Леонид Зорин







переход в начало

следующая страница













































ЛЕОНИД ГЕНРИХОВИЧ ЗОРИН (настоящая фамилия — Зальцман)родился 3 февраля 1924 в Баку. В 1946 окончил Азербайджанский университет им. С.М.Кирова, в 1947 – заочное отделение Литературного института им. А.М.Горького. В Союз писателей Леонида Зорина приняли в семнадцать с половиной лет.

Уже в детстве он начал писать стихи, и в 1934 году была издана книжка его детских стихов. Тогда же юного поэта принял Максим Горький. На смену стихам пришла драматургия, и хотя впервые его пьеса была поставлена на сцене городского театра незадолго до получения автором паспорта, сам драматург счет своим пьесам ведет с 1949 года, когда на сцене Малого театра была поставлена его первая пьеса – «Молодость», после переезда в Москву в 1948 году. В 1953 году (на сцене того же Малого театра) – сатирическая пьеса «Откровенный разговор».

Судьбы пьес Зорина складывались по-разному: их ставили известные режиссеры, спектакли по ним запрещали, они с успехом шли на разных сценах, некоторые были экранизированы.

Пьеса Зорина «Гости» (1954), резко обличавшая социальную несправедливость, господство бюрократии, была подвергнута широкомасштабной критике за «одностороннее» изображение советской действительности.

В пьесе «Чужой паспорт» (1957) вновь возникает проблема ответственности правящего слоя перед народом, но уже в аспекте, который отныне станет определяющим в творчестве Зорина – нравственном, этическом, диктующем, по мысли автора, весь строй мыслей и поведения человека. В этом же русле – и постановка Зориным актуальной в отечественной литературе второй половины 1950–1970-х годов проблемы борьбы высоких моральных начал с «мещанством» и «вещизмом» в сознании «части» советских людей (пьеса «Конец и начало», другое название «Светлый май», 1957), и одно из первых литературных разоблачений беспринципности в научной среде (комедия «Добряки», 1958), и лирические драмы – о становлении характера юного современника («Увидеть вовремя», 1960) и противостоянии честности и карьеризма в острый период 1934–1961 (пьеса «Друзья и годы», 1961).

Среди многочисленных последующих пьес Зорина – «По московскому времени» (1961), ряд лет не сходившая с советской сцены «Палуба» (1963), «Римская комедия» (1964), которая подверглась цензурной редактуре из-за прозрачных намёков, справедливо усмотренных в критической постановке проблемы взаимоотношения художника и власти «далекого прошлого» и обосновании их несовместимости; историко-документальные, а также нравоописательные, как на историческом, так и на современном материале, пьесы «Декабристы», «Энциклопедисты» (обе 1966), «Серафим, или Три главы из жизни Крамольникова» (1967), «Коронация» (1968), «Стресс» (1969), «Медная бабушка» (1970), запечатлевшая тягостные дни Пушкина в аспекте уже обозначенной Зориным дилеммы противостояния зависимого, опутанного бытом творца и власти; «Театральная фантазия» (1971); «Транзит» (1972); «Покровские ворота» (1974); «Царская охота» (1974); «Незнакомец» (1976); «Измена» (1978); «Карнавал» (1981); «Счастливые строчки Николоза Бараташвили» (1984); «Пропавший сюжет», «Цитата» (обе 1985).

Поставленная в конце 1960–1970-х годов во всех театрах страны «Варшавская мелодия» (1966) явилась этапной в истории современной отечественной драматургии не только в силу своей относительной литературно-сценической новизны (действие с неослабевающим напряжением держится на монологах и диалогах двух персонажей), но и благодаря актуальности и остроте поднятой в ней проблемы – права полюбить человека иной государственной принадлежности (любовь польской девушки Гели и русского юноши Виктора, которую они пронесли через всю жизнь, не смогла привести их к счастливой совместной жизни из-за закона, принятого в СССР после войны и запрещающего браки с иностранцами). Так обнажается мысль Зорина об искажении властью, системой естественной человеческой природы.

Мелодраматическое начало, тонкая психологическая нюансировка, мягкая ностальгическая тональность, пронизанная печалью и юмором, особенно отличающая зрелое творчество писателя, способность драматурга чутко реагировать на «болевые точки» сегодняшнего бытия, его широкая эрудиция, склонность к свободным культурно-историческим реминисценциям и параллелям, к литературным новациям и жанровому разнообразию (что отчасти обозначил и сам автор, подразделяя свои пьесы на «исторический театр», «лирическую трилогию», «задумчивые комедии» и т.п.) обеспечили Зорину одно из ведущих мест в развитии современного отечественного театра.

Зорин выступает также как киносценарист, переводчик, публицист и театральный критик. Его перу принадлежат романы «Старая рукопись» (1980), «Странник» (1984), «Злоба дня» (1992), повесть «Главная тема» (1981), книга мемуаров «Авансцена» («Записки драматурга», 1995), и ряд рассказов, в которых также основной является драматургически острая тема противостояния «естественного» человека (и народа) бесчеловечной системе управления, подкрепляемая неизменной верой Зорина в нравственную победу и окончательный (в исторической перспективе) приоритет «добра».

В кино Леонид Зорин как сценарист работал с режиссерами Эльдаром Рязановым («Человек ниоткуда»), Александром Аловым и Владимиром Наумовым («Мир входящему» и «Закон»), Сергеем Микаэляном («Гроссмейстер»), Виталием Мельниковым («Царская невеста»).

Огромный успех у зрителей нескольких поколений выпал на долю поставленной Михаилом Козаковым по пьесе Зорина картине «Покровские ворота».

В середине 1990-х годов под общим названием «Покровские ворота» были опубликованы романы «Старая рукопись», «Странник», «Злоба дня» и повести «Прощальный марш», «Хохловской переулок», «Избирательная кампания», составляющие цикл произведений о Костике Ромине и его спутниках по жизни, − итог пятнадцатилетней работы писателя.

Сценарии:

  • 1960 — «Леон Гаррос ищет друга» — совместно с Сергеем Михалковым
  • 1961 — «Мир входящему» — совместно с Александром Аловым и Владимиром Наумовым
  • 1962 — «Человек ниоткуда»
  • 1966 — «Друзья и годы»
  • 1966 — «Скверный анекдот» — совместно с Александром Аловым и Владимиром Наумовым
  • 1970 — «Секундомер»
  • 1974 — «Гроссмейстер»
  • 1976 — «Всегда со мною…»
  • 1979 — «Добряки»
  • 1980 — «Незнакомец» — телеспектакль
  • 1982 — «Покровские ворота»
  • 1982 — «Транзит»
  • 1982 — «Свидание»
  • 1989 — «Закон»
  • 1990 — «Царская охота»
  • 2008 — «Тяжёлый песок» — телесериал

    Награды и премии:
  • Орден «Знак Почета»
  • Орден Дружбы народов (1986)
    Лауреат конкурсов
  • на лучшую комедию (1977)
  • на лучшую пьесу о деловых людях России (1995)
  • Всероссийского конкурса драматургов (1996)
    Премии ЛГ (1975, 1982)
  • журнала «Крокодил» (1983)
  • фонда журнала «Знамя» (2001)
  • Литературная Премия Ивана Белкина за автобиографическую повесть «Медный закат». (2008)
  • Премия «Большая книга» (III премия) за сборник «Скверный глобус» (2009)