Парень из преисподней
Беспокойство
Жук в муравейнике
Волны гасят ветер

Парень из преисподней История создания В марте 1973 года у братьев Стругацких были наработки по пяти различным сюжетам. В конце концов выбор пал на сюжет, имевший название «Мальчик из преисподней», работа по которому началась в октябре 1973 года. Изначально произведение задумывалось как сценарий для Мосфильма (затем для Одесской киностудии). Киносценарий носил название «Бойцовый кот возвращается в преисподнюю». Фильм был запрещён. В результате на основе материалов сценария была создана повесть «Парень из преисподней», в котором, по словам Бориса Стругацкого, «…нового, на самом деле, не было для авторов ничего», однако писателям «был небезынтересен сам Гаг», главный герой произведения. Сюжет • Время действия: будущее, XXII век. • Место действия: дальний космос, планета Гиганда, Земля. • Социальное устройство: развитый коммунизм (Полдень). Главный герой книги Гаг, от первого лица которого повествуется большая часть книги, — курсант военного училища, готовящего бойцов для элитных войсковых подразделений под названием «Бойцовые Коты», которое участвует в войне на планете Гиганда на стороне Герцога Алайского. Из-за тяжёлой ситуации на фронте не закончившие подготовку курсанты отправлены в бой. Боевые действия ведутся между Империей и Герцогством Алайским и являются предметом наблюдения и вмешательства земных исследователей — прогрессоров. Один из них — Корней Яшмаа — спасает Гага после кровопролитной стычки, где парня тяжело ранило, и доставляет на Землю. Гагу оказывают медицинскую помощь — полностью возвращают здоровье; он поселяется дома у Корнея. На Земле Гаг сталкивается с цивилизацией XXII века. Обитатель иного мира, который был примерно в стадии развития Земли середины XX века, переносится в благоустроенный мир Полудня. Гаг поначалу предполагает, что он попал в плен, и это коварная проверка его психики со стороны разведки противника. Но эта версия не находит подтверждения, и «бойцовый кот» ничего не понимает и совершенно растерян. Проходит около земного месяца. Гаг наблюдает сцены благополучной земной жизни, отношения между людьми, построенные на равенстве, но внутренне не принимает такого положения вещей. Все вокруг кажется ему обманом. Гаг часто вспоминает своего Герцога, испытывая воодушевление и патриотические чувства. Он подозревает, что Корней следит за ним и контролирует его действия, несмотря на то, что Корней всегда честно отвечает на его вопросы. Вскоре он сообщает Гагу, что война на его родной планете усилиями прогрессоров прекращена[1]. Гаг решительно даёт понять Корнею, что хочет вернуться домой на Гиганду. Корней не соглашается, так как считает, что Гаг еще не готов к мирной жизни и может быть опасен. В доме Корнея Гаг встречает Данга, тоже алайца, который является гениальным математиком, однако Данг стал калекой во время войны. Данг ненавидит военных, а Гаг испытывает неприязнь к людям с физическими недостатками. Не сдержавшись, Гаг избивает Данга до крови. Рассерженный этим поступком Корней швыряет отчеты прогрессоров на Гиганде, из которых Гагу открываются неприятные факты о правителях его страны. Под давлением этих документов Гаг многое переосмысливает и решается любой ценой добраться до дома. Гаг вооружается кустарным автоматом, изготовив его при помощи робота. Из одного патрона, оставшегося у него в кармане куртки, при помощи универсального копировального аппарата он получил целый магазин. Гаг угрожает автоматом Корнею и агенту, отправляющемуся на Гиганду, требуя возвращения домой. Неизвестно, каким именно образом Гаг вернулся, однако в финальной сцене он уже находится на родной планете и видит колонну беженцев из пораженного чумой города. Там он видит врача, который разительно напоминает ему землян: Что в нем было? Старенький, немощный, грязный… А Гаг почему-то вдруг увидел перед собой залитые солнцем комнаты, огромных, красивых, чистых людей в комбинезонах и пестрых рубашках и как вспыхивают огни «призраков» над круглой поляной… Это было словно наваждение. Гаг помогает вытащить из грязи грузовик врача, везущий лекарство в зараженный город. Персонажи • Корней Яшмаа. Прогрессор с Земли. • Гаг. Курсант III курса школы Бойцовых Котов. • Гепард. Настоящее имя - Дигга. Старший наставник, офицер. Командир подразделения, в котором служит Гаг. • Данг. Юноша с Гиганды, увлекается математикой. Гражданский. Пацифист. Проблематика Цензура и критика Изначально сюжет «Парня из преисподней» предполагалось облечь в форму киносценария, однако фильм был запрещен к производству под двумя предлогами: • обвинение в «надоевшем экспорте революции»; • обвинение Стругацких в продвижении идей сионизма.