Форма 1

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Петрозаводский государственный университет

Кафедра русской литературы

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан филологического факультета

__________________________

"_28__" _______06________ 200_8_г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «История русской литературы сер. XIX в. (1856-1868)»

для специальности                  филология (русский язык и литература)

ГОС ВПО направления (специальности) – 031001 (021700), утв. МОРФ 10.03.2000 (021700, 021712)

 

курс 3

семестр 5

лекции __18__ (час.)  Экзамен в 5 семестре

Практические занятия __6__ (час.)

Зачет в _______нет________семестре

Лабораторные занятия ___нет_________ (час.)

Курсовая работа (проект) по дисциплине            ______нет_____ есть/нет

Количество контрольных работ - __ нет________

Всего часов __35__ Самостоятельная работа ____35__________(час.)

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента; с консультациями) __70_____(час.)

 

 

 

 

 

2008 г.


 

Рабочая учебная программа составлена на основании программы, составленной для специализаций 031001 (021700) авторская

 (примерная/типовая/авторская программа, реквизиты ее утверждения, прилагается)

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

"20" января 2003 г. Протокол № 5.

"28" июня 2008 года

 

                                                         Заведующий кафедрой _____________

 

Пояснительная записка к курсу

Объектом изучения курса “История русской литературы сер. XIX в.” является литературно-исторический процесс, протекавший в России в названный период, его явления и факты, формировавшие культурно-общественное и национальное сознание, спсобствовавшие его пробуждению. Сюда входят и биогорафии наиболее выдающихся деятелей (поэтов, писателей прозаиков, критиков-журналистов) литературы.

 

Предмет изучения – произведения национальных писателей, оказавшие наибольшее влияние на нравственно-психологическую атмосферу в русском обществе.

 

Цель преподавания: Дать выпускникам филологического факультета представление о своеобразии русской классической литературы в период ее расцвета, познакомить с процессом и особенностями окончательного формирования поэтики реализма

Задачи изучения курса:

1. Учебная - Получение глубоких и прочных знаний по преподаваемому курсу.

2. Учебно-исследовательская - развитие имеющихся научно-исследовательских навыков работы с изучаемым литературно-художественным материалом

3. Научно-исследовательская - установление междисциплинарных связей со смежными истории литературы филологическими (историей русской и европейской литературы; теорией литературы, исторической и теоретической поэтикой, литературной критикой и др.) и гуманитарными дисциплинами (история материальной и духовной культуры России и Европы, история русской и европейской философской и эстетической мысли).

Общее содержание, изучение курса связано со всем объемом теоретических знаний, практических умений и навыков, приобретенных студентами за предыдущие годы обучения в филологической и гуманитарной образовательных областях. Усвоение курса опирается на философско-методологическую, научно-теоретическую основу, сформировавшуюся у студентов к старшему курсу обучения. Первостепенное значение имеют полученные в предыдущие годы обучения навыки понимания художественного, публицистического и литературно-критического произведения, умение работать с первоисточниками, вспомогательными материалами (энциклопедиями, справочниками, библиографическими указателями и пр.)


Форма 2

Рабочая учебная программа (заочное отделение – 3 курс) дисциплины

История русской литературы сер. XIX в. (1856-1868) – всего 35  часов (18 часов лекций + 6 часов практических + 11 часов контрольные работы)

 

неделя

№ темы

Тема

Примечания

На самостоятельную работу

Контроль

1

2

3

4

5

6

 

1

Введение. Общественно-культурная жизнь

и своеобразие литературы сер. XIX в. – 2 час.

 

авторы и тексты, пособия и библиография

 

 

 

2

Характеристика и периодизация творчества

И.С. Тургенева2 час.

лирическая повествовательность

 

 

 

 

3

Очерк творчества И.А Гончарова – 2 час.

романо-центрия, моно-роман

 

 

 

4

Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского и творчество А.Ф. Писемского.– 2 час.

 

роман идейно-публицистический

 

 

 

5

Русская драматургия

и драма А.Н. Островского – 2 час.

 

Прочесть и изучить драмы

А.В. Сухово-Кобылина

 

 

6

Поэзия в непоэтическую эпоху и лирика

Ф.И. Тютчева:– 2 час.

 

течения, проблематика, многообразие тем и форм

Полонский, Григорьев, Майков, Мей, Щербина, Никитин, женская поэзия

 

 

7

Творчество А.К. Толстого и

поэтический мир А.А. Фета – 2 час.

