Вопросы по курсу «Библейские сюжеты в русской литературе»


1.Термин Библия. Разделы Библии. Краткий экскурс в историю становления библейского канона.

2. Евангелие как жанр. Термин Евангелие в сочинениях евангелистов и в христианской традиции.

3. Теория двух источников Евангелия.

4. Евангельский сюжет Рождества в русской литературе (на материале жанра рождественского рассказа).

5. Евангельский сюжет брака в Кане Галилейской в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».

6. Евангельский сюжет Крещения Господня: образы, мотивы, традиции праздника. Крещение Руси в «Повести временных лет».

7. Евангельский сюжет Крещения Господня в русской литературе XIX-XX вв. (на материале по выбору или стихотворений Ф. Глинки «Клик Иордана», И. Бунина «Крещенская ночь».

8. Евангельские притчи в структуре художественных произведений А. С. Пушкина.

9. Евангельские притчи в структуре художественных произведений Ф. М. Достоевского.

10. Евангельский сюжет искушений Христа в структуре романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».

11. Образ Христа в романе Ф. М. Достоевского «Идиот».

12. Евангельский сюжет воскрешения Лазаря в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

13. Сюжет Страстей Христовых в структуре Иерушалаимских глав романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

14. Образы Иешуа, Понтия Пилата и Мастера в романе М. Булгакова«Мастер и Маргарита».

15. Мифопоэтика и историческая основа Ветхого Завета.

16. Библейские сюжет грехопадения в русской поэзии XIX в. (на материале избранного произведения или стихотворения Н. Гумилева «Адам»).

17. Сюжеты книги «Бытия» в Библейском цикле А. Ахматовой.

18. Ветхозаветный сюжет Вавилонская башня в стихотворении С. Надсона «Вавилон».

19. Библейские традиции в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк».

20. Библейские традиции в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Пророк».




Литература

  1. Библия, или Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе. СПб. : Синод. тип., 1876.

  2. Библия, или Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе. М. : Издательский отдел РПЦ, 1956, и др. переиздания.

  3. Дэвид Е. Ауни. Новый Завет и его литературное окружение. СПб., 2000

  4. Мень, Александр. Исагогика: Курс по изучению Священного Писания (Ветхий Завет). М. 2000

  5. Аверинцев С. С. Точка зрения "адвоката дьявола" // Искусство кино. 1994. №4.

  6. Аверинцев С. С. "Великий инквизитор" с точки зрения advocatus diaboli // Аверинцев С. С. София - Логос: Словарь. Киев, 2001.

  7. Альми ИЛ. О "составе" "поэмы" в романе Достоевского ("Братья Карамазовы") // Достоевский и современность. Новгород, 1988. С. 9-11.

  8. Новикова Е. Г. Монашество и брак - оппозиция или синтез? (Глава "Кана Галилейская" романа Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы") // Достоевский и современность. Кемерово, 1996. С. 78-79.

  9. Касаткина Т. А. Воскрешение лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вопросы литературы. 2003. № 1. С. 176-208.

  10. Панченко А. М. Красота Православия и крещение Руси // Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб.: Юна, 1999. С. 377-391.

  11. Мюллер Л. Образ Христа в романе Достоевского "Идиот" // Проблемы исторической поэтики. 1998. Т. 5. С. 375-384.

  12. Габдуллина В.И. Евангельская притча в творческом сознании Ф. М. Достоевского // Культура и текст. 1998. № 3. С. 158-164.

  13. Есаулов И. А. Пасхальный архетип в поэтике Достоевского // Проблемы исторической поэтики. 1998. № 5. С. 350-362.

  14. 10. Есаулов И. А. О сокровенном смысле «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина // Проблемы исторической поэтики. 2012. № 10. С. 25-30.

  15. Мальчукова Т. Г. Лирика Пушкина 1820-х годов в отношении к церковнославянской традиции (к интерпретации стихотворений "Воспоминание" и "Пророк" в контексте христианской культуры) // Проблемы исторической поэтики. 1998. № 5. С. 152-177.

Справочники:

  1. Православная энциклопедия: В 48 т. М., 2005-2017 (http://www.pravenc.ru).