Цели и задачи ПСР

Программа стратегического развития ПетрГУ на 2012 – 2016 годы «Университетский комплекс ПетрГУ в научно-образовательном пространстве Европейского Севера: стратегия инновационного развития» (далее - программа) направлена на обеспечение Европейского Севера России необходимыми человеческими ресурсами, рост конкурентоспособности региональной экономики, развитие социальной сферы на основе передовых подходов в научной, образовательной и инновационной деятельности, развитие университета как международно-признанного центр подготовки специалистов высокого уровня, генератора научных и инновационных идей и разработок, трансграничного центра формирования и развития компетенций в приоритетных научно-образовательных направлениях. Стратегической целью программы является обеспечение конкурентных преимуществ социально-экономического развития Европейского Севера России, ускорения перехода от сырьевой к инновационной экономике, на основе реализации стратегии инновационного лидерства ПетрГУ, как ведущего многопрофильного классического университета региона, нацеленного на усиление своего системного влияния, решение задач социально-экономического развития региона и вывод своих научных и инновационных разработок на международный уровень, на основе концепции трансграничных образовательно-научно-инновационных кластеров, приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, отраслей экономики и социальной сферы региона, приоритетных направлений развития науки, техники и технологий РФ, приграничного международного сотрудничества на Севере Европы.
Реализация Программы предусматривает следующие этапы и сроки выполнения комплексов мероприятий:
1 этап (1-2 полугодие 2012 года): формирование модели устойчивого инновационного развития вуза, формирование инфраструктуры образовательно-научно-инновационных кластеров ПетрГУ;
2 этап (1-2 полугодие 2013 года): развитие образовательной, научной и инновационной инфраструктуры кластеров ПетрГУ;
3 этап (1-2 полугодие 2014 года): этап устойчивого инновационного развития вуза, продвижения имиджа ПетрГУ как регионального инновационного лидера;
4 этап (1 полугодие 2015 г. – 2 полугодие 2016 года): этап динамического инновационного развития вуза, продвижения имиджа ПетрГУ как лидера инноваций российского и международного уровня.
Для достижения стратегической цели программы определена цель 1 этапа: обеспечить практическую реализацию концепции трансграничных образовательно-научно-инновационных кластеров и формирование модели устойчивого инновационного развития вуза на основе создания организационной структуры, нормативной и методической базы, интеграции всех ресурсов и средств ПетрГУ для формирования инфраструктуры образовательно-научно-инновационных кластеров по приоритетным направлениям.
Для достижения цели программы в отчетном 2012 году поставлены следующие задачи:

  1. Начать формирование организационной структуры и эффективной системы управления ПетрГУ на основе создания комплекса трансграничных образовательно-научно-инновационных кластеров ПетрГУ, как структур стратегического управления и комплексного развития деятельности вуза, и применения современных проектных и информационно-аналитических технологий в управлении кластерами.
  2. Сформировать планы организационной и содержательной работы, нормативно-методическую базу по развитию на новом качественном уровне инфраструктуры, образовательного процесса, научных исследований, инновационно-производственной деятельности трансграничных кластеров ПетрГУ по приоритетным направлениями программы, развитию практической и научной подготовки студентов и аспирантов в соответствии с потребностями рынка труда, задачами социально-экономического развития региона Европейского Севера России, развития приграничного сотрудничества на Севере Европы.
  3. Разработать организационную структуру, образовательные программы, междисциплинарные научные и инновационные проекты, накопить необходимые ресурсы и отработать эффективные модели развития деятельности по направлениям совершенствования кадрового потенциала, формирования качественного контингента, развития внутрироссийской и международной мобильности студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников университета, узнаваемости брэнда ПетрГУ на внутрироссийском и международном уровне с выходом на позиционирование ПетрГУ как «Центра компетенций» в рамках процессов европейской интеграции в области образования и науки.
  4. Начать формирование инфраструктуры и ресурсной базы образовательно-научно-инновационных кластеров ПетрГУ по направлениям территориального развития, создания передовой лабораторной и экспериментальной базы, модернизации учебной, научной, инновационной инфраструктуры, активного внедрения новых методик и технологий в образовательный процесс и научные исследования.
При решении перечисленных задач 1 этапа в качестве приоритетных определены комплексные направления, интегрирующие исследования и разработки в стыковых и смежных областях наук, в которых ПетрГУ имеет существенный образовательный, научный и инновационный потенциал, что дает наибольшие возможности для развития перспективных прорывных направлений науки, техники и технологий в регионе:
Исходя из приоритетных направлений программы, определена структура образовательно-научно-инновационных кластеров ПетрГУ: кластер инженерных наук и высоких технологий ПетрГУ, биомедицинского кластер ПетрГУ, кластер Североевропейских исследований ПетрГУ, кластер довузовского и дополнительного профессионального образования ПетрГУ. Такая структура выбрана как «организационная форма консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ» университета и региональной экономики в целом. Ядром формирования кластеров становятся новые интеграционные структуры ПетрГУ: институты комплексных исследований, междисциплинарные и межфакультетские центры в смежных и стыковых областях наук, как основа трансформации от строгих академических рамок «факультет – кафедра» к гибким междисциплинарным структурам.
Достижение цели и решение задач 1 этапа осуществляется путем скоординированного выполнения 5-ти комплексов взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий:
  1. модернизация образовательного процесса (содержание и организация);
  2. модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности (содержание и организация);
  3. развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся;
  4. модернизация инфраструктуры;
  5. совершенствование организационной структуры вуза и повышение эффективности управления.
При выполнении комплекса мероприятий по модернизации образовательного процесса в первом полугодии 2012 года решаются задачи формирования организационной структуры и содержания образовательной деятельности кластеров, институтов комплексных исследований (Института рационального природопользования, Института информационно-коммуникационных и нано технологи, Института высоких биомедицинских технологий), междисциплинарных и межфакультетских центров, разработки новых образовательных программ, междисциплинарных проектов, накопления необходимых образовательных ресурсов, отработки эффективных моделей проектирования и реализации востребованных программ.
При выполнении комплекса мероприятий по модернизации научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности в отчетный период решаются задачи формирования организационной структуры и содержания научно-исследовательской и инновационной деятельности кластеров, институтов комплексных исследований, междисциплинарных и межфакультетских центров, разработки и реализации новых междисциплинарных научных проектов в стыковых и смежных областях наук, усиления публикационной активности ученых ПетрГУ, продвижения научных результатов и инновационных разработок университета на российском и международном уровне.
При выполнении комплекса мероприятий по развитию кадрового потенциала и формированию качественного контингента обучающихся на отчетном этапе решаются задачи формирования организационной структуры и содержания деятельности Института непрерывного образования, отработки эффективных моделей проектирования востребованных программ дополнительного профессионального образования для развития кадрового потенциала, формирования инфраструктуры Центров языковой подготовки и академической мобильности ПетрГУ, накопления необходимых ресурсов, включая комплекс конкурсов по приоритетным направлениям с использованием современных образовательных технологий, отработки эффективных конкурсных моделей для развития кадрового потенциала.
При выполнении комплекса мероприятий по модернизация инфраструктуры на 1 этапе решаются задачи оценки состояния помещений для реализации концепции трансграничных образовательно-научно-инновационных кластеров, приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, отраслей экономики и социальной сферы региона, приоритетных направлений развития науки, техники и технологий РФ, приграничного международного сотрудничества на Севере Европы