[2] Продолжения В рамках проекта «Время Учеников» Михаилом Успенским написано продолжение, повесть «Змеиное молоко», описывающая противостояние спецслужб Гиганды ипрогрессоров. Беспокойство Сюжет Действие повести происходит на планете Пандора, которую изучают земляне XXII века. Сюжет разбит на две линии. В первой биолог Михаил Сидоров, по прозвищу Атос, разбившийся над лесом Пандоры, живёт у аборигенов и пытается выбраться к своим. Во второй рассказывается об исследовательской Базе, где служит директором друг Атоса Поль Гнедых и куда по непонятной причине прилетел знаменитый звездолётчик Леонид Горбовский. История создания и публикации Повесть была написана в 1965 году[1] как часть цикла о Мире Полудня, с уже знакомыми читателю героями: Леонидом Горбовским, Атосом-Сидоровым, Полем Гнедых. Тогда же авторы сочли её неудачной и переделали. Они изменили имена главных героев, оставили главы о Лесе и написали главы в кафкианском стиле о некоем Управлении. Так появилась не имеющая отношения к Миру Полудня повесть «Улитка на склоне» со своей сложной издательской судьбой. Повесть «Беспокойство» была отложена в архив, и опубликовать её решили только в 1990 году[2]. Проблематика В главах о лесе авторы поднимают проблему выбора в ситуации противостояния со сверхчеловеческой силой (см. повести «Далёкая радуга», «За миллиард лет до конца света» и др.). Атос делает выбор в пользу борьбы, как бы она ни была сложна. В главах о Базе основная проблема — о пределе человеческого знания. Горбовский интуитивно чувствует опасность для человечества, которое поверило в безграничную силу разума. Одному из персонажей он говорит: Вы спрашиваете, чего я боюсь. Я не боюсь задач, которые ставит перед собой человечество, я боюсь задач, которые может поставить перед нами кто-нибудь другой. Это только так говорится, что человек всемогущ, потому что, видите ли, у него разум. Человек — нежнейшее, трепетнейшее существо, его так легко обидеть, разочаровать, морально убить. У него же не только разум. У него так называемая душа. И то, что хорошо и легко для разума, то может оказаться роковым для души. А я не хочу, чтобы все человечество — за исключением некоторых сущеглупых — краснело бы и мучилось угрызениями совести или страдало бы от своей неполноценности и от сознания своей беспомощности, когда перед ним встанут задачи, которые оно даже и не ставило. Скандал с «Аватаром» После выхода фильма «Аватар», где речь идёт об освоении землянами лесов планеты Пандора, в российской прессе распространялись слухи, что Борис Стругацкий обвинил создателей в плагиате[3][4]. После разгоревшегося скандала Борис Натанович эти слухи категорически опроверг[5]. Жук в муравейнике Сюжет Вторая книга, посвящённая Максиму Каммереру. На дворе 2178-й год. Прошло около двадцати лет с момента событий, описанных в «Обитаемом острове», Максиму сорок пять лет, он работает в КОМКОНе-2, его непосредственным начальником является Рудольф Сикорски. Каммерер получает задание: найти и взять под наблюдение прогрессора Льва Абалкина, который самовольно покинулСаракш, где работал, внедрённый в контрразведку Островной Империи. По донесению с Саракша, Абалкин бежал, будучи на грани нервного срыва, после того как погиб его друг и наблюдающий врач Тристан. По утверждению самого Абалкина, Тристан был убит контрразведкой Империи. Пытаясь спасти его тело, Абалкин вынужден был раскрыться и бежать из Островной Империи. Лев явно находится на Земле, но не зарегистрировался по прибытии. Согласно документам, Абалкин был посмертным ребёнком (его родители совершили погружение в черную дыру), воспитывался в школе-интернате, обучался в школе прогрессоров, затем работал по специальности, практически не появляясь на Земле. Единственные его более-менее близкие на планете сейчас — это старый учитель школы-интерната, сверстница Майя Глумова и голован (инопланетянин-киноид) Щекн-Итрч. Каммерер встречается с учителем, потом, дважды — с Глумовой, сначала представившись журналистом, затем — в своём подлинном качестве. Оказывается, Майя совсем недавно видела Абалкина, разговаривала с ним. Абалкин вёл себя при встрече странно: он несколько часов выспрашивал Майю