Дьявол среди людей
Поиск предназначения
Подробности жизни Никиты Вороцова

Дьявол среди людей Сюжет Ким Волошин в течение всей своей жизни подвергается мучительным испытаниям. Во время войны у него гибнут все родственники и он попадает в детский дом города Ташлинск. Впоследствии он становится перспективным журналистом и уезжает в Москву. Возвращается в Ташлинск он уже калекой и с помешавшейся женой, вскоре умершей. Став журналистом местной газеты, он едет работать на ликвидацию радиоактивной аварии в Полынь-городе, а после этого он заболевает странной болезнью, а люди, творящие зло ему или его близким, начинают погибать… Создание Первый вариант Впервые идея рассказа появилась у братьев Стругацких в 1975 году. Сюжет был продуман достаточно подробно, но повесть не была начата. <…>23 января 1975 года в нашем рабочем дневнике появляется запись: «Человек, которого было опасно обижать», и на другой день: «Имя ему — Кимм». Первый сюжет был разработан тогда же, причем достаточно подробно — хоть садись да пиши. Кроме Кимма, который обладал загадочной способностью помимо воли своей наносить ущерб людям, вознамерившимся нанести ущерб ему самому, были там у нас: гангстер Шевтц (наемный убийца), некий сенатор, ученый генерал из ВПК («генерал-чума»), священник, культурист-мазохист…<…> Действие должно было происходить в некой южной курортной стране.[2] Хромая судьба В 1984 году обсуждался вариант помещения произведения в роман Хромая судьба отдельной главой.[2] Второй вариант В мае 1990 года Стругацкие начали продумывать сюжет произведения, условно названного «Бич Божий». Борис Стругацкий настаивал на дальнейшем обсуждении сюжета, однако Аркадий в одиночку написал его за зиму-весну 1991 года. Этот вариант получил окончательное название «Дьявол среди людей». Повесть была опубликована в 1993 году, уже после смерти Аркадия Стругацкого в октябре 1991 года.[2] Поиск предназначения История создания и публикации Работу над романом Б. Н. Стругацкий начал ещё в начале 1990-х годов, но она затянулась. По собственному признанию, «это всё равно что пилить бревно двуручной пилой в одиночку». Впервые роман был опубликован в журнале «Звезда» в 1994—1995 годах. Первая книжная публикация вышла в 1995 году в собрании сочинений братьев Стругацких издательства «Текст». С тех пор роман неоднократно переиздавался. Содержание Главный герой, ленинградский инженер-программист Станислав Красногоров, отмечая тридцатисемилетие со своим лучшим другом Виктором Кикониным по прозвищу Виконт, впервые явно формулирует мысль, которая не отпускает его уже многие годы: на протяжении всей жизни судьба неоднократно оберегает его в самых различных опаснейших жизненных ситуациях, спасая его от неминуемой, казалось бы, гибели. Пытаясь понять смысл этого явления, а также своё предназначение, герой пишет роман «Счастливый мальчик», в котором приводит доказательства своей избранности судьбой. В поисках мыслей знаменитых философов о предназначении Красногоров обнаруживает теоремы этики, доказанные Спинозой, последняя из которых, двадцать седьмая, формулируется так: «Вещь, которая определена Богом к какому-либо действию, не может сама себя сделать не определённой к нему». Попытки Красногорова самостоятельно найти своё предназначение тщетны. Он копается в своих желаниях и находит их весьма простыми: ему нужны минимальные успехи в работе и умеренное признание на литературном поприще, хочется просто комфортно жить, никого не обманывая. Он перечисляет свои возможности: неплохо программирует, может писать среднего уровня стишки и тексты. Но есть ещё одна способность, вспоминать о которой приходится нечасто: только Красногоров умеет выводить Виконта из опасных приступов неизвестной болезни. Перед этими приступами бессилен даже секретный медицинский институт, в котором Виконт находится на первых ролях. Действие романа начинается в 1970 году, когда после хрущёвской оттепели постепенно наступает ужесточение политической цензуры. Красногоров и Виконт оказываются в сфере внимания КГБ, но вскоре оказывается, что дело не в политике: на Красногорова вышел сотрудник отдела паранормальных явлений, который понял важное обстоятельство: люди, которые могли резко изменить жизнь Красногорова или оборвать её, внезапно погибали при странных обстоятельствах. Гэбист, осознав всю мощь Станислава, делится с ним собранной информацией и пытается заручиться его поддержкой, но обстоятельства разлучают его с Красногоровым. Заключительная часть повествует о 1990-х годах, когда уже пожилой Красногоров стал известным политиком и намеревается стать президентом России. Он, зная о своей неуязвимости, находит смелость построить свою политическую карьеру на честности с избирателями, а штаб собирает из надёжных и преданных друзей. Но ближе к выборам Красногоров всё явственнее понимает, что честность никем не востребована, и народ поддерживает лишь того, кого боится. Вскоре наступает развязка: многолетние опыты Виконта по созданию человеческих клонов достигают определённого успеха: клон Красногорова оказывается способен спасать Виконта от приступа, а сам Красногоров, вознамерившийся остановить опыты по клонированию, погибает так же, как ранее погибали те, кто стоял на его пути. Стилистика Текст романа полон разного рода литературных и культурных аллюзий, много отсылок к популярным произведениям городского и научного фольклора. Название романа отсылает к произведению философа XVII века Б. Спинозы «Этика».[источник не указан 576 дней] По стилю «Поиск предназначения» связан как с характерными особенностями городской легенды, так и с приёмами фантасмагорической и научно-фантастической прозы. В тексте романа использован приём недоговорённости и фрагментарности письма, альтернативного видения разными персонажами одних и тех же описанных событий. Подробности жизни Никиты Воронцова Сюжет Следователь прокуратуры показывает своему давнему другу, писателю, дневник недавно погибшего Никиты Воронцова. Дневник, из чтения которого следует, что умерший прожил много жизней одного и того же человека, не в силах ничего изменить ни в своей жизни, ни в жизни друзей и родных. Следствие признало дневник странной случайностью, и теперь писатель и сотрудник прокуратуры на досуге вместе думают над загадкой жизни Никиты Воронцова. Создание Повесть создавалась в 1972 году и задумывалась как масштабная хроноопера. Тем не менее, её содержание заведомо не проходило советскую цензуру эпохи застоя: В этом сюжете изначально было много любопытных позиций: тщетные попытки героя вмешаться в историю… предупредить генералиссимуса насчет войны… Жданова — насчет блокады… ну хотя бы родного отца — насчет ареста! Идея неслучайности, предопределенности, неизбежности истории мучила нас, раздражала и вдохновляла. После 1979 года материал был переработан Аркадием Стругацким в повесть, изданную в 1984 году. [3
на главную