Экзаменационные вопросы к курсу: Литература сер. 19 в.

 

1.          Связь литературы с социально-исторической ситуацией. Периодизация и характер эпохи. Повышенный идеологизм литературы 1860-х гг. Литературная борьба и журнальные партии («Современник» и «Отечественные записки», «Русский вестник» М. Н. Каткова, славянофильские издания, «Время» и «Эпоха»).

 

2.          Место А. К. Толстого в литературно-общественной борьбе. Сатира (стихотворения и образ Козьма Прутков). Философская, любовная («миллеровский» цикл) и пейзажная лирика.

 

3.          Религиозные поэмы А. К. Толстого («Иоанн Дамаскин», «Грешница»). Интерес к истории (баллада «Василий Шибанов», былины), роман «Князь Серебряный»), трилогия («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»).

 

4.          Медитативная, пейзажная, любовная лирика Ф.И. Тютчева; его романтическое миросозерцание. Человек и мироздание, мотивы одиночества. Пантеизм. Тема хаоса в природе, «ночная» тема, ощущение катастрофичности бытия. «Денисьевский» цикл.

 

5.         Политическая лирика и публицистика Ф.И. Тютчева («Россия и Германия», «Россия и Революция»). Славянофильские мотивы («Эти бедные селенья...», «Умом Россию не понять...»). Своеобразие поэтической формы и интонации. Одическая традиция. Импровизационность фрагмента. Место Тютчева в поэзии.

 

6.          Особенности лирики А. А. Фета, ее основные мотивы. Поэтические циклы («Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»); соединение пейзажа с лирикой чувств. Любовная лирика. Место красоты и вечных ценностей. Импрессионизм, фиксация переходных состояний души.

 

7.          Политический консерватизм А. А. Фета, философия А. Шопенгауэра, В. Соловьева, Л. Толстого у Фета. Поздняя лирика («Вечерние огни»); проблематика, трагизм. Переводы из античных, восточных, европейских поэтов.

 

8.          Поэты «чистого искусства». Я. Полонсккий, Ап. Григорьев, Ап. Майков, Л. Мей. Античные мотивы, романсное начало. Проповедь независимости искусства

 

9.          Раннее творчество И. С. Тургенева: лирика; поэмы «Стено», «Параша». Драма «Месяц в деревне». Сближение с Белинским и «натуральной школой». «Записки охотника»: проблема национального, народного характера; композиция, роль пейзажа.

 

10.       Повести И. С. Тургенева 1850-х гг. («Дневник лишнего человека», «Фауст», «Ася», «Вешние воды»), своеобразие жанра, конфликта, поэтики; роль повестей в становлении романа. Тургеневские героини. Лиризм повествования. Ст. Чернышевского «Русский человек на «rendez-vous».

 

11.       «Рудин» и формирование поэтики романа. «Дворянское гнездо» и его проблематика. «Накануне». Романы Тургенева; общая проблематика и принципы поэтики, временное и универсальное. Черты Гамлета и Дон Кихота, эволюция героя. «Тайная психология».

 

12.       «Отцы и дети»; социально-историческое и философское в романе. Уровни конфликта, система персонажей, своеобразие композиции. Базаров как герой времени и как вечный литературный тип.

 

13.       Идейный кризис И.С. Тургенева после 1862г. Раздумья о путях развития России в романе «Дым». Роман «Новь». Критика утопичности идеалов и идеализация народников. «Стихотворения в прозе»

 

14.       Раннее творчество И. А. Гончарова. Гончаров и «натуральная школа». Роман «Обыкновенная история». Своеобразие взглядов на жизнь Александра и Петра Адуевых. Позиция автора. «Фрегат Паллада» и жанр
«путешествий»; позиция Гончарова в спорах об историческом пути России

 

15.       «Обломов» - вершина творчества Гончарова. Пушкинская и гоголевская традиции. Коллизия жизни-
покоя и жизни-движения. Сложность образа центрального героя: социальное, национальное и общечеловеческое в нем. Женские образы. Своеобразие типизации, композиция романа.

 

16.       «Обрыв» И. А. Гончарова как «эпос любви». Исторически преходящие формы патриархального быта и неизменные основы национального бытия у Гончарова. Черты антинигилистического романа. Своеобразие реализма Гончарова и его теория «типов».

 

17.       А. Н. Островский — создатель национального театра. «Молодая редакция» «Москвитянина» и ее идеи в творчестве Островского 1850-х гг., положительные начала национальной жизни. Концепция общенародного национального театра в эстетике Островского и Ап. Григорьева. Раннее творчество.

 

18.       Образ Катерины как опыт народного героического характера в драме А.Н. Островского «Гроза» (ст. Добролюбова, Григорьева, Писарева). Конфликт, система персонажей и проблема жанра. Подъем 1855-1861 гг. и усиление критицизма у Островского. Либеральные ценности, критика системы в «Доходном месте».

 

19.       А.Н. Островский после 1861 г. Формирование новой драмы («Бесприданница»). Театр и актеры
 («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). Сатирические комедии 1860-1870-х гг. («На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес»). Историческая драма.

 

20.       Трилогия А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». Особенности литературно-общественной позиции. попытка реформы драматургической эстетики, «оппозмцмя» Островскому.

 

21.       Первые поэтические опыты Некрасова Н. А. («Мечты и звуки»). («Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Некрасов и Белинский, «натуральная школа» («Физиология Петербурга»). редактор-издатель «Современника»

 

22.       Н. А. Некрасов - соратник Чернышевского и Добролюбова. Общественно-литературная деятельность, «Отечественные записки». Петербург Некрасова. Любовная лирика («панаевский» цикл). Поэмы «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Дедушка», «Русские женщины». Цикл «Последние песни».

 

23.       Поэме Некрасова Н. А. «Кому на Руси жить хорошо». Проблема завершенности текста и авторского замысла. Фольклорная основа поэмы. Крестьянский мир и его антагонисты. Герои-интеллигенты в поэме.

 

24.       Поэты некрасовской школы. Сатирическая поэзия «Искры» и ее главные представители (В. Курочкин, Д. Минаев). Мотивы народолюбия и борьбы с социальным злом в поэзии 1860-х гг.

 

25.       Н. Г. Чернышевский. Личность; критическая и журнальная деятельность; место в литературно-общественной борьбе 1860-х гг. Философские, эстетические и политические взгляды. Судьба.

 

26.       Роман «Что делать?» как проект жизненной программы «нового человека». Идеи утопического социализма. Теория «разумного эгоизма». Особенности романа.

 

27.       А. Ф. Писемский. Периодизация творчества. Роман «Тысяча душ»; проблема деятельного
героя. Драма «Горькая судьбина».

 

28.      Документально-очерковое и обобщающее начало в беллетристике. Крестьянство в «Очерках народного быта» Н. В. Успенского. «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского. «Подлиповцы» Ф. М. Решетникова. Рассказы и повести В. А. Слепцова. А. И. Левитов - «Горе сел, дорог и городов».

 

29.      Характер литературы 1850 -1860-х гг. Приоритет прозы, ее жанровое разнообразие, полемика о «пушкинском» и «гоголевском» направлениях. Характер реализма, его типологические разновидности. Поэзия в «непоэтическую» эпоху. Структурообразующая роль проблемы героя и народа.

 

 

Составлены доцентом каф. литературы ПетрГУ  В.Н. Сузи.