I. Текстология.
1. Цели и задачи
спецкурса.
Категория текста в
современной филологии. Текст как предмет текстологии. Проблема устного и
письменного выражения текста. Проблемы текстологии фольклора. «Гомеровский
вопрос». Александрийская школа. Текстологические проблемы и их решения в книгах
Ветхого и Нового Завета.
2. История текстологии.
Понятия «экзегетика»,
«герменевтика», «критика текста»: сходство и различие. Зарубежная текстология
XVIII–XIX вв.: И. Беккер (понятие «архетипа»); К. Лахман (теория «общих
ошибок»); Ш. Бедье (критика теории К. Лахмана). Русская текстология XVIII–XX
вв.: кружок Н. П. Румянцева (текстология и археография); П. В. Анненков и Я. К.
Грот (эдиционный аспект); А. А. Шахматов (текстологические принципы в
медиевистике); школа В. Н. Перетца (методологический аспект); Н. К. Пиксанов
(понятие «творческая история»); Б. В. Томашевский (обоснование термина
«текстология»); С. М. Бонди (методология изучения рукописных текстов нового
времени); текстологические исследования 50–60–х гг. XX в. (статьи из сборников
«Вопросы текстологии»; «Основы текстологии» под ред. В. С. Нечаевой);
текстологические взгляды Д. С. Лихачева («Текстология на материале русской
литературы X–XVII вв.», «Текстология. Краткий очерк» и полемика в журнале
«Русская литература», 1965, №№ 1, 3); В. В. Виноградов (лингво–стилистический
аспект); Б. Н. Путилов (проблемы текстологии фольклора). Современное состояние
текстологии: конференция по вопросам текстологии в ИМЛИ (1996), основная
проблематика сборника «Современная текстология: Теория и практика» (1997) —
работы М. Эспаня, Л. Д. Громовой–Опульской, А. Л. Гришунина, Л. М. Розенблюм.
Книга «Исследовательские аспекты текстологии» А. Л. Гришунина (1998):
текстология в контексте филологических наук; новый этап в истории развития текстологии.
3. Основные понятия.
Текстология как наука.
Спор о вспомогательном характере текстологии и современный подход к данной
проблеме. Текст и произведение. Палеография. Неография. Датирование текстов.
Филиграни и штемпели. Орудия письма и способы записи. Материалы письма.
Графика: шрифты и почерки. Понятие «авторства». Текстология на материале
древнерусских памятников: стемма, архетип и протограф, редакция и извод,
вариант и разночтение, глоссы и интерполяции. Текстология нового времени:
рукопись, список, автограф, копия, наброски, черновой и беловой текст,
авторская сводка, наборная рукопись, корректура. Корректурные знаки. Понятие
«истории текста». Типы ошибок по Б. В. Томашевскому и Д. С. Лихачеву. Понятие
«конъектуры». Цензура и автоцензура. Атрибуция и атетеза.
4. Эдиционное применение.
Установление текста:
понятие «воли автора», анализ разночтений, комплексный подход и принцип
«конвоя». Выбор источника. Канонический текст. Типы изданий: научные,
популярные, документальные издания. Состав издания. Справочный аппарат научного
издания: археографическое введение, текстологическое исследование, правила
передачи текста, комментарии (типы комментариев), указатели. Расположение
материала. Проблемы публикации рукописей.
II. Текстология на
материале творчества Ф. М. Достоевского (рукописные и печатные тексты).
1. Рукописные тексты
Достоевского: наброски, черновые рукописи, беловые рукописи, наборные рукописи.
Записные тетради Достоевского и разрозненные листки. Основные фонды хранения
рукописей Достоевского: РГБ, ИРЛИ, РГАЛИ. История размещения рукописей по
указанным фондам. Роль А. Г. Достоевской в сохранении рукописного наследия
писателя. Издательская и библиографическая деятельность А. Г. Достоевской.
2. Способы записи текста
в рукописях Достоевского. Состав записных тетрадей: творческие замыслы, быт,
публицистические заметки. Характеристика условных обозначений в рукописных
текстах Достоевского: корректурные знаки и система знаков–символов. Определение
последовательности заполнения рукописного листа. Датировка записей. Влияние
стадии творческого процесса на способ записи текста. Автографы и списки.
