Морфологические нормы

Вопросы для обсуждения на коллоквиуме и задания.

1.   Род, число и падеж существительных.

2.   Степени сравнения имен прилагательных.

3.   Числительное: разряды по значению и структуре, склонение.

4.   Местоимение: разряды по значению, склонение.

5.   Глагол: спряжение. Образование глагольных форм.

Задание 1. Определите род несклоняемых существительных и аббревиатур:
1) жюри, кофе, КПП купе, леди, Малышко, месье, протеже, Сочи, трико, турне, сальто, табло, такси, шоу, тюль, толь, мозоль, туфли, ботфорты, коррективы, салями, иваси, кепи, боа, кофе, какаду, коллега, ножище;

2) фламинго, евро, шимпанзе, пари, авеню, суахили, визави, кашне, пюре, кюре, Онего, Миссисипи, Борнео, киви (птица), киви (плод), кенгуру;

3) городишко, подмастерье, врач, конферансье, мисс, атташе, шампунь, маэстро, вуз, кашне, бра.

Задание 2.         От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа:

бухгалтер, год, директор, договор, доктор, инструктор, катер, лектор, мастер, порт, профессор, сторож, тренер.

Задание 3. Определите родовую принадлежность имен сущест­вительных. Запишите в таблицу отдельно существительные мужского, женского, среднего рода.

1. Тюль, толь, мозоль, туфли, ботфорты, коррективы, салями, иваси, кепи, боа, кофе, какаду, коллега, ножище.

2. Фламинго, евро, шимпанзе, пари, авеню, суахили, визави, кашне, пюре, кюре, Онего, Миссисипи, Борнео, киви (птица), киви (плод), кенгуру.

3. Городишко, подмастерье, врач, конферансье, мисс, атташе, шампунь, маэстро, вуз, кашне, бра.

Задание 4. Ниже приведены существительные мужского рода. Как следует обозначить лица женского пола?

Секретарь, профессор, поэт, студент, учитель, директор, повар, врач, адвокат, библиотекарь, губернатор, генерал, лицеист, продавец, спортсмен, лыжник, теннисист, ученый, дипломник.

Задание 5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих существительных.

1.      Кочерга, дно, брелок, корректив.

2.      Простыня, полотенце, оконце, блюдце.

3.      Чулки, носки, мандарины, гектары.

4.      Ампер, микрон, герц, аршин.

5.      Солдат, партизан, гусар, драгун.

6.      Снадобье, побережье.

Задание 6. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительных, называющих человека по принадлежности к этносу.

1.            Армянин, грузин, башкир, румын, татарин, турок.

2.            Таджик, киргиз, тунгус, узбек, якут.

Задание 7. Склоняются ли мужские и женские фамилии на -аго, -яго, -ых, -их, -ово: Дурново, Живаго, Белых? Составьте предложения со следующими именами собственными (в косвенных падежах):

1)   Анна Зегерс, Джейн Остен, Андгела Меркель;

2)   Том Сойер, Барак Обама, Герхард Шрёдер;

3)   Элиас Лённрот, Вяйня-мёйнен, Жан-Мари Гюстав Леклезио, Макс Фрай.

Задание 8. Запишите краткие формы имен прилагательных. Составьте словосочетания с выделенными словами.

Глупый, долгий, болезненный, существенный, родственный, ограниченный, мужественный, одаренный, искусственный, откровенный.

Задание 9. Исправьте ошибки в употреблении степеней сравнения прилагательных. Устраните другие речевые ошибки.

1. Занимаясь с ребятами, необходимо показать, как правильно бегать, чтобы более быстрее преодолеть короткую дистанцию. 2. В 9— 10 лет руки у детей слабее, связки непрочнее, поэтому, метая тяжелые предметы, можно легко повредить руки в кисти, локте или плече. 3. Кроль — наибыстрый способ плавания, этим способом успешно плавают и на короткие, и на длинные дистанции. 4. Он долго тренировался, чтобы подготовиться к еще более глубочайшему погружению. 5. Гонка проходила в самых труднейших условиях. 6. Настроение после проигрыша оказалось еще более хуже.

Задание 10. Запишите числительные прописью.

1.   Более 500 страниц; домашняя библиотека с 5 875 книгами, 1 040 репродукциями. 2. На соревнования приехала новая команда с 80 спортсменами. 3. После первой сессии повышенную стипендию назначили 48 студентам.

Задание 11. Расскажите о себе и о своих родных, используйте числительные.

Я пошел / пошла в школу в 1997 / 1999 году; поступил(-а) в университет в 2010 году, закончу его в 2015 году.

Задание 12. В каких случаях требуется использование личных местоимений 2-го лица Вы и мы по отношению к одному человеку?

Задание 13. Определите, в каких случаях следует использовать местоимение ему, им, ей, а в каких — нее, ним.

1. Вопреки …; согласно …; наперекор …; вслед …; навстречу …; соответственно …; подобно …; благодаря … . 

2. В отношении …; при помощи …; не в пример …; в противовес …; наподобие …; по поводу …; со стороны …; за исключением …; по случаю …; по причине …; насчет … .

3. У всех …; для всех …; над всеми …; за всеми … .

4. Между вами и …; между мной и … .

5. Видишь разницу между нами и … (М. Горький). Нет между нами и … никакой средней линии (А. Гайдар).

Задание 14. Назовите 10 глаголов I спряжения. Какие окончания при словоизменении они имеют?

Задание 15. Назовите 10 глаголов II спряжения. Какие окончания при словоизменении они имеют?

Задание 16. Образуйте формы единственного и множественного числа глаголов бежать, хотеть, чтить, брить, стелить, зиждиться.

Задание 17. Объясните особенности употребления форм 1—2-го лица единственного числа настоящего / будущего времени глаголов.

1. Кушать. 2. Ощутить, победить, очутиться. 3. Мычать, ржаветь, блеять, нестись, кудахтать. 4. Автоматизировать, компьютеризировать, абсорбировать. 5. Толпиться. 6. Мутить, морозить, нездоровиться.