 

Природосообразие

 

 

 

 

8

 

Поэтическая система и творчество

Н.А. Некрасова – 2 час.

 

демократизм, сюжетность

 

 

 

9

 

Журнальная полемика и художественная публицистика, поэты-«некрасовцы» – 2 час.

 

по роману, драме, лирике

 

Подготовка рефератов, докладов с анализом произведений

 

3 практикума –

6 час.  и экзамен

 

 

Преподаватель: В.Н. Сузи ____________ дата:____

 


ТЕКСТЫ произведений (любое издание):

Тургенев И. С. Параша. Постоялый двор. Записки охотника. Месяц в деревне. Ася. Первая любовь. Дневник лишнего человека. Фауст. Рудин. Дворянское гнездо. Отцы и дети. Накануне. Стих-я в прозе.

Гончаров И. А. Обыкновенная история. Обломов. Обрыв.

Писемский А. Ф. Тысяча душ. Горькая судьбина. Русские лгуны. Взбаламученное море.

Островский А. Н. Свои люди — сочтемся! Бедность не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца довольно простоты. Бесприданница. Горячее сердце. Бешеные деньги. Лес. Снегурочка. Волки и овцы Без вины виноватые.

Сухово-Кобылин А. В. Свадьба Кречинского. Дело. Смерть Тарелкина.

Григорьев А. А. Стихотворения. Вверх по Волге.

Толстой А. К. Стихотворения. Баллады. Драматическая трилогия

Тютчев Ф. И. Стихотворения. Политические трактаты.

Некрасов Н. А. Стихотворения. Коробейники. Мороз, Красный нос. В. Г. Белинский. Саша. Кому на Руси жить хорошо. Дедушка. Русские женщины. Современники.

Никитин И. С. Избранные стихотворения.

Курочкин В. С. Избранные произведения.

Минаев Д. Д. Юмористам. Мотивы русских поэтов. Конкурсные стихо-я. Отцы и дети. Ренегат.

Помяловский Н. Г. Мещанское счастье. Молотов. Очерки бурсы.

Решетников Ф. М. Подлиповцы.

Слепцов В. А. «Владимирка и Клязьма», «Питомка». Роман «Трудное время».

А. И. Левитов. «Горе сел, дорог и городов».

Чернышевский Н. Г. Что делать? Очерки гоголевского периода русской литературы. Русский человек на rendez-vous. He начало ли перемены?

Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? Темное царство. Луч света в темном царстве. Когда же придет настоящий день? Стихотворения.

Писарев Д. И. Базаров, Реалисты. Мыслящий пролетариат.

Методические указания для студентов:

  1. Изучаемые тексты следует прочесть к лекциям, посвященным их анализу.
  2. Внимание необходимо уделять биографии автора и эпохе, в которую он жил. Для этого можно обращаться к серии ЖЗЛ. Полезны исторические романы. Желательно обращение к хронологическим таблицам
  3. Русская литература XIX в. оказала огромное влияние на мировую культуру. В то же время ряд разделов теории литературы изучается позднее курса «Истории русской литературы». Это создает определенные трудности в восприятии проблем настоящего курса. Потому желательно самостоятельно знакомиться с некоторыми разделами и темами, такими как демократизм, национальное и народное, направление и художественный метод в литературе («романтизм», «реализм» и пр.) Для этого необходимо обращение к современным энциклопедиям, справочной литературе, соответствующим разделам учебников (статьи «Краткой литературной энциклопедии» представляются устаревшими).

Экзамен проходит в устной форме, в билете 2 вопроса. На экзамене студент должен показать знание основных фактов биографии автора, содержание и смысл анализируемого произведения с учетом социально-культурного, историко-литературного и биографического контекста. Необходимо уметь характеризовать литературные направления X1X в., демонстрировать знание не только учебника, но и работ ведущих исследователей. Список текстов и темы практических занятий прилагаются.

Учебники, курсы лекций

Горький М. История русской литературы. М., 1939.

История всемирн. лит-ры: В 9 т. Т.6. М., 1989 (Разд. 2, гл. 1. С. 284-403); Т.7. М., 1990 (Разд.1. С.18-162)

История русской литературы: В 4 т. М. -Л., 1980-1983. Т. 2-4.

История русской литературы XIX века. Вторая половина / Под ред. Я. Я. Скатова. М., 1992.

История русской литературы XIX в. 40-60-е годы / Под ред. В. Н. Аношкиной и Л. Д. Громовой. М., 1998.