об их общей юности, заставляя вспоминать мельчайшие подробности детских игр и школьных происшествий. Встреча со Щекном, работающим в миссии Голованов на Земле, даёт не менее странный результат: Щекн заявляет, что «народ Голованов не предоставит убежища человеку Льву Абалкину». Каммерер связывается с Учителем, и тот сообщает, что Лев Абалкин встретился с ним. Позже Лев звонит самому Каммереру и недолго беседует о старых временах, когда они познакомились на Саракше, где Лев продолжил начатые ранее Каммерером контакты с Голованами. Максим узнаёт, что Лев позвонил и Сикорски, причём по секретному служебному номеру, который знал только Тристан. Кроме того, Каммерер читает отчет Абалкина о вылазке на планете Надежда, что он провел совместо со Щекном. Отчет дан как «повесть в повести». На Надежде произошла экологическая катастрофа и люди стали стареть и дряхлеть годам к 15 от каких-то проблем с ДНК. Неизвестные (по всей видимости, те самые Странники, что упоминаются во многих произведениях Стругацких) спасли большую часть населения, выведя его через тоннели куда-то по ступенькам, ведущим вниз в шахты. Обобщив всю найденную информацию, Максим делает вывод: со Львом Абалкиным связана тайна личности (изобретённое Стругацкими понятие юриспруденции будущего: сведения о личности, которые сохраняются в тайне, в том числе — от самой этой личности, в силу того, что их разглашение посторонним или самому человеку может нанести ему существенный моральный вред), причём сам Лев, очевидно, узнал о существовании этой тайны и пытается её раскрыть. Во всяком случае, Лев знает, что ему запрещено жить на Земле. Судя по поведению, Лев заподозрил, что его память — ложная, и пытался убедиться, что события из его воспоминаний действительно происходили. Сикорски устраивает на Абалкина засаду в «Музее внеземных культур», где работает Майя Глумова. Но вместо Абалкина там появляется доктор Бромберг — известный специалист по запрещённым научным исследованиям и засекреченным открытиям, идейный противник любого контроля над наукой. Когда ссора между старыми знакомыми заканчивается, Максиму рассказывают подлинную историю Льва Абалкина. Он — один из 13 так называемых «подкидышей», детей, выросших из зародышей, найденных на безымянной планете в системе ЕН 9173 в декабре 2137 года в некоем саркофаге, явно изготовленном Странниками. Комиссия, созданная для изучения саркофага и определения дальнейшей судьбы детей, не исключала, что «подкидыши» могут нести в себе какую-то скрытую программу, заложенную Странниками и запускаемую неким внешним воздействием, следовательно, они потенциально представляют опасность. Пытаясь найти компромисс между принципами гуманизма и заботой об интересах человечества, комиссия приняла решение: засекретить происшествие, в том числе и от самих «подкидышей», растить и воспитывать их раздельно, приняв все меры к тому, чтобы они никогда впоследствии не встречались друг с другом, а впоследствии всем им дать внеземные профессии, чтобы они как можно меньше времени проводили на Земле. Разумеется, за всеми «подкидышами» был установлен пожизненный контроль. Дружественная Земле внеземная цивилизация Тагоры, как выяснилось на неких переговорах, тоже обнаружила аналог этого же саркофага и его немедленно уничтожила. Поскольку во время разговора один из землян не дал тагорянину четкого ответа на вопрос «А что сделали вы?» — Тагора разорвала дипломатические отношения с Землей. Все «дети саркофага» родились 6 октября 2138 года, были записаны посмертными детьми исследователей, отправляющихся в различные долгосрочные экспедиции, и обучались в обычных интернатах. В их числе был Корней Яшмаа, будущий прогрессор и главный герой «Парня из Преисподней». Корнею была раскрыта тайна его личности. Никаких результатов это не принесло, Корней принял это спокойно. Однако попытка раскрыть тайну личности еще одному из "близнецов" закончилась трагически (см. ниже). Обнаружилось, что все они имеют на сгибе локтя родимое пятно в виде значка, совпадающего со значком на одном из медальонов, коробка с которыми была найдена в саркофаге. Медальоны стали называть «детонаторами» — кто-то из комиссии предположил, что гипотетическая «программа» может активироваться при контакте «подкидыша» со «своим» медальоном. Между каждым из "подкидышей" и соответствующим ему "детонатором" установлена невидимая связь: когда один из "подкидышей" погибает (при невыясненных обстоятельствах, напоминающих