А. В. Мазур*
Петрозаводск
РЕЛИГИОЗНЫЕ
МОТИВЫ
В ПОЭЗИИ
В. В. НАБОКОВА
Разговор о
религиозных мотивах в творчестве Набокова на первый взгляд может показаться
бессмысленным. Немного можно найти в русской литературе таких убежденных агностиков,
как он. Он сам ясно писал об этом в «Других берегах»:
Сколько раз я чуть не
вывихивал разума, стараясь высмотреть малейший луч личного среди безличной тьмы
по оба предела жизни!1
Тем более не стоит заводить разговор о
церкви:
Так как в метафизических
вопросах я враг всяких объединений и не желаю участвовать в организованных
экскурсиях по антропоморфическим парадизам...2
Творчество Набокова никак
не вписывается в традицию «великой русской литературы», которая считала своим
долгом служение обществу во имя человеческого блага:
До блага
человечества мне дела нет, и я не только не верю в правоту какого-либо
большинства, но вообще склонен пересмотреть
вопрос, должно ли стремиться к тому, чтобы решительно все были полусыты и полуграмотны...3 («Истребление
тиранов».)
________
* Мазур А. В., 2008
1 Набоков В. Другие берега // Набоков В. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 4. С. 136.
2 Там же. С. 295.
3 Там же. С. 385.
524
Как и другие русские писатели
Серебряного века, Набоков руководствовался романтическим принципом внеконфессиональных поисков высшего смысла, поиском Бога
вне соборных стен. Он остался верен этому принципу до конца, в отличие от
других художников, смиренно вернувшихся в лоно православия. Во всяком случае,
русский период его творчества закончился словами:
...остаюсь я безбожником с
вольной душой в этом мире, кишащем богами4.
Эта фраза была принята
критиками исключительно как сакраментальная и даже дала повод обвинять Набокова
в глумлении над христианством. В ранних стихах Набокова упоминания Бога отчасти
ритуальны. Но, в отличие от поэтов Серебряного века, с подражания которым он
начал, Набоков не позволяет себе кощунств над Христом и Богоматерью. Под
«богами» (важно, что это слово поэт пишет с маленькой буквы и во множественном
числе!) он понимает тех кумиров, которым человек привык поклоняться испокон
веков, но ни в коем случае не триединство христианства. И, возможно, именно эта
его фраза поможет нам прийти к выводу, что не так уж «безбожен» поэтический мир
Набокова. Возможно, есть все-таки повод говорить о религиозных мотивах в его
творчестве, но с определенной оговоркой: если мы не будем считать религией
только «организованные экскурсии»!
Однако, говоря о
«византийской образности», которая свойственна многим его стихотворениям
1910-х и 1920-х годов, Набоков отмечает, что к этому следует относиться
лишь как к стихотворной стилизации в христианском роде. Тем не менее, даже если
учитывать это его высказывание, число стихотворений с религиозными мотивами
довольно значительно. У Набокова есть стихотворения, написанные на евангельский
сюжет. В качестве примера достаточно упомянуть хотя бы стихотворения из
сборника «Горный путь»: цикл из девяти стихотворений под общим заглавием «Ангелы»,
«Тайная вечеря» (1918), «И видел я: стемнели неба своды» (1918) и «На Голгофе»
(1921). Упомянутая группа стихотворений, несмотря на утверждение самого
Набокова, в сущности является свидетельством интереса
поэта к образу Христа и даже сострадания к нему, что гораздо значительнее
простой стилизации. Так, в стихотворении
_______
4 Набоков В. Стихотворения и поэмы. М., 2001. С. 295. Далее цитирую по этому изданию.
525
из сборника «Гроздь»,
написанном на годовщину смерти Достоевского, Христос и его апостолы проходят
мимо трупа пса, изъеденного червями.
Все отворачиваются, замечая, что пес заслужил такую смерть. Христос же,
напротив, замечает, что «зубы у него — как жемчуга...» (С. 184).
Вспомним еще два
стихотворения «В пещере» (1924) и «Мать» (1925). В первом рассказывается о
беззаботном, счастливом детстве Христа. Второе стихотворение окрашено в
совершенно противоположные тона: в нем речь идет о Голгофе, о казни. В
первом — счастье простой земной матери, во втором — ее горе.
Мария слабая на чадо
улыбку устремляла вниз,
вся умиленье, вся прохлада
линялых синеватых риз.
А он, младенец светлоокий
в венце из золотистых стрел,
не видя матери,
в потоки
своих небес уже
смотрел.
(С. 256)
В
стихотворении «Мать» Иоанн Богослов уводит с Голгофы «седую страшную Марию».
