переход в начало следующая страница
| ЛЕОНИД ГЕНРИХОВИЧ ЗОРИН (настоящая фамилия — Зальцман)родился 3 февраля 1924 в Баку. В 1946 окончил Азербайджанский университет им. С.М.Кирова, в 1947 – заочное отделение Литературного института им. А.М.Горького. В Союз писателей Леонида Зорина приняли в семнадцать с половиной лет.
Уже в детстве он начал писать стихи, и в 1934 году была издана книжка его детских стихов. Тогда же юного поэта принял Максим Горький. На смену стихам пришла драматургия, и хотя впервые его пьеса была поставлена на сцене городского театра незадолго до получения автором паспорта, сам драматург счет своим пьесам ведет с 1949 года, когда на сцене Малого театра была поставлена его первая пьеса – «Молодость», после переезда в Москву в 1948 году. В 1953 году (на сцене того же Малого театра) – сатирическая пьеса «Откровенный разговор».
Судьбы пьес Зорина складывались по-разному: их ставили известные режиссеры, спектакли по ним запрещали, они с успехом шли на разных сценах, некоторые были экранизированы.
Пьеса Зорина «Гости» (1954), резко обличавшая социальную несправедливость, господство бюрократии, была подвергнута широкомасштабной критике за «одностороннее» изображение советской действительности.
В пьесе «Чужой паспорт» (1957) вновь возникает проблема ответственности правящего слоя перед народом, но уже в аспекте, который отныне станет определяющим в творчестве Зорина – нравственном, этическом, диктующем, по мысли автора, весь строй мыслей и поведения человека. В этом же русле – и постановка Зориным актуальной в отечественной литературе второй половины 1950–1970-х годов проблемы борьбы высоких моральных начал с «мещанством» и «вещизмом» в сознании «части» советских людей (пьеса «Конец и начало», другое название «Светлый май», 1957), и одно из первых литературных разоблачений беспринципности в научной среде (комедия «Добряки», 1958), и лирические драмы – о становлении характера юного современника («Увидеть вовремя», 1960) и противостоянии честности и карьеризма в острый период 1934–1961 (пьеса «Друзья и годы», 1961).
Среди многочисленных последующих пьес Зорина – «По московскому времени» (1961), ряд лет не сходившая с советской сцены «Палуба» (1963), «Римская комедия» (1964), которая подверглась цензурной редактуре из-за прозрачных намёков, справедливо усмотренных в критической постановке проблемы взаимоотношения художника и власти «далекого прошлого» и обосновании их несовместимости; историко-документальные, а также нравоописательные, как на историческом, так и на современном материале, пьесы «Декабристы», «Энциклопедисты» (обе 1966), «Серафим, или Три главы из жизни Крамольникова» (1967), «Коронация» (1968), «Стресс» (1969), «Медная бабушка» (1970), запечатлевшая тягостные дни Пушкина в аспекте уже обозначенной Зориным дилеммы противостояния зависимого, опутанного бытом творца и власти; «Театральная фантазия» (1971); «Транзит» (1972); «Покровские ворота» (1974); «Царская охота» (1974); «Незнакомец» (1976); «Измена» (1978); «Карнавал» (1981); «Счастливые строчки Николоза Бараташвили» (1984); «Пропавший сюжет», «Цитата» (обе 1985).
Поставленная в конце 1960–1970-х годов во всех театрах страны «Варшавская мелодия» (1966) явилась этапной в истории современной отечественной драматургии не только в силу своей относительной литературно-сценической новизны (действие с неослабевающим напряжением держится на монологах и диалогах двух персонажей), но и благодаря актуальности и остроте поднятой в ней проблемы – права полюбить человека иной государственной принадлежности (любовь польской девушки Гели и русского юноши Виктора, которую они пронесли через всю жизнь, не смогла привести их к счастливой совместной жизни из-за закона, принятого в СССР после войны и запрещающего браки с иностранцами). Так обнажается мысль Зорина об искажении властью, системой естественной человеческой природы.
Мелодраматическое начало, тонкая психологическая нюансировка, мягкая ностальгическая тональность, пронизанная печалью и юмором, особенно отличающая зрелое творчество писателя, способность драматурга чутко реагировать на «болевые точки» сегодняшнего бытия, его широкая эрудиция, склонность к свободным культурно-историческим реминисценциям и параллелям, к литературным новациям и жанровому разнообразию (что отчасти обозначил и сам автор, подразделяя свои пьесы на «исторический театр», «лирическую трилогию», «задумчивые комедии» и т.п.) обеспечили Зорину одно из ведущих мест в развитии современного отечественного театра.
Зорин выступает также как киносценарист, переводчик, публицист и театральный критик. Его перу принадлежат романы «Старая рукопись» (1980), «Странник» (1984), «Злоба дня» (1992), повесть «Главная тема» (1981), книга мемуаров «Авансцена» («Записки драматурга», 1995), и ряд рассказов, в которых также основной является драматургически острая тема противостояния «естественного» человека (и народа) бесчеловечной системе управления, подкрепляемая неизменной верой Зорина в нравственную победу и окончательный (в исторической перспективе) приоритет «добра».
В кино Леонид Зорин как сценарист работал с режиссерами Эльдаром Рязановым («Человек ниоткуда»), Александром Аловым и Владимиром Наумовым («Мир входящему» и «Закон»), Сергеем Микаэляном («Гроссмейстер»), Виталием Мельниковым («Царская невеста»).
Огромный успех у зрителей нескольких поколений выпал на долю поставленной Михаилом Козаковым по пьесе Зорина картине «Покровские ворота».
В середине 1990-х годов под общим названием «Покровские ворота» были опубликованы романы «Старая рукопись», «Странник», «Злоба дня» и повести «Прощальный марш», «Хохловской переулок», «Избирательная кампания», составляющие цикл произведений о Костике Ромине и его спутниках по жизни, − итог пятнадцатилетней работы писателя.
Сценарии:
1960 — «Леон Гаррос ищет друга» — совместно с Сергеем Михалковым
1961 — «Мир входящему» — совместно с Александром Аловым и Владимиром Наумовым
1962 — «Человек ниоткуда»
1966 — «Друзья и годы»
1966 — «Скверный анекдот» — совместно с Александром Аловым и Владимиром Наумовым
1970 — «Секундомер»
1974 — «Гроссмейстер»
1976 — «Всегда со мною…»
1979 — «Добряки»
1980 — «Незнакомец» — телеспектакль
1982 — «Покровские ворота»
1982 — «Транзит»
1982 — «Свидание»
1989 — «Закон»
1990 — «Царская охота»
2008 — «Тяжёлый песок» — телесериал
Награды и премии:
Орден «Знак Почета»
Орден Дружбы народов (1986)
Лауреат конкурсов
на лучшую комедию (1977)
на лучшую пьесу о деловых людях России (1995)
Всероссийского конкурса драматургов (1996)
Премии ЛГ (1975, 1982)
журнала «Крокодил» (1983)
фонда журнала «Знамя» (2001)
Литературная Премия Ивана Белкина за автобиографическую повесть «Медный закат». (2008)
Премия «Большая книга» (III премия) за сборник «Скверный глобус» (2009)
|