самоубийство, после того, как ему была открыта тайна его личности), то после его гибели соответствующий «детонатор» превращается в пыль. А после разрушения одного из детонаторов - немедленно погибает и девушка-«близнец», связанная с ним. Погибший Тристан как раз и наблюдал за поведением «подкидыша». Его гибель и бегство Абалкина заставили предположить худшее: в Абалкине активизировалась программа, он убил Тристана, предварительно как-то добыв у него информацию о своём «особом статусе», после чего отправился на Землю, следуя программе. Метания Абалкина по Земле Сикорски объясняет тем, что программа действует помимо сознания, так что Лев сам не понимает, что с ним происходит. Хотя опасность Абалкина для человечества и Земли — чистейшей воды предположение, Сикорски считает себя не в праве игнорировать такую возможность, как бы иллюзорна она ни была. Абалкин направляется в музей, где хранятся детонаторы и где Сикорски снова сидит в засаде. Максим перехватывает Льва по дороге и пытается убедить его не идти в музей. Абалкин заявляет, что более не желает следовать непонятным запретам и намерен жить на Земле и заниматься тем, чем хочет. Попытка Максима физически помешать ему не удаётся. Лев "вырубает" Максима, приходит в музей, видит на столе коробку с «детонаторами» и в момент, когда его рука протягивается за «своим» значком, Сикорски стреляет в Абалкина и убивает его. Из последних сил Абалкин пытается все же дотянуться до своего детонатора... История создания Данная повесть среди произведений Стругацких уникальна тем, что её замысел начался с эпиграфа: «Стишка очень маленького мальчика», сочинённого маленьким сыном Бориса Стругацкого в 1975 году: Стояли звери Около двери, В них стреляли, Они умирали. (Стишок очень маленького мальчика) По воспоминаниям Б. Стругацкого[1], этот стишок вызвал в воображении «какие-то смутные картинки… какие-то страшные и несчастные чудовища… трагически одинокие и никому не нужные… уродливые, страждущие, ищущие человеческой приязни и помощи, но получающие вместо всего этого пулю от перепуганных, ничего не понимающих людей…», и сразу же возникла мысль написать книгу, в которой эти строки станут эпиграфом. Назвать книгу предполагалось по первой строчке: «Стояли звери около двери». К концу 1975 года было написано уже несколько эпизодов новой повести. В этом варианте уже присутствовал «саркофаг-инкубатор» с 12 зародышами, а среди действующих лиц были Лев Абалкин — начинающий прогрессор 20 лет, и Максим Каммерер — начальник контрразведки. Затем работа над повестью надолго затормозилась из-за внешних обстоятельств; в 1976 году авторы написали к повести несколько новых эпизодов, но осталась проблема основной сюжетной линии, которая никак не складывалась. Авторы сконструировали сложный детективный сюжет с трагическими событиями на некоем острове, в результате которых погибли все участники, и последующем расследовании этих событий, но так и не собрались его реализовать.[1] В феврале 1977 была очень быстро написана история о приключениях Максима Каммерера и голована Щекна на планете Надежда, но история получилась «без начала и конца», в результате она тоже была заброшена. И лишь в конце 1978 года сложилась концепция повести в том виде, который был впоследствии представлен читателю: метания Льва Абалкина по Земле и попытки КОМКОНа-2 в лице Каммерера и Сикорски найти его. В данном варианте в качестве эпизода был использован ранее написанный текст исследований на Надежде, лишь Каммерер был заменён в нём на Льва Абалкина. Согласно канонам детективного жанра, предполагающего раскрытие всех озвученных загадок в пределах произведения, в повести подразумевался эпилог, где давались бы ответы на вопросы, которые поставлены в произведении, но авторы решили оставить право отвечать на эти вопросы самому читателю. Издание книги не обошлось без проблем. «Стишок очень маленького мальчика» редактор Лениздата счёл переделанной маршевой песней Гитлерюгенда,[1] и потребовал от авторов убрать его. Причём официально эта претензия не объявлялась, речь шла лишь о неких «нежелательных аллюзиях», так что прямо возражать авторам было, по сути, нечему. В результате название повести поменялось на «Жук в муравейнике», эпиграф также пришлось снять. «Стишок» остался лишь в тексте, как детское произведение самого Льва Абалкина. По словам Б. Стругацкого, авторы не согласились бы на такое «издевательство над произведением», но