Экспедиция в преисподнюю
Повесть о дружбе и недружбе

Экспедиция в преисподнюю Сюжет Извечные друзья Атос, Портос и Арамис — мушкетеры XXIII века. В своих приключениях и борьбе со злодеями они полагаются как на технические новинки, так и на собственную храбрость и верных друзей. И когда на Землю нападают галактические пираты-торговцы, именно мушкетеры первыми ринутся в отчаянный поединок… Создание «Погоня в космосе» В 1972 году братья начали писать сценарий мультфильма под названием «Погоня в Космосе». Сценарий понравился сначала Хитруку, затем — Котеночкину, но не прошел советскую цензуру.[2] «Экспедиция в преисподнюю» После этого Аркадий Стругацкий в одиночку переделал сценарий в сказку, первая и вторая часть которой вышла в 1974 году в альманахе «Мир Приключений», а третья — в 1984 году в журнале «Уральский следопыт». Полностью повесть-сказка была издана в 1988 году. Литературные реминисценции в тексте повести Повесть, как и многие другие произведения братьев Стругацких, богата литературными реминисценциями, скрытыми и явными цитатами[3][4]. Так, например: • Атос, Портос и Арамис — имена главных героев взяты из знаменитого романа Дюма «Три мушкетёра» • «Прекрасен и обычен на планете Земля и в её окрестностях…» — первые строки третьей части повести, близко к тексту повторяющие начало романа Булгакова«Белая гвардия» • Ятуркенженсирхив — имя одного из пиратов — это не совсем точный ананим строчки из стихотворения Пушкина, «Зимний вечер» • Макомбер — имя флагмана взято из рассказа Хэмингуэя «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера» • Витема — имя хозяина таверны заимствовано из романа Ник. Шпанова «Война „невидимок“» • Пузатый Пацюк и сцена визита к нему Ивана, очевидно, перекликаются с соответствующим персонажем и сценой с кузнецом Вакулы из повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» • «Беседа с другом не возвращает молодости» — из романа Л. Леонова «Дорога на океан» • «Портфель из кожи венерианского бегемота» — возможно, восходит к «куртке из кожи сатурнианского бегемота» из повести Г. Садовникова «Продавец приключений» • «… времена, полные великих и странных чудес» — фраза, восходящая к заключительным словам романа «Солярис» С. Лема • «Элементарная деформация пространства-времени в складках десплузионных слоев при наложении параллельных пространств…» — из ответа на анкету для любителей фантастики, опубликованную в сборнике «Фантастика-1966», будущего писателя-фантаста, а тогда 13-летнего подростка, В. Рыбакова. • «А взбутетеньте его! А взъерепеньте его! Чтобы восчувствовал!» — из книги Помяловского «Очерки бурсы» • и т. д. Повесть о дружбе и недружбе Оценка авторов Авторы низко оценивали «Повесть о дружбе и недружбе»: Главной побудительной причиной послужило то обстоятельство, что ничего серьёзного в те поры опубликовать было невозможно. Поэтому мы и решили переделать старый сценарий в сказку для детей старшего школьного возраста. Соответственно так к этой сказке всегда и относились: как к нежеланному и нелюбимому ребенку. — OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким. Май 2000 Сюжет Главный герой «Повести…» — четырнадцатилетний мальчик Андрей Т., который за несколько дней до Нового года заболевает ангиной и в канун праздника вынужден проводить время, соблюдая «постельный режим» и выполняя предписанные лечебные процедуры. Семьей предполагалась встреча праздника за городом, в некой Грибановской караулке. В результате туда отправляются мама, папа и старший брат, оставляя Андрея Т. с дедушкой. Пытаясь придумать, как максимально приятно встретить приближающийся праздник, Андрей звонит другу Генке по прозвищу Абрикос, и тот вызывается прийти в гости к 21:00. Около девяти Андрей слышит из радиоприемника от Генки призыв о помощи. Андрей должен войти в лаз на собственной кухне и успеть до полуночи спасти друга. Андрей отправляется в путешествие, захватив с собой в качестве спутника вышеуказанный радиоприёмник марки «Спидола». Во время приключения приёмник помогает герою принимать решения, передавая мелодии, соответствующие моменту. Испытания Лаз На кухне обнаруживается прямоугольный лаз неприятного вида, навевающий мысли о ржавых крючьях, крысах и осклизлых ступенях. Андрей проходит в лаз. Две двери Пройдя по длинному коридору, Андрей видит две двери с надписями «для смелых» и «для не очень». Андрей открывает вторую дверь. За дверью была знакомая комната. В знакомом кресле похрапывал знакомый дедушка, на знакомом телевизоре жмурился знакомый кот, со знакомой кровати свешивалось знакомое одеяло. Андрей Т. решительно закрыл дверь. Скромность, конечно, скромностью, но не такой же