Кулешов В. И. История русской литературы XIX в. М., 1997.

Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М., 1996.

Поспелов Г. Н. История русской литературы XIX века (1840-1860 гг.). 3-е изд. М., 1981.

Соколов А. Я. История русской литературы ХIХ века. Первая половина, 3-е изд. М., 1985.

Хрестоматии

Русская литература XIX века:  Вторая половина. Хрестоматия. В 2 ч. /Сост. В.П.Журавлев. – М.: Просвещение, 2002.

Русская литература XIX века. Вторая половина: Хрестоматия историко–литературных материалов / Сост. И.Е.Каплан, М.Т.Пинаев.– М.: Просвещение, 2001.

Наш XIX век / Сост. В.Я.Коровина, В.И.Коровин. – М., 1996.

Библиографические справочники, словари, указатели:

Русские писатели XIX – начала XX века: Биобиблиографический словарь /Под ред. Н.Н.Скатова. М.: 1995.

Русские  писатели  XIX века. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. /Под ред. П.А.Николаева. М.: 1996.

Русские писатели XVIII века: Биобиблиографический словарь / Под ред. C.А.Джанумова. М.: 2002.

Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь–справочник. – М.: Просвещение, 2002.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. – М., 2003.

Русские писатели 1800–1917: Биографический словарь. – Т.1–М., 1989;   Т.2 – М.,  1992;  Т.3 – М., 1994;  Т.4 – М., 1999

История русской литературы XIX в. Библиограф. указатель / Под ред. К. Д. Муратовой. М. -Л., 1962.

История русской литературы XIX — начала XX века: Библиографический указатель. Общая часть / Под ред. К. Д. Муратовой. СПб., 1993.

Мезьер А. В. Русская словесность с XI по XIX столетие вкл. Библиограф. указатель произведений русской словесности в связи с историей литературы и критикой. Книги и журнальные статьи. Пб., 1902. Ч. 2.

Русские писатели. 1800 — 1917. Биографический словарь / Гл. ред. Я. А. Николаев. Т. 1-4. М., 1989-1999. (изд. продолжается).

Методические рекомендации для преподавателя

  1. Тему следующей лекции желательно объявлять на предыдущей, стимулируя студентов к прочтению текстов.
  2. Большое внимание следует уделять историческому контексту, истории быта и нравов изучаемого периода, особенно в обзорных темах. Полезными могут быть книги серии ЖЗЛ, исторические произведения современных авторов.
  3. Небольшой объем курса не позволяет представить многих писателей 2-го ряда «монографически», по этой причине лучше выбирать для ознакомления наиболее произведения наиболее художественно зрелые и характерные для него, разнообразно показательные в жанрово-стилевом отношении.
  4. Полезно рекомендовать студентам труды классиков русской исторической науки – В.О.Ключевского, Н.И.Костомарова и др., а также исторические романы, повести и драмы.
  5. При преподавании курса следует учитывать, что такие теоретические понятия, как «народность», «национальное сознание», «романтизм», «реализм», усваиваются трудно. После общего их представления следует постоянно возвращаться к ним.

 

Темы практических занятий по русской литературе сер. 19 века:

 

I. Тема: Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети"

1. "Отцы и дети": тип тургеневского романа.

Своеобразие русского романа 60-х гг. XIX в. (ср. с Гончаровым, Чернышевским). Оценка совр. наукой (Н.Д. Тамарченко, В.М. Маркович, Ю.М. Лотман (ср. с интерпретацией романа в 1960-е гг. Г.А. Бялым).
2. Герой Тургенева - "устойчивая модель исторического характера" (Л.Я. Гинзбург). Ст. "Гамлет и Дон-Кихот" в раскрытии авторской типологии характера.
3. Реализация конфликта Базаров и его время:
3.1. Базаров и Павел Петрович, Николай Петрович Кирсановы (культурно- историческое прошлое – 40-е гг.);
3.2. Базаров и люди "архаики": Арина Власьевна, Василий Иванович, Тимофеич;
3.3. Базаров и современный "нигилизм" (Аркадий, Ситников, Кукшина)
4. Метафизика любви:
4.1. Любовь за "кадром": а) "досюжетные" коллизии (Николай Петрович и его первая жена, Павел Петрович и княгиня Р., Анна Сергеевна и ее муж); б) сюжеты вне "кадра" (Николай Петрович и Фенечка, Аркадий и Катя);
4.2. Базаров и Одинцова. Любовь как ценностная шкала жизни человека.
5. Базаров и «позитивная» философия 60-х гг. XIX в. /противоречие "ощущения" и "мысли" у Базарова/. Природа как "хронограф" и исток жизни. Смерть героя как проявление законов стихии. Поэтический смысл финала.
 