Слыша ее «рыданья и томленье», апостол, задает себе вопрос:
Что, если у нее остался
бы Христос
и плотничал, и пел? Что, если этих слез
не стоит наше искупленье?
(С. 256)
Неблагородно
пользоваться чужим страданием для собственного блаженства:
Мария, что тебе до бреда
рыбарей!
Неосязаемо над горестью твоей
дни проплывают, и ни в третий,
ни в сотый, никогда не вспрянет он на зов,
твой смуглый первенец, лепивший воробьев
на солнцепеке, в Назарете.
(С. 257)
Набоков берет
сторону частного, личного в противовес божественному.
Даже если Христос — живой Бог, мы не имеем оснований спасаться за Его
счет. Поэтому сама идея искупительной жертвы сомнительна для Набокова.
Николай Гумилев, которого
Набоков высоко ценил как поэта, в стихотворении «Слово» из посмертного сборника
«Огненный столп» пишет:
526
...и в Евангелии от
Иоанна сказано, что слово это Бог6.
Владимир
Набоков в стихотворении «У камина» расширяет эту тему: «Серафимом незримым
согреты, оживают слова, как цветы» (С. 175). Божье благословение
простирается и над искусством.
В стихотворении «Знаешь
веру мою?» (1922), объясняясь в любви России, цветам, дождям и закатам, Набоков
пишет, что любит и «Божьи звезды», и
«Божьих зверьков». Набоков понимает, что все это нам дано свыше. Позже в
стихотворении «Родина» он попросит:
Позволь
мне жить, искать Творца в творенье, звать изумленье рифмы и любви (С. 240).
Искать Творца в
творенье — это и есть религия Набокова. И не к кому-нибудь, а к Богу
обращается в стихотворении «Молитва» (1924) с просьбой воскресить русскую
речь:
А я
молюсь о нашем дивьем диве,
о русской речи,
плавной, как по ниве
движенье ветра...
Воскреси!
О, воскреси
душистую, родную,
косноязычный сон ее
гнетет.
(С. 250)
Всеволод Сечкарев в статье о поэзии Набокова утверждает: «Набоков несомненно верил
в ряд инкарнаций»8. И все-таки это утверждение не совсем корректно,
так как действительно отсылает к слишком массовому для Набокова восточному опыту. С нашей точки зрения, религиозные
мотивы у Набокова связаны не с чем иным, как с темой потусторонности,
которая проходит тонкой нитью через все его творчество. И в прозе, и в поэзии
он развивает мысль о существовании метафизического, которое может заключать в
себе другие формы существования, отказываясь, однако, давать четкое
определение.
В «Славе» (1942), к примеру, поэт говорит о секрете,
которым он обладает и который полностью защищает его от превратностей судьбы.
Однако, говоря об этом секрете, он пишет:
Это тайна та-та, та-та-та-та,
та-та, / а точнее сказать я не вправе (С. 295).
_______
5 Гумилев Н. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М., 2000. С. 153.
6 Сечкарев В. К тематике поэзии Владимира Набокова // Новый журнал. Нью-Йорк, 1996. Кн. 197. С. 47.
527
В конце стихотворения он опять
дразнит читателя, утверждая, что знает что-то очень важное, но отказывается
открыть тайну. Заявляя, что он когда-то погружался в глубины своего существа,
он заключает:
...я увидел, как в зеркале,
мир и себя / и другое, другое, другое (С. 296).
Что это другое, он не
говорит. Практически также туманно он ответил и на вопрос журналиста о том,
верит ли он в Бога:
I know more than I can express in words, and the
little I can express would
not have been expressed had I not known more7.
Эти слова Владимира Набокова,
сказанные им в большом и пространном интервью американскому журналисту Олвину Тоффлеру в марте 1963 года, вполне могли бы стать эпиграфом ко всему его
творчеству. В этом интервью он похож на своего героя Фальтера
из «Ultima Thule». Фальтер,
случайно разгадавший тайну Вселенной, отказывается
поделиться ею с повествователем, боясь, что раскрытие тайны уничтожит
его или сведет его с ума.
Существование
другого мира за пределами видимой земной реальности вновь подтверждается и в поэзии. Наиболее
часто встречаемый образ, используемый для
его изображения, это образ рая или неба. Набоков написал множество
стихотворений на эту тему, сотни раз используя образ рая и эпитет «райский» и
для развития других тем, от России до любви к той, с кем разлучен поэт. Так, в
стихотворении «Река» (1923) можно найти такие строки: «Это было в России, / это было в
раю... » (или, например, стихотворение 1923 года «Глаза прикрою — и мгновенно», в котором находим строки: «стою / опять в
гостиной незабвенной, / в усадьбе, у себя, в раю», С. 260). Говоря о возлюбленной, которая умерла, поэт пишет в другом стихотворении:
Глаза твои, глаза в раю теперь
горят: разлучены мы только раем (С. 268).
