Орфоэпические и акцентологические нормы

Вопросы для обсуждения на коллоквиуме и задания.

1.   Что такое литературная норма и какова ее роль в естественном языке? Назовите типы языковых норм.

2.   Каковы пути усвоения литературной нормы? Какими из них вы пользуетесь сами?

3.   Проблемы соблюдения орфоэпических и акцентологических норм.

Задание 1. Поставьте ударение.

Газопровод, генезис, диспансер, жалюзи, звонит, каталог, катарсис, квартал, километр, красивее, маркетинг, мышление, на стенах, намерение, новорожденный, обеспечение, облегчит, оптовый, отключит, партер, по средам, проспала, свекла, сиро­ты, торты, трубопровод, украинский, феномен, хвоя, ходатайс­тво, щавель, эксперт, языковые (группы), языковые (колбасы).

Задание 2. Произнесите нижеприведенные слова с ударением, допустимым в разговорном стиле, нейтральном.

Ржаветь, мизерный, мастерски, феномен, тефтели.

Задание 3. Какой звук — [Э] или [О] произносится в ударном слоге? Афера, блекнуть, опека, желчь.

Задание 4. Пользуясь орфоэпическим словарем под ред. Р. И. Ава-несова, определите, какой согласный — твердый ([t]) или мягкий ([t']) — следует произносить перед [Э], в каком случае возможны оба варианта ([t] / [г']). Запишите слова в таблицу.

Термин, теософ, декан, федеральный, бассейн, музей, спортсмен, пионер, террор, агрессия, одесский, шинель, тест, дефис, термос, тет-а-тет, тире, пюре, сессия, суаре, бизнес, брю­нет, депо, менеджер, детектив.

Задание 5. Используя орфоэпические словари, определите, в ка­ком случае следует произносить [ЧН], в каком [ШН]:

а)   Саввична, Никитична, прачечная, скворечник, друг сер-
дечный, яичница, конечно, скучно, нарочно, копеечный, дво-
ечник, очечник, горчичник, пустячный, шапочное знакомство,

к шапочному разбору;

б) Коричневый, канареечный, отличник, печник, точный,

вечность, шапочная мастерская;

в)  Подсвечник, булочная, порядочный.

Задание 6. Как произносится сочетание [ГК] в приведенных ниже словах?

Легкое, легче, мягкая, мягче, легковой, смягчать, легчай­ший.