II.  Тема: Роман И.А. Гончарова "Обломов" (к типологии целостности гончаровского романа)

1."Роман-монография". «Романоцентризм» писателя. Центрообразующий герой и его драма; фабула. Хронотоп вечности и современности; природа и цивилизация, провинция и столица; идеал, созерцание, идиллия и реальность.

2. Иерархия персонажей. Обломов и «обломовщина» («Сон Обломова» 9 гл. 1-й части)

3. Ильинская и Штольц (динамика и устойчивость типа; счастье и долг, свобода и необходимость; гл.2 части 2-й).

Литература:

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.-С.472-473 / Вопрос об особенностях освоения категории времени в жанре романа/

История русского романа. – М.-Л., 1962. Т.1.

Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х гг. 19 в. Л. 1974 (гл.1).

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь - М., 1988 /гл. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия. С.325-349/

Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. - Новосибирск, 1971.

Батюто А. Тургенев-романист. - Л., 1977.-С.38-77.

Бялый Г.А. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". М.;Л.,1968. Его. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л.,1990.

Григорьев А. И.С. Тургенев и его деятельность //Его. Литературная критика. - М.,1967; любое др. изд.

Маркович В.М. Человек в романах И.С.Тургенева. -Л., 1975. /гл. Уровни человечности/

 Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. - Л., 1982 (С.134-166, 186-200: Его. Проблемы поэтики русского реализма ХIХ века. Л., 1984. -С.49-76.

Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. - М., 1987. -С.97-132. (гл. «Базаров и другие»)

Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети": Комментарий. - М.,1991.

Краснощеков К.Л. «Обломов» И.А. Гончарова. М., 1970.

Криволапов В.Н. Еще раз об «обломовщине» // Русская литература. 1994. № 2. С. 27-48.

Лощиц.Ю. Гончаров (ЖЗЛ) - М., 1986.

Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. – М. 1996.

Отрадин Н.В. Проза И.А. Гончарова в литературном контексте. - С.-Пбг., 1994.

Роман Гончарова «Обломов» в русской критике. - Л., 1991.

 

III. Тема: Поэтический мир Ф.И. Тютчева

1. Место Ф.И. Тютчева в контексте "поэтической" эпохи 1850-х годов. Особенности его лиризма
2. Историософская лирика Ф.И. Тютчева и одическая традиция Державина и декабристов /архаичность языка, ораторская композиция и синтаксические конструкции, напряженная образность, грандиозность философских обобщений/. /Работы Ю.Н. Тынянова, Б.Я.Бухштаба/.
3. Натурфилософская лирика Тютчева. Коллизия человек-история-природа /ср. с Пушкиным/.
4. Мифопоэтическая космогония. Лейтмотивы поэзии Ф.И. Тютчева /хрупкость, призрачность бытия, образы дня-ночи и космоса-хаоса, одиночество человека и жажда слиться с природой, трагизм жизни/.
5. "Денисьевский" цикл / любовь как " поединок роковой", психологизм, духовный мир героини/.

 

Стихотворения: "Бессоница", "Цицерон", "Silentium", "Душа моя, Элизиум теней", "Не рассуждай, не хлопочи", "Нам не дано предугадать", "Природа-сфинкс", "Как океан объемлет шар земной", "Безумие", "Сон на море", "Тени сизые смесились", "Не то, что мните вы, природа", "О, как убийственно мы любим", "Предопределение", "Весь день она лежала в забытьи", "Две силы есть - две роковые силы", "От жизни той, что бушевала здесь".

Литература:

1. Берковский Н.Я. Ф.И. Тютчев // Берковский Н.Я. О русской литературе. - Л.,1985.-С.155-200
2. Бухштаб Б.Я. Русские поэты, - Л., 1970. -С.8-75.
3. Касаткина В. Эстетические основания поэзии Ф. Тютчева //Время и судьбы рус. писателей. - М.,- С.95-145.
4. Кожинов В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. - М., 1978. -С.95-154.
5. Кожинов В.В. Тютчев. ЖЗЛ. - М., 1994.
6. Козлик И.В. Психологизм лирики Ф.И. Тютчева //Русская литература.-1992. -№1.-С. 18-30.
7. Орлов О.В. Поэзия Тютчева. - М.,1981.
8. Пигарев К. Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. - М.,1962.
9. Соловьев Вл. Поэзия Тютчева. /По любому изданию/.
10. Тынянов Ю.Н. Пушкин и Тютчев // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. - М., 1968.-С.166-191.