повесть должна была выйти в сборнике с произведениями других авторов, так что Стругацкие оказались в незавидном положении людей, из-за упрямства которых задерживается выход коллективного труда; им пришлось согласиться. Проблематика романа По словам Бориса Стругацкого, «мы писали трагическую историю о том, что даже в самом светлом, самом добром и самом справедливом мире появление тайной полиции (любого вида, типа, жанра) неизбежно приводит к тому, что страдают и умирают ни в чём не повинные люди, — какими благородными ни были бы цели этой тайной полиции и какими бы честными, порядочнейшими и благородными сотрудниками ни была эта полиция укомплектована». Авторская интерпретация Текст оставляет открытыми множество вопросов, в результате роман даёт широкий простор для возможных толкований. Так, не разрешается главный вопрос: был ли в действительности Лев Абалкин «автоматом Странников» с запущенной программой, то есть прав ли Сикорски в своих опасениях? Авторы совершенно сознательно оставили финал «открытым», предоставив читателю самостоятельно заполнять «пробелы» в повествовании с помощью своей фантазии (это вообще характерно для их позднего творчества). До определённого момента Стругацкие избегали разъяснять смысл сюжетов своих произведений (так, в одном из интервью Аркадий Стругацкий на вопрос «Осуждаете ли Вы поступок Рудольфа Сикорски, убивающего Льва Абалкина?» ответил: «Нет, это ВЫ мне ответьте, осуждаете ли вы поступок Сикорски! Я писал не для себя, а для вас. И не ждите, скажем, некоего издания „Жука в муравейнике“, где бы мы в каком-то комментарии изложили свое отношение. Думайте!»), но впоследствии Борис Стругацкий всё же коснулся в интервью авторской интерпретации истории «Жука в муравейнике». «Подкидыши» и Абалкин Абалкин был самым обыкновенным человеком. Никакой «программы» не было. Дотянись он до детонатора, ничего бы особенного не произошло.[2][3]Абалкин не был автоматом Странников, он оказался жертвой неблагоприятного стечения обстоятельств.[4] И вообще, никакими сверхъестественными способностями «подкидыши» не обладали. Это были обыкновенные кроманьонцы, и загадочна у них лишь связь с «детонаторами». Смысл этой связи — на усмотрение читателей.[5] Причины поведения Льва Тристана захватила контрразведка Империи и подвергла его экзекуции под действием «сыворотки правды». Он бредил на русском: «Если Абалкину удастся вырваться на Землю, срочно сообщите по телефону такому-то…». Контрразведчики решили, что это диалект хонтийского и позвали шифровальщика, хонтийца по происхождению. Так Лев услышал «тайное». Он был потрясен, естественно, попытался отбить хотя бы тело Тристана, это ему не удалось, и он бежал на Землю — искать правды. (Так что Сикорски был недалек от истины — он только совсем не понял, кто Тристана пытал.)[6][5] В Музей Внеземных Культур он пришёл на свидание с любимой женщиной. А детонатор взял в руки потому, что его заинтересовал значок «сандзю», так неожиданно похожий на тот, что у него на сгибе локтя. — OFF-LINE интервью с Борисом СТРУГАЦКИМ. Июнь 2010 Сикорски Сикорски — это пример человека, «большую часть своей жизни занимавшегося разведкой и контрразведкой; давно уже привыкшего (при необходимости) убивать; давным-давно убедившего себя, что есть ценности более высокие, нежели жизнь отдельного человека, тем более, человека „дурного“; взвалившего (совершенно добровольно) на себя чудовищный груз ответственности за ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО». По мнению Бориса Стругацкого, у Сикорски, в рамках ситуации, в которой он оказался, фактически, не было другого варианта действий. Хотя объективных причин убивать Льва не было, Сикорски не мог знать этого наверняка, а в его представлении допущение даже гипотетической опасности для человечества было хуже убийства.