдиѳь, и на г–жу Ильину–Кирилову, — которая еще вдобавокъ такъ трудилась и трудится постоянно, съ энтузiазмомъ, надъ глубоко любимымъ ею созданiемъ маэстро.

Да онъ–то, онъ самъ–то тутъ же дѣлаетъ? Или онъ будетъ отличаться такимъ же благодушествованiемъ, какъ тезка собратъ его, властелинъ другой полосы искусства — Островскiй, который поистинѣ — изумительно–хладнокровно:

 

Какъ старый дьякъ, въ приказѣ посѣдѣлый

Спокойно зритъ на правыхъ и виновныхъ,

Добру и злу внимая равнодушно.

 

И съ невозмутимымъ спокойствiемъ вручаетъ роли Тита Титыча и Льва Краснова — россiйскому Леметру, — про игру котораго, какъ сказывалъ мнѣ недавно одинъ бывшiй содержатель провинцiальнаго театра — ходитъ премилая поговорка что онъ «лампы глотаетъ» — такъ азартенъ!

Но шутки въ сторону. Вспомните, маэстро, что опера идетъ въ Москвѣ, гостепрiимной, но строгой и внимательной ко всякому настоящему дѣлу.

 

Сентября 4.

 

Аполлонъ Григорьевъ.

 

 

 

_______