 

IV. Тема: Поэтический мир Н.А. Некрасова как реалистическая система.

1. Периодизация творчества Н.А. Некрасова: его место во 2-й трети 19 в.
2. Художественный мир лирики Некрасова:
а) ценностные аспекты лирики /принципы изображения действительности, центральные мотивы, образы;
б) формы выражения авторского сознания /"автор", "повествователь", герой, ролевая лирика /;
в) эпический сюжет в лирическом стихотворении;
г) драматизация лирики /стихи о любви/.
3. Сборник Некрасова "Стихотворения" /1856/: а) композиция; б) тематика стихотворений.
4. Особенности лирического эпоса Н.А. Некрасова:
а) жанровое своеобразие, эпопейность поэм: б) поэма "Кому на Руси жить хорошо": композиция и сюжет; фольклорная основа,  мотивы и образы.

 

Литература:
1. Бухштаб Б.Я. Н.А. Некрасов: Проблемы творчества. - Л., 1983
2. Волкова Л.Д "Душа народа русского...". - М.,1992.
3. Гаркави А.М. Лирика Н.А. Некрасова.
4. Гин М.М. О своеобразии реализма Некрасова. - Петрозаводск, 1965.
5. 3уев. Неизвестный Некрасов //Литература в школе. -1993. -№2.
6. Ковач А. Время и перспектива в лирике Некрасова. - М.,1973.
7. Кожинов В.В. Лирика сер. века // Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX в. - М.,1978.-С.155-217.
8. Корман Б.О. Лирика Некрасова. - Воронеж, 1964.
9. Корман Б.О, Лирика и реализм. - Иркутск, 1989.
10.Корман Б.О. Лирическая система Некрасова//Н.А.Некрасов и русская литература. - М.,1971. -С.81-129.
11.Прокшин В.Г Еще раз о композиции поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" // Рус. лит-ра. - 1988.-№4.
12.Прокшин В.Г. Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". - М.,1986.
13.Розанова Л.А. Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо": Комментарий. - Л., 1976.
14.Скатов Н.Н. "Я лиру посвятил народу своему". - М.,1985.
15. Некрасов и его время. - М.,1975. -Вып.1.

 

V. Тема: Поэтика драм Островского «Гроза» и «Бесприданница».

1. Место "Грозы" и "Бесприданницы" в творческой эволюции писателя. История создания.
2. Своеобразие и организация драматического действия /система персонажей, логика смены декораций, финал/.
3. Проблематика драм (героиня и современность, мечта и реальность):
а) "Гроза": характер противостояния Катерины и Кабановой, идеалы героинь;
б) "Бесприданница":Лариса как героиня любовной драмы /функция музыкальных образов/;
4. Особенность конфликтной ситуации:
а) "Гроза": внешний и внутренний конфликт в пьесе; "Гроза" как народная драма;
б) "Бесприданница": этапы развития любовной коллизии, конфликтной ситуации; мотив «купли-продажи».
5. Главная героиня "Грозы" в оценке Григорьева, Добролюбова, Писарева.

Литература:

Билинкис Я.С. Русская классика и изучение литературы в школе. - М., 1986.-С.102-116.

А.Н. Островский в русской критике. – М., 1953; Драма А.Н. Островского "Гроза" в русской критике. - Л.,1990 Журавлева А.И. Драматургия Островского. - М.,1974 (любое иное иссл-е этого автора)

Костелянец Б.О. "Бесприданница" Островского. - М.,1982.

Лакшин В.Я А.Н. Островский. М., 1982.

Лебедев Ю.В. О народности "Грозы", "русской трагедии" А.Н. Островского // Русская литература .-1981.-№ 1.

Лобанов М.П. Александр Островский. М., 1989.

Лотман Л.М. Драматургия Островского//История рус. драмат. 2-й пол. 19 в.– нач. 20 в. Л.,1987. С.101-125, 136-149.

Ревякин А.И. А.Н. Островский. Жизнь и творчество. М., 1949 (любое иссл-е этого автора).

Штейн А.Л. Мастер русской драмы. - М.,1973.-С.134-137 (любое иное иссле-е этого автора: Три шедевра…).