[7] Щекн Щекн почуял вовсе не «нечеловечность» Абалкина, а, скорее, то обстоятельство, что Абалкин поссорился с человечеством. И почуяв это (и будучи настоящим голованом), моментально принял сторону человечества. Голованы всегда принимают сторону сильного — это норма их морали. — OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким, июнь 2005 Возможность другого исхода событий Экселенц был обречен. Как и Абалкин, впрочем. И безболезненного выхода из созданной ситуации нет. Увы. Конечно, если бы Тристан не попал бы, случайно отравленный стрелами пограничных дикарей, в лапы контрразведки имперцев и Абалкин не стал бы случайным свидетелем его предсмертного бреда, все могло бы обойтись вполне благополучно. Но ведь все тайное когда-нибудь становится явным, и Абалкин с большой вероятностью мог узнать о существовании своей «тайны личности» — не в этой ситуации, так в другой. И шестеренки все равно бы закрутились, и история пошла бы разматываться по единственно возможному и естественному пути. «Кувшин об камень, или камень о кувшин — горе кувшину». — OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким, апрель 2008 Оценки и выводы Авторы не представляют себе мира без секретной службы вообще. Такой мир — утопия, и не надо себя обманывать сказками. Пока люди способны совершать ошибки или «экстравагантные» поступки вообще, до тех пор возможны (и неизбежно возникают) угрозы общественной безопасности. Отсюда — неизбежность службы безопасности, со всеми её онёрами, к сожалению. Каммерер и Сикорски — иллюстрация того, что даже укомплектованная самыми честными, самыми бескорыстными, самыми интеллигентными сотрудниками, всякая СБ порождает страдания и гибель абсолютно невинных и «хороших» людей. Как занятия спортом с неизбежностью порождают травмы и даже — инвалидов. А любой транспорт невозможен без аварий и катастроф. А самая горячая любовь не бывает без ссор и недоразумений. — OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким, август 2006 Факты • В романе упоминается БВИ (Большой Всепланетный Информаторий) — этакий вариант современного интернета, который впервые упоминается в цикле Полдень, XXII век. Но работает этот «Интернет», мягко говоря, небыстро: на получение справки по несложному запросу Каммерер тратит более двух часов[8]. При этом пользователь, как можно интерпретировать, получает на свой запрос один однозначный ответ, которому доверяет как (и в соответствующей степени) некоему официальному источнику: вероятно, БВИ — некая централизованная система. • Авторы действительно сами придумали упомянутое в тексте «бешенство генных структур на Надежде» — генетическое заболевание, приводящее к неестественно быстрому старению человеческого организма. И лишь после выхода книги они узнали, что эффект преждевременной старости — прогерия, — давно известен в медицине, будучи описан ещё в начале XX века под названием «синдром Вернера». • Наставник Абалкина по школе Прогрессоров Эрнст Юлий Горн погиб при восхождении на Венере на пик Строгова. Между тем все объекты на Венере называются женскими именами (но, возможно, в XXII веке эта традиция была нарушена). Дополнения, написанные другими авторами • «Лишь разумные свободны» — опубликована в книге «Время учеников — 2» в 1998 году, автор Амнуэль Песах (Павел) • Чёрная Пешка — повесть омского педагога Александра Николаевича Лукьянова, предыстория событий романа Жук в муравейнике, в которой описывается деятельность земных прогрессоров, включая Абалкина, по внедрению в Островную империю. Волны гасят ветер Сюжет Повесть написана в форме дневника-воспоминаний 89-летнего Максима Каммерера, начальника сектора «Урал»КОМКОНа-2. Максим Каммерер вспоминает моменты жизни, связанные с Тойво Глумовым (сыном Майи Глумовой) и их общей работой с начала 95-го по май 99-го года[2]. Часть сюжета повести изложена в форме документов: рапортов-докладов агентов, личных писем, инструкций и т. п. Начало 90-х годов, Каммерер работает в КОМКОНе-2 начальником одного из отделов ЧП — Чрезвычайных происшествий. В функции этих отделов входит исследование любых странных, необычных, необъяснимых явлений и происшествий, исходя из принципа: «Всё, чего мы не понимаем, может представлять угрозу для человечества». После ЧП на планете Тисса в 93 году Каммерер поднимает вновь забытую было проблему «чужого» прогрессорства в сфере интересов человечества. Максим находит одобрение у своего непосредственного начальника Атоса-Сидорова и получает возможность собрать группу для разработки темы, которой даётся кодовое название «Визит старой дамы» — расследования, имеющего целью выявить возможную прогрессорскую деятельность неизвестной сверхцивилизации (предположительно, Странников) на Земле и Периферии. После гибели Льва Абалкина («Жук в муравейнике») появился термин «синдром Сикорски» — «неконтролируемый страх перед вмешательством Странников в жизнь земного человечества». Эти события «странным образом очистили Странников от подозрений», и в среде специалистов стало почти неприличным всерьёз говорить о возможности прогрессорства