Специфика творческой работы Достоевского, начиная с 1866 г. (применение
стенографии). Творческий процесс Достоевского: особенности формирования
художественного замысла.
3. Палеографические
характеристики рукописей Достоевского: бумага, чернила, карандаш, перо.
Проблема почерка. Алфавит начертаний. Каллиграфия Достоевского. Особенности
орфографии и пунктуации Достоевского в контексте истории русского языка XIX в.:
понятие «литературной нормы», правила орфографии и пунктуации XIX в. (на основе
грамматик Н. И. Греча, А. Х. Востокова, Ф. И. Буслаева, Я. К. Грота), спорные
вопросы «старой орфографии», отступления от литературной нормы у Достоевского и
других писателей, вопрос о смысле и необходимости реформы «старой орфографии»
1917–1918 гг.: революция или эволюция? Орфография и пунктуация как
текстологическая проблема (на примере рукописей и печатных текстов
Достоевского).
4. Принципы публикации
рукописей Достоевского. Проблема воспроизведения текста. Предвестие полемики
(20–е гг.): Н. Л. Бродский и Л. П. Гроссман. Варианты изданий 30–х гг.: И. И.
Гливенко и Е. Н. Коншина (воспроизведение текста как документа) и П. Н. Сакулин
(изучение хода творческого процесса и перестановка записей при публикации
согласно результатам исследования). Полемика (30–е гг.): В. Л. Комарович и Г.
И. Чулков. Публикация рукописей в серии «Литературное наследство» и в
академическом собрании сочинений. Л. М. Розенблюм об издании рукописей Достоевского.
Текстологическая работа в ПетрГУ.
5. Прижизненные издания
произведений Достоевского. Проблемы установления канонического текста.
Характеристика разночтений. Анализ опечаток. Принцип последнего прижизненного
издания. Орфографический аспект: издание в старой орфографии, специфика
текстологической работы и научная значимость издания. Характеристика
академического собрания сочинений Достоевского: достоинства и недостатки.
Проблема текстологического комментария к произведениям Достоевского.
ЛИТЕРАТУРА
I.
1. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, философии и других
гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М. М. Эстетика
словесного творчества. М., 1979. С. 281–307.
2. Берков П. Н. Издания русских поэтов XVIII века: История и текстологические
проблемы // Издание классической литературы. Из опыта «Библиотеки поэта». М.,
1963. С. 59–136.
3. Берков П. Проблемы современной текстологии // Вопросы литературы. 1963.
№ 12. С. 78–95.
4. Благой Д. Д. Типы советских изданий русских писателей–классиков // Вопросы
текстологии. М., 1957. С. 5–28.
5. Бонди С. Новые страницы Пушкина: Стихи, проза, письма // М., 1931. 209
с.
6. Бонди С. Черновики Пушкина: Статьи 1930–1970 гг. // М., 1978. 231 с.
7. Будде Е. Очерк истории современного литературного русского языка
(XVII–XIX век) // Энциклопедия славянской филологии / Под ред. И. В. Ягича.
СПб., 1908. Вып. 12. 132 с.
8. Булаховский Л. А. Русский литературный язык первой половины XIX века:
Фонетика. Морфология. Ударение. Синтаксис. М., 1954. 468 с.
9. Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка. М., 1868–1869.
10. Бухштаб Б. О природе текстологии и проблеме выбора основного текста //
Русская литература. 1965. № 3. С. 125–133.
11. Бухштаб Б. Что же такое текстология? // Русская литература. 1965. № 1.
С. 65–75.
12. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. 614 с.
13. Вопросы текстологии. М., 1957–1967. Вып. 1–4.
14. Востоков А. Х. Русская грамматика. СПб., 1874. 216 с.
15. Гадамер Г.–Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
699 с.
16. Греч Н. И. Практическая русская грамматика. СПб., 1827. 587 с.
17. Гришунин А. К спорам о текстологии // Русская литература. 1965. № 3. С.
134–146.
18. Гришунин А. Л. Современное состояние теории текстологии // Современная
текстология: теория и практика. М., 1997. С. 43–51.
