philolog.ru
<<<обратно

РИТОРИКА

 

Программа курса Риторика для студентов филологических специальностей.

Программа рассчитана на 32 лекционных часа.

Структура основного лекционного курса соответствует трем основным разделам риторики: изобретению, украшению и расположению мыслей.

Введение

1. Традиционное и нетрадиционное понимание риторики.Основные разделы риторики (триединство риторики. Риторика как искусство убеждать с помощью слов, наука об искусстве убеждать с помощью слов и процесс убеждения, основанный на моральных принципах. Классическое разделение риторики: Изобретение мыслей (Inventio). Расположение мыслей (Compоsitio), Украшение мыслей (Ornamenta), Запоминание (Меmoria) и Произнесение речи (Ехercitum).

2. Из истории. Общие замечания. Риторика в античном мире, (Становление риторики, речевая практика греко-римской античности, Платон об искусстве красноречия, теория ораторского искусства Аристотеля, Цицерон о риторическом знании, речевая педагогика Квинтилиана). Риторика в Средние Века (основы гомилетики). Риторика эпохи Возрождения. Византийская риторика в древнерусской книжности (Изборник 1073 г., памятники жанров ораторского красноречия и житийного). Оригинальные русские риторики XVII в. Риторика Ломоносова. Постриторическая традиция XVIII-XIX вв. Риторика и стилистика Ш.Балли. Структуралистская риторика (Ю.Лотман).

3. Место риторики в ряду других филологических дисциплин. Риторика и грамматика. Риторика и стилистика. Риторика и поэтика, риторика и герменевтика.

Изобретение мыслей

1. Тема и доводы. Общие принципы классификации доводов. Естественные доказательства (эвиденция): свидетельские показания, документы, данные экспертизы и научного анализа и пр. Искусственные доказательства: (а) логические, т. е. индукция, и дедукция, энтимема, б) этические, апеллирующие к общности нравственных, морально-этических представлений убеждающего и убеждаемых; в) чувственные, обращенные к страстям, настроениям, опасениям и пр. убеждаемых.
2. Рассуждение. Основные типы. Разновидности рассуждений. Дедуктивное умозаключение. Индуктивное умозаключение. Пафос и этос.
3. Специальные принципы классификации доводов. Третья сторона как союзник и противник убеждающего. Доводы к доверию и к недоверию.
4. Необязательные компоненты убеждающей речи. Понятие о риторическом приеме. Основные разновидности приемов.

 Украшение мыслей

1.  Изобразительность. Общие и специальные средства усиления изобразительности.

2.  Специальные средства усиления изобразительности. Понятие тропа в античной традиции: от учения о сочетании слов (Аристотель) к определению тропа как изменению собственного значения слова или словесного оборота в другое, при котором происходит обогащение значения (Квинтилиан). Принципы классификации тропов в риториках IV в до н. э. - XVIII в н. э. Отсутствие интереса к творческому аспекту тропообразования в поздней риторической традиции.

3.  Возрождение интереса к тропам в связи с рассмотрением процесса тропообразования в культурно-исторической школе (А.Н.Веселовский),и психологической школе (А.А.Потебня). В XX в. троп стал объектом изучения теории знаковых систем.

4.  Наиболее характерные черты в современной теории тропа: понимание тропов как системы, элементы которой (отдельные тропы) организованы иерархически; постановка вопроса о первотропе; рассмотрение процесса тропообразования как отклонения от нормы с помощью специальных средств (тропов), реализующих вторичные смыслы. Установка поэта на тропоизированную, кривую речь. Дихотомия метафоры и метонимии, позволяющая операционно определить поэтические (метафора) и прозаические (метонимия) стили. Обратимость тропов.

5.  Понятие о фигуре. Термин фигура в античной традиции: фигуры речи как средства изменения смысла и уклонения от нормы.  Фигуры речи в соотнесенности к структуре речи. Грамматические и риторические фигуры (Горгий, Аристотель, Квинтилиан). Принципы классификации фигур речи в риториках IV в до н. э. - XVIII н. э. Тенденция к разрастанию классификаций фигур, обусловленная схоластическим подходом.

6.   Развитие теории фигур речи в связи со становлением науки о знаках и знаковых системах. Двойственная природа фигур речи, которые выступают в качестве составной части текста, и в то же время являются  элементом композиции текста. Ситуация порождения фигур речи (сильные условия, когда элементы языка становятся фигурами речи). Определение статуса фигур речи: во-первых, в соответствии с принципами пространственной организации (повторение, симметрия, убавление, инверсия и т. д); во-вторых, в соответствии с семантическими принципами, когда в поэтических текстах фигуры речи не поддаются пространственной проекции и фигуры речи строятся как соотнесение смысловых элементов, которые могут быть сопоставлены, но не могут быть пригнаны друг к другу.