других цивилизаций на Земле. Поэтому Каммерер терпит неудачу, обратившись к ряду корифеев с вопросом: «Если на Земле действуют прогрессоры значительно более развитых неземных рас, то в чём будут, скорее всего, состоять их действия?». Единственным, кто всерьёз воспринял вопрос, становится Айзек Бромберг, предложивший модель, получившую название «гипотеза Бромберга»: «человечество будет разделено на две неравные части по не известному нам параметру, меньшая часть его форсированно и навсегда обгонит большую, и свершится это волею и искусством сверхцивилизации, решительно человечеству чуждой». Эта модель кладётся в основу расследования, и согласно ей ведётся сбор и анализ информации по всем необъяснённым ЧП, которые можно трактовать как применение к группе людей «отбирающего» воздействия, дающего существенно разный результат по разным людям («дисперсию реакций»). Также было решено попытаться найти статистические корреляции между этими эпизодами и реакциями конкретных людей. Одним из сотрудников, начавших работу над этой темой, становится Тойво Глумов, бывший прогрессор, сознательно оставивший предыдущую работу и пришедший в отдел ЧП КОМКОНа-2, чтобы стать «охотником за прогрессорами». В книге описаны те случаи, над которыми работал именно Тойво Глумов: • «Фукамифобия» — эпидемия отказов от фукамизации, имевшая место в недавнем прошлом. • «Синдром пингвина» — заболевание, выражающееся в странных снах, в которых человек видит себя летящим в пустоте, поражающее после пролёта конкретных регионов космоса, и случающееся не со всеми; большинству эти сны кажутся пугающими, меньшинство находит их приятными. • В дачном поселке Малая Пеша появляются непонятные существа, которых одни люди панически боятся, а другие испытывают к этим существам жалость и даже считают их симпатичными. Налицо разная реакция на раздражитель у разных людей. По этим исследованиям удалось даже составить некий список персоналий, и выслать агентов для оперативной разработки оных людей. При попытке контакта с одним из них — Альбертом Оскаровичем Туулем — агент теряет сознание, и последнее, что он увидел — что в качестве домашней собаки у Тууля живет молодой голован. Расследование ЧП приводит Максима и Тойво в исследовательский центр, где все эти случаи регистрируются и изучаются. Сам центр («Институт Чудаков») вызывает у Максима Каммерера много вопросов, и он посылает туда Тойво. После этого Каммерер практически уверен в наличии агентуры Странников на Земле, и готов даже предъявить пофамильный список. В результате (директор Института Чудаков Логовенко все рассказывает сотрудникам КОМКОНа-2 и Горбовскому из правительства) выясняется совсем другое. А именно то, что речь шла о деятельности люденов — в каком-то смысле нового вида человека, обладающего сверхспособностями и сверхразвитым интеллектом. Учёные центра открыли в мозгу человека некую «третью импульсную» систему, у большинства отсутствующую, а у немногих, обладающих ею — находящуюся в неактивном состоянии. Активизация «третьей импульсной» превращает человека в людена. Судя по всему, уже первые превращённые быстро поняли, что они не смогут жить в человеческом обществе, так как из-за слишком большой разницы в уровне нормальные люди не воспринимаются ими как равные партнёры по общению. После превращения большинство люденов быстро утрачивает былые привязанности. Как позже выясняется, большинство люденов пребывают вне Земли и занимаются какими-то своими делами, а на Земле остаются те немногие, кто несмотря на превращение не лишился эмоциональной связи с близкими. Пытаясь создать собственное общество, людены начали тайный отбор людей с «третьей импульсной», в ходе которого применялись как косвенные методы (анализ реакции на необычные ситуации и воздействия, которые и привлекли к себе внимание КОМКОНА-2), так и приборный тест, который делался всем посетителям в исследовательском центре — так называемом «Институте Чудаков». Максиму, который, очевидно, ещё раньше обратил внимание на «Институт Чудаков», удаётся внедрить туда своего человека, который получает доступ к результатам исследований на наличие «третьей импульсной»; под разными предлогами Максим направляет туда всех своих подчинённых, чтобы провести их через приборный тест люденов и убедиться, что среди них нет агентов. И после посещения института Тойво приходит информация — у него оказался тот «зубец-Т на ментограмме», что показывает наличие «третьей