19. Гришунин А. Л. [Е. И. Прохоров. Текстология (Принципы издания
классической литературы). М., 1966. 226 с.] // Филологические науки. 1968. № 4.
С. 91–95.
20. Громова–Опульская Л. Д. Основания «критики текста» // Современная
текстология: теория и практика. М., 1997. С. 23–34.
21. Грот Я. К. Русское правописание. СПб., 1885. 120 с.
22. Грот Я. К. Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого
доныне // Филологические разыскания. СПб., 1885. Т. 2. 519 с.
23. Дильтей В. Воображение поэта. Элементы поэтики (Два фрагмента) //
Вопросы философии. 1995. № 5. С. 116–123.
24. Дильтей В. Литературные архивы и их значение для изучения истории
философии // Вопросы философии. 1995. № 5. С. 124–136.
25. Евдокимова С. Процесс художественного творчества и авторский текст //
Автор и текст / Под ред. В. М. Марковича и В. Шмида. СПб., 1996. Вып. 2. С.
9–24.
26. Ефременко Э. Л. Раскрытие авторства на основе анализа идейного
содержания произведения // Вопросы текстологии. М., 1960. Вып. 2. С. 52–99.
27. Козлов В. П. Российская археография конца XVIII–первой четверти XIX
века. М., 1999. 415 с.
28. Куприяновский П. В. [Современная текстология: теория и практика. М.,
1997. 200 с.] // Вестник РАН. 1998. Т. 68. № 6. С. 562–565.
29. Лихачев Д. Ответ Б. Я. Бухштабу и Е. И. Прохорову // Русская литература.
1965. № 3. С. 156–162.
30. Лихачев Д. По поводу статьи Б. Я. Бухштаба // Русская литература. 1965.
№ 1. С. 76–89.
31. Лихачев Д. С. Текстология: Краткий очерк. М., Л., 1964. 102 с.
32. Лихачев Д. С. Текстология: На материале русской литературы X–XVII веков.
Л., 1983. 639 с.
33. Лихачев Д. С. Шахматов–текстолог // Известия АН СССР. Серия литературы и
языка. 1964. Т. 23. № 6. С. 481–486.
34. Нечаева В. С. Проблема установления текстов в изданиях литературных
произведений XIX и XX веков // Вопросы текстологии. М., 1957. С. 29–88.
35. Опульская Л. Д. Эволюция мировоззрения автора и проблема выбора текста
// Вопросы текстологии. М., 1957. С. 89–134.
36. Основы текстологии / Под ред. В. С. Нечаевой. М., 1962. 500 с.
37. Очерки по исторической грамматике русского литературного языка XIX века.
Глагол, наречие, предлоги и союзы в русском литературном языке XIX века / Под
ред. В. В. Виноградова и Н. Ю. Шведовой. М., 1964. 320 с.
38. Перетц В. Н. Из лекций по методологии истории русской литературы.
История изучений. Методы. Источники. Киев, 1914. 496 с.
39. Пиксанов Н. К. Новый путь литературной науки. Изучение творческой
истории шедевра. (Принципы и методы) // Искусство. 1923. № 1. С. 94–113.
40. Пиксанов Н. К. Творческая история «Горя от ума». М., 1971. 400 с.
41. Протокол первого заседания Комиссии по вопросу о русском правописании,
состоявшегося 12 апреля 1904 г. СПб., 1905. 67 с.
42. Прохоров Е. Предмет, метод и объем текстологии как науки // Русская
литература. 1965. № 3. С. 147–155.
43. Путилов Б. Н. Вопросы текстологии произведений русского фольклора //
Издание классической литературы. Из опыта «Библиотеки поэта». М., 1963. С.
17–58.
44. Рейсер С. Я. Русская палеография нового времени: Неография. М., 1982.
136 с.
45. Рейсер С. А. Палеография и текстология нового времени. М., 1970. 336 с.
46. Розенблюм Л. М. Проблемы публикации записных книжек писателя (из опыта
«Литературного наследства») // Современная текстология: теория и практика. М.,
1997. С. 89–94.
47. Совещание по вопросам текстологии // Известия АН СССР. Отделение
литературы и языка. 1954. Т. 13. № 4. С. 392–396.