Расположение мыслей

1.   Общее понятие о композиции. Определение композиции в некоммуникативном аспекте (в литературоведении композиция обычно рассматривается как конкретное построение, внутренняя структура произведения (архитектоника), подбор, группировка и последовательность изобразительных приемов, организующих идейно-художественное целое).

2.  Композиции речевого произведения в коммуникативном аспекте ( а) язык как результат деятельности и как деятельность, композиция речевого произведения не только готовая структура, но и процесс создания этой структуры; б) коммуникативная функция языка, речевое произведения как структура, наделенная определенной коммуникативной функцией.). Композиция речевого произведения - это строение, соотношение, взаимное расположение частей (подбор, группировка и последовательность) таким образом, что эти части воспринимаются как единое целое, где каждому компоненту уделяется внимание, соответствующее его значимости, определяемой коммуникативной установкой.

Литература:
Учебная
Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.
Аннушкин В.И. Риторика. Пермь, 1994.
Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1997.
Научная
Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.
Античные теории языка и стиля. М.; Л., 1936.
Античные риторики. М., 1978.
Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.
Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.
Веселовский А.Н. Из истории эпитета// Историческая поэтика. М., 1986.
Виноградов В. В. Поэтика и риторика // О языке художественной прозы: Избр. тр. М., 1980.
Вомиерский В. П. Риторики в России XVII-XVIII вв. М,, 1988.
Гaспаров М. Л. Цицерон и античная риторика// Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
Гаспаров М.Л. Поэзия и проза - поэтика и риторика// Гаспаров М.Л. Избранные труды: В 2 т. М., 1997. Т. 1. С. 524-556.
Гаспаров М.Л. Античная риторика как система// Там же. С. 556-586.
Гаспаров М.Л. Средневековые латинские поэтики в системе средневековой грамматики и риторики// Там же. С. 590-657.
Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965.
Дюбуа Ж., Эделин Ф; Клинкгнбгрг Ж.-Д., Mni-г.е ф., Триноч А. Общая риторика. М., 1986.
Женетт Ж. Фигуры. Т. 1-2. М., 1998.
Лахманн Р. Демонтаж красноречия. Риторическая традиция и понятие поэтического. СПб., 2001.
Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию // Поли. собр. соч.: В 11 т. М., 1952. Т. 7. С. 91-378.
Лотмап Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.
Лотман Ю.М. Риторика// Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1992. Т.1. С. 167-184.
Ман де П. Аллегории чтения. Екатеринбург, 1999.
Михайлов А. В. Языки культуры. М., 1997.
Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. М., 1987.
Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII: Лингвистика текста. М., 1978.
Новое в зарубежной. Вып. XVI: Лингвистическая прагматика. М., 1985.
Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII: Теория речевых актов. М., 1986.
Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVIII: Когнитивные аспекты языка. М., 1988.
Потебия А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905
Фолькманн. Риторика греков и римлян / Пер. с нем, Таллин, 1981
Топоров В. Н. Риторика // Лингвистический энциклопедический словарь. С. 416-417.
Тодоров Ц. Теории символа. М., 1999.
Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: за и против, М., 1975.

В ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ

Рецензия на программу по курсу  «Риторика»

для студентов филологических специальностей

Петрозаводского Государственного Университета

(составитель Н. И. Соболев)

 

Программа курса «Риторика» ПертГУ удачно сочетает в себе историю риторики как гуманитарной дисциплины от античности до 2 пол. XX века с синхронным изложением структуры риторической деятельности. Последняя (и это особенно важно с учетом направленности на студентов–филологов) рассматривается во взаимосвязанности с родственными филологическим дисциплинами, что отчетливо выявляет ее междисциплинарный характер, с одной стороны, с другой – позволяет значительно интенсифицировать и модернизировать учебный процесс в целом. В программе учитывается опыт современной  «неориторики» в его сопоставлении с классическим риторическим наследием. Некоторым недостатком программы следует считать отсутствие четкой классификация тропов и фигур речи.

Список учебной и научной литературы полностью позволяет студентам ориентироваться как в классических трудах по риторике, так и в современной научной парадигме. Программа полностью удовлетворяет требованиям программ  для высших учебных заведения России.

 

 

 

Доц. кафедры истории русской

литературы СПбГУ, к. ф. н.                    В. А. Кузнецов