Главная "У войны не женское лицо" Лучшие песни военных лет Взгляд на войну сегодня Фотохроника


Большое место занимала в лирической и публицистической поэзии Великой Отечественной войны песня — в самых различных её разновидностях: наряду с лирическими песнями о любви, о разлуке, об ожидании встречи широко развивались песни маршевые, гимнические, произведения высокого гражданского звучания, а также шуточные, рождавшиеся в минуты затишья и краткого отдыха. Нередко песни создавались для какой-либо одной дивизии или полка; написанные в большинстве случаев самодеятельными авторами, они становились постоянной принадлежностью того или иного воинского соединения, и ими дорожили.

Тон военным песням задала любимая всем народом «Священная война» В. Лебедева-Кумача и А. Александрова. Эта песня, известная также по первой строчке «Вставай, страна огромная!» стала своего рода гимном защиты Родины от фашистов. В конце июня 1941 года были опубликованы стихи поэта Лебедева-Кумача, после чего композитор Александров практически сразу же написал к ним музыку. Впервые она прозвучала 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале, ее исполнила группа Краснознаменного ансамбля песни и пляски СССР. Песня приобрела массовую популярность и транслировалась по всесоюзному радио ежедневно после боя курантов.

Однако в первый год войны широко звучали и старые лирические песни довоенных лет, вплоть до сентиментального «Синего платочка», вскоре, однако, переделанного на военный лад для певицы К. Шульженко. Такие песни охотно пели в землянках под гармонь или гитару. Правда, их текст не всегда подходил к новой, фронтовой обстановке, но какую-то часть чувств и переживаний они всё-таки выражали, а главное напоминали о мирном, довоенном прошлом, где остались дом, счастье, любовь, семья.

Синий платочек (музыка - Е. Петербургский)
У этой поистине народной песни первой на свет появилась музыка, причем за несколько лет до войны. Ее написал Ежи Петербургский, польский музыкант. Случайно скромный вальсок услышал поэт Яков Галицкий, который написал стихи, который начинались так: "Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч. Ты говорила, что не забудешь радостных, ласковых встреч...". Вскоре песенка стала шлягером. Но началась война. И на нежную мелодию были положены другие стихи: Борис Ковынев начал песню со слов "Двадцать второго июня ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили, что началася война...".

Катюша (музыка - М. Блантер, стихи - М. Исаковский)
Эта песня была написана задолго до войны, в 1938 году, однако стала любимой именно в годы военного лихолетья. Говорят, что именно из-за этой песни советские солдаты прозвали страшные для немцев машины реактивной артиллерии "катюшами". Во время войны у "Катюши" появился даже дополнительный куплет:

Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!

Стихи также неоднократно переписывались "по случаю", и песня посвящалась реальным Катюшам, воевавшим за Родину.


Темная ночь (музыка - Н. Богословский, стихи - В. Агатов)
Эта необычайно лиричная, нежная, добрая песня о любви была написана в 1943 году специально для фильма Леонида Лукова "Два бойца". В картине ее исполняет герой Марка Бернеса одессит Аркадий Дзюбин. С тех пор песня "Тихая ночь" остается одной из самых известных и любимых военных песен.

В землянке (музыка - К. Листов, стихи - А. Сурков)
Написанная на стихи фронтового корреспондента в 1942 году, песня "В землянке" стала поистине окопным "хитом", полюбилась всем воевавшим на фронтах Великой Отечественной. По воспоминаниям Алексея Суркова, автора стихов, блюстители оптимистического духа советского воина требовали заменить в песне такие строчки: "До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага", считая их "упадническими". У фронтовиков замена, которую пытались произвести, вызвала бурю негодования. Сурков получил от солдат письмо с такой просьбой: "Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте, как есть, - ведь мы-то знаем, сколько шагов до смерти".