Таким образом, не имеет
значения, о каком желанном существовании идет речь: поэт, разлученный с ним
временем,
_______
7 «Я знаю больше того, что могу выразить словами, и то немногое, что я могу выразить, не было бы выражено, не знай я большего» (Интервью Олвину Тоффлеру // Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе. М., 2002. С. 157).
528
пространством или смертью, наделяет его
все тем же ореолом неземного рая8.
Однако важно и то, что
рай у Набокова — это не прибежище, полное абсолютного блаженства, куда
попадают после полной страданий жизни. В то время как лишенный свободы мечтатель
в стихах Набокова думает о желанном, более совершенном мире, находящемся за
пределами земной жизни, сам Набоков считает, что уход из этой жизни повлечет за
собой невосполнимые потери. В ранних стихотворениях выражается именно такое
отношение автора к раю в свете земного опыта:
Здравствуй,
смерть! — и спутник крылатый,
объясняя, в рай уведет,
но внезапно зеленый, зубчатый,
нежный лес предо мною мелькнет.
И немой, в лучистой одежде,
я рванусь и в
чаще найду
прежний дом мой земной, и, как прежде,
дверь заплачет, когда я войду.
Одуванчик тучки апрельской
в голубом окошке
моем,
да диван из березы карельской,
да семья мотыльков под стеклом.
Буду снова земным поэтом:
на столе открыта тетрадь...
Если Богу расскажут об этом,
Он не станет меня укорять.
(«В раю»,
13 августа 1920, С. 131)
В этом
стихотворении, где речь идет о возвращение поэта к своему любимому занятию (он
вновь становится «земным поэтом»), выражается одна из главных идей всей поэзии
Набокова. Несмотря на то что многие его герои как в
прозе, так и в поэзии остро чувствуют оковы окружающего их мира и пытаются
изменить окружающую их реальность или уйти из нее, сам Набоков не перестает
открывать красоту обыденного мира и воплощать ее в искусстве. Бесспорно, он был
ученым и поэтом, и те из его героев, кто предпочитал «реальному» свои
собственные идеалы, неизбежно кончали плохо, даже пытаясь переделать жизнь в
своем воображении (вспомним, к примеру, Германа из «Отчаяния» или Гумберта из «Лолиты»).
_______
8 Образ рая играет ту же роль и в прозе Набокова, особенно в романе «Дар», где он соотносится с одной из сильных привязанностей Федора — с образом утраченного отца.
529
В поэзии Набокова эта
любовь ко всему земному окрашивает все его воспоминания о райском царстве. В одном
из стихотворений лирический герой восходит от жизни земной к вратам рая («Когда
я по лестнице алмазной», 1923). Увидев поэта, несущего узел за плечами, Святой
Петр останавливает его у входа. Поэт развязывает узел со словами: «Два-три
заката, женское имя / и темная горсточка земли родной» (С. 240).
Но потому, что у Петра «на ладони каждый изгиб пахнет еще гефсиманской росою и чешуей иорданских рыб» (С. 240),
поэт знает, что Петр улыбнется и пустит его в рай с земным узелком.
Возможность сохранения
земного в пределах рая — это, пожалуй, самое желанное качество того,
«другого», мира. В небольшом стихотворении «Вершина» (1925) поэт говорит о
своей любви к горе, покрытой темными еловыми лесами, которые напоминают ему о
его родине. Он замечает, что чем выше поднимается в гору, тем ясней становятся
приметы северной равнины, дорогой ему с детства. И он заключает:
Не так ли мы по склонам
рая
взбираться будем в
смертный час,
все то любимое встречая,
что в жизни возвышало нас?
(С. 266)
Рай, таким
образом, рассматривается поэтом не как мир, в который бегут от земной
жизни. Скорее, это мир, где человек воссоединяется со всем тем, что когда-то
было дорого ему на земле, но что он потерял из-за изгнания, времени или смерти.
Хотя мы и не беремся
утверждать, что Набоков был платоником чистой воды, но все же тема
потусторонности в его творчестве неизбежно наводит на мысль о том, что
философия Платона была художнику если не близка, то, по крайней мере,
интересовала его.
Платон считал, что душа
человека бессмертна. До воплощения в человека она сталкивается с миром идей и
привносит его в человека. Мир идей — первичный мир. Существует
противоположность миру идей. Этой противоположностью является материя.
