Главная "У войны не женское лицо" Лучшие песни военных лет Взгляд на войну сегодня Фотохроника


Говоря о фотографии времен Второй мировой войны, нельзя не отметить тот факт, насколько сильно влияла официальная идеология на культуру в целом и фотографию в частности. Кадры, сделанные на полях сражений и в тылу, демонстрируют не только силу и смелость советской армии, жестокость врага и степень разрушения, но и строго соответствуют «политике партии». Для начала вспомним, откуда же берет свое начало военная фотография. В истории фотографии принято считать, что первые репортажные снимки были сделаны во время Крымской войны (1853-1856) британскими репортерами Уильямом Симпсоном и Роджером Фентоном. Рассмотрим несколько ярких имен и фотографии, признанные классическими образцами военной хроники.

Роберт Капа — знаменитый фоторепортер, классик фотоискусства, считается основоположником фотожурналистики. Капа прошел всю Вторую Мировую войну. Один из пяти основателей агентства «Магнум Фото». Очень многие его работы стали классическими примерами жанра военной фотографии. Одна из них — «Смерть республиканца», которая стала символом борьбы с фашизмом. Он отличался бесстрашным, смелы и рискованным характером. Именно ему принадлежит заслуга развития военной фотографии, которая до него была лишь галереей генеральских портретов.





Макс Альперт — известный советский фотограф и фоторепортёр. Один из родоначальников советской серийной репортажной фотографии. Во время Великой Отечественной войны, будучи корреспондентом ТАСС и Совинформбюро, Альперт работал как в тылу, так и на фронте, в боевой обстановке. Автор работы «Комбат», ставшей одним из символов той войны. В конце войны побывал в Праге и Берлине, снимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве. Его кадр «Комбат» стал одной из самых известных фотографий времен войны, хоть и является постановочным.




Дмитрий Бальтерманц - фотограф с поистине мировым именем, во время Великой Отечественной войны работал военкором газет «Известия» и «На разгром врага». Известен своими репортажами, посвященными строительству противотанковых укреплений под Москвой, обороне, военным действиям в Крыму, битве под Сталинградом. Бесспорна, самая известная его работа — «Горе».




Анатолий Гаранин — еще один классик советского фотоискусства. С середины 1930-х годов он сотрудничал со многими московскими газетами и журналами. В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом газеты «Фронтовая иллюстрация», работал на разных фронтах. Снимок «Смерть солдата» вошёл в число классических произведений фронтового фоторепортажа.




Павел Трошкин - фотокорреспондент газеты «Известия». За свою недолгую жизнь (Трошкин прожил всего 35 лет) фотограф побывал на трех войнах: на Халхин-Голе, Финской войне и Великой Отечественной. Погиб в 1944-м году на Западной Украине.




Яков Рюмкин - советский фотокорреспондент, работал в харьковской газете «Вечернее радио», республиканской газете «Коммунист». С начала Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом газеты «Правда» на Юго-Западном фронте. Фотографировал оборону Сталинграда, освобождение Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Польши, взятие Берлина.




Евгений Халдей - советский фотокорреспондент, прославившийся знаменитым кадром «Знамя Победы над рейстагом». Снимок был сделан по заданию Фотохроники ТАСС 2 мая 1945 года, когда рейхстаг уже был взят. Перед этим Халдей сделал несколько фотографий победных знамён над освобождёнными городами: Новороссийском, Керчью, Севастополем. Запечатленное на фото знамя с серпом и молотом Халдей привёз с собой. Он вспоминает, как попросил портного Израиля Кишицера сшить три флага из красных скатертей. В Берлине Халдей сделал снимки с каждым из них.




Всеволод Тарасевич - классик советской фотожурналистики, он стал публиковаться в газетах «Смена» и «Ленинградская правда», ещё будучи студентом Ленинградского электротехнического института. С начала Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом политического управления Северо-Западного, а затем Ленинградского фронтов. Автор серии снимков «Ленинград в блокаде». Развил тему тыла и работ в тылу.