Главная "У войны не женское лицо" Лучшие песни военных лет Взгляд на войну сегодня Фотохроника



Быть может, в это трудно поверить, но часто именно поэзия Великой Отечественной Войны вдохновляла наших бойцов на подвиги во имя будущей победы. К счастью, советский народ всегда славился талантливыми мастерами поэтической мысли. Многие из них с началом войны отправились воевать, их судьбы были различны. Советская статистика свидетельствует, что перед войной в Советском Союзе насчитывалось 2186 поэтов и писателей, а из 944 попавших на фронт не вернулись 417 человек. Особые слова хочется сказать о женских голосах Блокадного Ленинграда. Хрупкие снаружи,но такие сильные внутренне: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Ольга Берггольц, Юлия Друнина, Вероника Тушнова превратили поэзию в боевое оружие.



Голосом Блокадного Ленинграда называют Ольгу Берггольц. Переломным моментом в творчестве советской поэтессы стал день, когда она решила пожертвовать собой ради жителей Ленинграда. Ей был 31 год, когда началась Вторая Мировая война. Тогда Ольгу знали как детского прозаика и поэта, одаренного, но не сильно выдающегося. Все изменилось, когда она попросила Союз писателей города найти ей применение во время войны, и поэтессу направили на ленинградское радио. Все дни блокады Ленинграда тихий голос этой хрупкой женщины был олицетворением стойкости города. Ольга обращалась к ленинградцам, с неистовой энергией убеждая их держаться, верить в победу и жить дальше. Она зачитывала репортажи с фронта и декламировала свои стихи. Три года почти ежедневно она вещала на радио. Даже в самые тяжелые и голодные дни Ольга шла работать, потому что знала - ее ждут ленинградцы. Тогда раскрылся ее талант.



СТИХИ О СЕБЕ

И вот в послевоенной тишине
к себе прислушалась наедине...
. . . . . . . . . . . . . . . .
Какое сердце стало у меня,
сама не знаю, лучше или хуже:
не отогреть у мирного огня,
не остудить на самой лютой стуже.
И в черный час зажженные войною,
затем чтобы не гаснуть, не стихать,
неженские созвездья надо мною,
неженский ямб в черствеющих стихах.
Но даже тем, кто все хотел бы сгладить
в зеркальной, робкой памяти людей,
не дам забыть, как падал ленинградец
на желтый снег пустынных площадей.
Как два ствола, поднявшиеся рядом,
сплетают корни в душной глубине
и слили кроны в чистой вышине,
даря прохожим мощную прохладу,-
так скорбь и счастие живут во мне
единым корнем - в муке Ленинграда,
единой кроною - в грядущем дне.
И все неукротимей год от года,
к неистовству зенита своего
растет свобода сердца моего,
единственная на земле свобода.
1946



Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте Юлия Друнина записывается в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста) и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Батальоннный санинструктор; Всеми силами рвется на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, в Главное управление ВВС. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда и едет на Запад. Печатается как поэт с 1940 года. В начале 1945 в журнале "Знамя" была напечатана подборка стихов Друниной.




ПРОЩАНИЕ


Тихо плакали флейты, рыдали валторны,
Дирижеру, что Смертью зовется; покорны.
И хотелось вдове, чтоб они замолчали —
Тот, кого провожали, не сдался б печали.
(Он войну начинал в сорок первом, комбатом,
Он комдивом закончил ее в сорок пятом.)
Он бы крикнул, коль мог:
— Выше голову, черти!
Музыканты, не надо подыгрывать смерти!
Для чего мне рапсодии мрачные ваши?
Вы играйте, солдаты, походные марши!

Тихо плакали флейты, рыдали валторны,
Подошла очень бледная женщина в черном.
Всё дрожали, дрожали припухшие губы,
Всё рыдали, рыдали военные трубы.
И вдова на нее долгим взглядом взглянула:
Да, конечно же, эти высокие скулы!
Ах, комдив! Как хранил он поблекшее фото
Тонкошеей девчонки, связистки из роты.
Освещал ее отблеск недавнего боя
Или, может быть, свет, что зовется любовью.
Погасить этот свет не сумела усталость...
Фотография! Только она и осталась.
Та, что дни отступленья делила с комбатом,
От комдива в победном ушла сорок пятом,
Потому что сказало ей умное сердце:
Никуда он не сможет от прошлого деться —
О жене затоскует, о маленьком сыне...
С той поры не видала комдива доныне,
И встречала восходы, провожала закаты
Все одна да одна — в том война виновата...
Долго снились комдиву припухшие губы,
Снилась шейка, натертая воротом грубым,
И улыбка, и скулы высокие эти!..
Ах, комдив! Нет без горечи счастья на свете!.
А жена никогда ни о чем не спросила,
Потому что таилась в ней умная сила,
Потому что была добротою богата,
Потому что во всем лишь война виновата...

Чутко замерли флейты, застыли валторны,
И молчали, потупясь, две женщины в черном.
Только громко и больно два сердца стучали
В исступленной печали, во вдовьей печали...

1976



Вероника Михайловна Тушнова родилась 27 марта (14 с.с.) 1911 года в Казани в профессорской семье, дед её водил суда по Волге. Там же окончила школу. С детства писала стихи, по желанию отца поступила в медицинский институт. Институт в Казани не окончила, так как семья переехала в Ленинград. Там она продолжила учебу. Занялась живописью, любила делать зарисовки животных, тогда же началось серьезное увлечение поэзией. В 1941 поступила в Литературный институт им. М.Горького, но учиться не пришлось. Началась война, и она стала работать в госпиталях Москвы и Казани, имея на руках маленькую дочь и больную мать. Продолжает писать стихи. В 1945 издательство "Молодая гвардия" выпустило поэтический сборник Тушновой "Первая книга". В 1950-е Тушнова публикует поэму "Дорога на Клухор", "Пути-дороги". По-настоящему дарование Вероники Тушновой раскрылось в последний период ее творчества: сборники "Память сердца" (1958), "Второе дыхание" (1961) и "Сто часов счастья" (1965). Любовь - сквозная тема в ее стихах, с ней связаны горе и радость, утраты и надежды, настоящее и будущее. Она во весь голос говорила о любви, призывала к подлинно человеческим отношениям между людьми. Вероника Тушнова была на редкость гармоничным человеком: красота внешняя в ней сочеталась с красотой внутренней, искренностью и добротой; её любили друзья, а больные и раненые называли "сестрой милосердия"...



**1**

Ты мне чужой - не друг и не любимый,
на краткий час мы жизнью сведены.
Ты видел смертью взрытые равнины,
а я такой не видела войны.

Горит в пылинках солнечное утро,
мерцает зной... И мы одни с тобой.
Ты так в глаза мои глядишь, как будто
они полны водою ключевой.

Глядишь в глаза, молчишь, сутуля плечи,
рука твоя робка и горяча...
Что я скажу? Как я тебе отвечу?
Ты вправе пить из каждого ключа.

Но как бы сердце правдою ни сжалось,
я всё равно её не утаю:
ты ласки ждёшь, а ласки не осталось,
ты ждёшь любви - она с другим в бою...