импульсной». Очевидно, вскоре Тойво поступит предложение об активации «третьей импульсной». Тойво пугает эта перспектива, он даже намеревается покинуть Землю. Максим же заинтересован в обратном: он хочет, чтобы Тойво принял предложение, но стал агентом обычных людей среди люденов. В результате директору Института Чудаков людену Логовенко удаётся уговорить Тойво — тот присоединяется к люденам. Надежды Максима на чувство долга Тойво не сбываются; бывший сотрудник утрачивает интерес к прежней жизни и к людям, с которыми он был связан, и перестаёт давать о себе знать. Поначалу он ещё навещает время от времени мать и ранее горячо любимую жену Асю, но всё реже и реже, пока однажды не исчезает насовсем. Каммереру так и не удаётся с ним поговорить. После рассекречивания деятельности люденов с Логовенко проводятся переговоры членов земного правительства. Обнародование фактов получает название «Большое откровение» и становится одной из заметных вех в земной истории. Людены в конце концов покидают Землю. Судя по всему, им так и не удаётся создать своё общество. Фукамизация Фантастическая медицинская процедура, проводимая над плодом непосредственно за сутки до рождения с целью повышения жизненных сил будущего ребенка. Состоит из двух этапов: 1. введения сыворотки УНБЛАФ («Бактерия Жизни» — собственно биоблокада) в околоплодные воды 2. «растормаживания гипоталамуса» плода с помощью микроволнового облучения. Данная процедура многократно повышает адаптационные механизмы иммунной системы, увеличивает сопротивляемость организма органическим и неорганическим ядам, излучениям и проч. Степень безопасности и отработанность процедуры были таковы, что имелся «Закон об обязательной биоблокаде», согласно которому фукамизацию проводили всем без исключения новорождённым (кроме тех крайне редких случаев, когда из-за особенностей мозга фукамизация была противопоказана). Людены спровоцировали эпидемию отказов рожениц от фукамизации их детей и боролись за отмену «Закона об обязательной биоблокаде», так как в тот период не умели восстанавливать структуру головного мозга у потенциальных люденов после растормаживания гипоталамуса. «Инструкция по фукамизации» была написана по просьбе А. Н. Стругацкого его лечащим врачом — Юрием Иосифовичем Черняковым[3]. В мире Полудня процедура названа по именам её создательниц — сестёр Натальи и Хосико Фуками. Братья Стругацкие тем самым воздали должное переводчику своих произведений на японский язык, также носившему фамилию Фуками[4]. Малая Пеша В повести описаны события, произошедшие в посёлке Малая Пеша, находящейся в 40 километрах от Нижней Пёши, на реке Пёша, впадающей в Чёшскую губуБаренцева моря. В действительности, на этом месте, в 40 километрах выше по реке от Нижней Пёши находится деревня Верхняя Пёша. Ссылки на другие произведения Стругацких • События, описанные в романе «Волны гасят ветер», непосредственно перекликаются с последней главой романа (сборника рассказов) братьев Стругацких «Полдень, XXII век» — «Какими вы будете». В этом рассказе описано появление сверхчеловека и предположения главных героев романа о дальнейшем прогрессе человечества. • В повести упоминается Колдун — персонаж романа «Обитаемый остров». Колдун прилетел с Саракша, посетил «Институт Чудаков» и практически немедленно покинул его, не захотев общаться с люденами. • В повести упоминается Арканар («пока он, потрясая гульфиком и размахивая шпагой, топчется по булыжнику арканарских площадей») — место действия повести «Трудно быть богом». • В повести упоминается Камилл — персонаж повести «Далёкая Радуга». Говорится о «саморазрушении» Камилла и о его давнем знакомстве с Горбовским. Изменения дат В процессе подготовки 12-томного собрания сочинений Стругацких (издательство «Сталкер», 2000 год) Борис Натанович Стругацкий дал санкцию на изменение датировок в тексте повести по инициативе редакции издательства. Так, 101-й год, 102-й год, 125-й год и 126-й год в тексте повести были заменены на 201-й, 202-й, 225-й и 226-й года соответственно. По воспоминаниям члена группы «Людены» Светланы Бондаренко, которая принимала участие в подготовке с/с, это было сделано с целью придать большую цельность единой хронологии цикла[5]. С аналогичной целью были произведены изменения дат и в тексте повести «Малыш». Тексты, подготовленные для издательства «Сталкер», размещены на официальном сайте братьев Стругацких и с тех пор считаются «каноническими».
на главную