Именно душа олицетворяет
связь между телами в природе, помогая им подняться до ангелов и даже высшего
божественного существа. Душа наделена способностью к познанию, благодаря чему
все ступени бытия вновь возвращаются в божественное единство. Человек — это
микрокосмос,
530
познающий макрокосмос, а способность к
познанию представляет собой главное достоинство человека, сливающегося с Богом
на высшей ступени познания.
С нашей точки зрения,
именно это утверждение Платона и легло в основу идеи двоемирия
Набокова (мир реальный и мир потусторонности). «Я в стороне. Молюсь,
ликую, / и ничего не надо мне, / когда вселенную я
чую / в своей душевной глубине» (С. 32), — напишет поэт в
1918 году. В этом же году в Крыму, когда ему только 19 лет, Набоков
напишет еще одно наивное, трогательное стихотворение «Разгорается высь»:
Повторяй
мне, душа,
что сегодня весна,
что земля хороша,
что и смерть не страшна;
что над первой травой
дышит горный цветок,
наряженный в живой
мягко-белый пушок,
что лепечут ручьи
и сверкают кругом
золотые
струи;
что
во всех и во всем
тихий Бог, тайный Бог
неизменно живет;
что весенний цветок,
ветерок,
небосвод,
нежных тучек кайма,
и скала, и поток,
и,
душа, ты сама —
все
одно, и все — Бог.
(С. 35)
В этом и
многих других стихотворениях заключена искренность до боли щемящей любви к
Творцу, к человеку, к природе наконец.
«Настоящий художник
должен внимательно изучать творчество соперников, включая Всевышнего. Он должен
обладать врожденной способностью не только вновь перемешивать
части данного мира, но и вновь создавать его. Чтобы делать это как следует и не
изобретать велосипед, он должен знать этот мир. Воображение без знания приведет
лишь на задворки примитивного искусства, к детским каракулям на заборе или к
выкрикам узколобых ораторов
531
на базарной площади», — пишет
Набоков9. Конечно, это высказывание не
следует толковать в том смысле, что писатель хотел бы «держать зеркало перед
действительностью», но оно убеждает в том, что он «стремился к созданию правдоподобных симулякров реального бытия»10.
Таким образом, в своем
творчестве Набоков развивает романтическую идею о художнике как о сопернике
Бога, а произведения рассматривает как аналоги созданного Богом природного
мира. Вспомним вновь идею Платона о человеке как микрокосмосе и о Боге как
макрокосмосе. Совершенно очевидно, что Набоков был знаком с этой концепцией,
что следует также из одной лекции, в которой он говорил, что искусство
«божественно, ибо именно оно приближает человека к Богу, делая из него
истинного полноправного творца»11.
Художник, хотя и
уподоблен Богу в художественной системе Набокова, самостоятелен, не зависим от
Бога. Сферы Бога-творца и творца-человека у Набокова разведены. Художник живет
в мире, созданным Богом и отведенном человеку. Сила последнего — в
способности создать свой мир, изучая Божий.
Так все-таки, верил ли в Бога Владимир
Набоков?
И. Золотусский в своей статье «Путешествие к Набокову»12
пишет, что, когда он прямо спросил об этом сестру писателя Елену Владимировну,
ничего определенного она ответить не смогла:
— Бывал ли Владимир Владимирович в церкви?
— Нет, в церковь он не ходил.
— Так вас воспитывали с детства?
— Почему же? У нас были традиции обыкновенной русской
семьи, мы ходили в церковь, постились, потом разговлялись до того, что уже
хотелось простых щей. У меня сохранилось Евангелие моего отца на французском
языке, где его дивным почерком на первой странице отмечены все тексты, которые
читаются перед Пасхой13.
И. Золотусский приводит весьма примечательное высказывание Ж. Нива о творчестве Набокова:
_______
9 Интервью Олвину Тоффлеру. С. 142.
10 Александров В. Е. Набоков и потусторонность. СПб., 1999. С. 45.
11 Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М., 2001. С. 185.
12 Золотусский И. Путешествие к Набокову // Новый мир. 1996. № 12. С. 34—42.
13 Там же. С. 40.
532
...если
б на Землю высадились инопланетяне и захотели бы по книгам Набокова понять, кто
такие люди XX века, они бы не нашли у него ни одного homo
religiosus14.
Конечно,
Набоков верил в Бога. Но Бог Набокова не ведет никаких экуменических экскурсий.
Образ Бога в творчестве Набокова не маркируется никакой религиозностью и тем
более конфессиональной определенностью. И хотя еще часто в его поэзии будут
повторяться слова «Господь», «Бог», в прозе они будут постепенно исчезать или
расплываться, теряя свои четкие очертания. А в конечном итоге обращение к Богу
уступит место обращениям к музе памяти Мнемозине.
_______
14 Там же. С. 40.