ценой! Бассейн За дверью «для смелых» начинается тоннель, приводящий к плавательному бассейну без воды. Обойти бассейн невозможно, необходимо пройти по его дну. Андрей Т. спускается, и на половине пути его сбивают потоки воды, вынуждая героя бороться за жизнь, чтобы не утонуть. Выбравшись, наконец, на другом конце, мальчик обнаруживает благожелательного человека, помогающего ему высушить одежду и угощающего его горячим чаем с калачом. Был этот дядя в комбинезоне с лямками на голое загорелое тело, отличался изрядным ростом и чем-то очень напоминал соседа по лестничной площадке по прозвищу Конь Кобылыч. Голос у него был низкий и приятный, и смотрел он на Андрея Т. ласково и приветливо. Андрей Т. про себя так и зовет незнакомца — Конь Кобылыч. Конь Кобылыч За чаем Конь Кобылыч отговаривает мальчика от продолжения пути, убеждая его в том, что впереди будет много опасностей, в которых можно сильно пострадать, и напоминая о беспокоящихся родителях. Андрей, тем не менее, идёт дальше. Вторая пара дверей Мальчик попадает в зал, видимость в котором сильно ухудшена из-за непонятной дымки. Единственный ориентир — чёрная дорожка на полу, в определенный момент раздваивающаяся и приводящая вновь к надписям «для умных» и «для не слишком». За первой дверью — дорога, заканчивающаяся дверью, за которой всё та же комната с дедушкой. Мальчик выбирает вторую. Скобы Дорога за второй дверью приводит к лестнице, состоящей из скоб, вмурованных в стену. Первые шесть скоб видны, остальные скрываются в тумане. Андрей долго карабкается по скобам, ноги его дрожат от усталости, а ладони ободраны, и наконец попадает в какую-то комнату. Компьютер В следующем зале, куда попадает герой, располагается мощный компьютер, представляющийся как «всемогущий электронный думатель, решатель и отгадыватель, сокращенно ВЭДРО». Для выхода Андрей Т. должен ответить на три вопроса ВЭДРО, а потом задать свои вопросы, на один из которых компьютер должен не найти ответа. Обслуживает ВЭДРО и охраняет выход все тот же Конь Кобылыч, но несколько усохший, уменьшившийся в размерах. Филателисты Победив ВЭДРО, Андрей Т. попадает на площадь, залитую солнцем. Он видит множество павильонов с вывесками «филуменисты», «филокартисты», «нумизматы», «бонисты» и прочими названиями сообществ людей, объединённых общим интересом, вплоть до алкоголиков и наркоманов. Надеясь получить помощь и консультацию в «своём» павильоне, мальчик заходит в павильон «филателисты», попадая в мир альбомов и кляссеров. Рассматривая альбомы, мальчик теряет счет времени, а невидимый ему помощник подкладывает все новые и новые альбомы. Когда Андрей Т. опомнился, он вновь обнаруживает Коня Кобылыча, предлагающего ему в подарок редчайшую марку «Розовая Гвиана». Но тут приёмник играет песню «Барабанщик», и Андрей понимает, что марки — всего лишь кусочки раскрашенной бумаги. Конь Кобылыч простреливает радиоприёмник из лазерного пистолета, прожигая огромную дыру. Андрей идёт дальше. По дороге он видит множество дверей. Заглянув за дверь с надписью «самый простой выход из», Андрей вновь видит комнату с дедушкой и котом. Последнее испытание Друг, наконец, находится, Андрей Т. обнаруживает его в окружении устрашающих гротескных фигур (Удивительный Мужчина, Двухгорбая Старуха, Эстрадная Халтурщица, Хмырь-с-Челюстью, Недобитый Фашист, Красноглазый Юноша и др.), дожидающихся полуночи, чтобы наброситься на Генку. Найдя под ногами шпагу, Андрей Т. вступает в бой со всеми этими мрачными личностями. Развязка Андрей просыпается, время — начало одиннадцатого утра. Приходит Генка-Абрикос, оправдываясь, давая многословные и несвязные объяснения. Андрей Т. дарит ему все свои марки, а приёмник играет поёт песню «Барабанщик», показывая «страшную сквозную рану, круглую дыру с оплавленными краями», появившуюся после последней встречи с Конем Кобылычем, когда последний выстрелил в него из бластера. Интересные моменты • В начале произведения происходит небольшая путаница со временем. Пытаясь проверить состояние своего здоровья и выяснить, не прошла ли ангина, Андрей Т. делает первый «экспериментальный глоток всухую» в девятнадцать ноль-пять. Второй экспериментальный глоток он делает в девятнадцать ноль-ноль. • Андрей Т. побеждает ВЭДРО вопросом «Можете ли вы придумать такой корректный вопрос, на который сами же ответить не сможете?», отсылающим нас к известному теологическому вопросу «Может ли Бог создать такой камень, который он не сможет поднять?». Однако в произведении герой придумывает вопрос сам, вспоминая, что где-то слышал, что «со словом „все“ должно быть связано какое-нибудь исключение, а иначе получается парадокс».
на главную