48. Спиридонова Л. А. Выбор источника текста // Современная текстология:
теория и практика. М., 1997. С. 35–42.
49. Томашевский Б. В. Писатель и книга: Очерк текстологии. М., 1959. 279 с.
50. Тяпков С. Н. Автоцензура, «смерть автора» и «философия нестабильности»
как элементы творческого дискурса (предварительные замечания) // Вопросы
онтологической поэтики. Потаенная литература. Исследования и материалы.
Иваново, 1998. С. 102–109.
51. Ушаков Д Н. Русское правописание. Очерк его происхождения, отношения его
к языку и вопроса о его реформе. М., 1911. 105 с.
52. Фрайзе М. После изгнания автора: литературоведение в тупике? // Автор и
текст / Под ред. В. М. Марковича и В. Шмида. СПб., 1996. Вып. 2. С. 25–32.
53. Фридлендер Г. М. О научных принципах и задачах академических изданий
русских классиков (на материале Полного собрания сочинений Ф. М. Достоевского)
// Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1991. Т. 50. № 5. С. 401–413.
54. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. 451 с.
55. Хализев В. Е. Интерпретация и литературная критика // Проблемы теории
литературной критики. М., 1980. С. 49–92.
56. Цейтлин А. Г. Труд писателя: Вопросы психологии творчества, культуры и
техники писательского труда. М., 1968. 563 с.
57. Чернышев В. И. Заметки о текстах и языке И. С. Тургенева // Известия АН
СССР. Отделение литературы и языка. 1941. № 2. С. 90–105.
58. Чернышев В. Правильность и чистота русской речи: опыт русской
стилистической грамматики. СПб., 1914.
59. Чернышев В. И. Темные слова в русском языке // Академику Н. Я. Марру. АН
СССР. XLV. М., Л., 1935. С. 393–407.
60. Штокмар М. П. Анализ языка и стиля как средство атрибуции // Вопросы
текстологии. М., 1960. Вып. 2. С. 100–145.
61. Щепкин В. Н. Русская палеография. М., 1999. 270 с.
62. Щерба Л. В. Теория русского письма. Л., 1983. 134 с.
63. Эйхенбаум Б. Основы текстологии // Редактор и книга. М., 1962. Вып. 3. С
41–87.
64. Эспань М. О некоторых задачах современной текстологии // Современная
текстология: теория и практика. М., 1997. С. 4–22.
II.
65. Баршт К. В каллиграфической лаборатории Ф. М. Достоевского //
Литературная учеба. 1987. № 4. С. 129–134.
66. Баршт К. Два рисунка Ф. М. Достоевского // Русская литература. 1985. №
3. С. 162–166.
67. Баршт К. «Готика» Достоевского // Нева. 1984. № 10. С. 192–195.
68. Бельчиков Н. Один из замыслов Ф. М. Достоевского // Красный архив. 1926.
Т. 3 (16). С. 224–228.
69. Бельчиков Н. Ф. Как писал романы Достоевский. (Неизданный вариант из
«Неточки Незвановой») // Печать и революция. 1928. Кн. 2. Март. С. 88–93.
70. Бельчиков Н. Ф. Чернышевский и Достоевский. (Из истории пародии) //
Печать и революция. 1928. Кн. 5. С. 35–53.
71. Бродский Ник. [Рецензия на «Творчество Достоевского. 1821–1881–1921 г.»
/ Под ред. Л. П. Гроссмана. Одесса, 1921] // Красный архив. 1922. Т. 1. С.
435–438.
72. Бродский Н. Л. План романа Житие великого грешника // Документы по
истории литературы и общественности. Ф. М. Достоевский. М., 1922. С. 63–77.
73. Бродский Н. Угасший замысел // Документы по истории литературы и
общественности. Ф. М. Достоевский. М., 1922. С. 47–59.
74. Ветловская В. Е. Из комментария к произведениям Достоевского //
Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1997. Т. 14. С. 288–297.
75. Викторович В. А. Дополнения к комментарию // Достоевский: Материалы и
исследования. СПб., 1992. Т. 10. С. 160–163.
76. Викторович В. А. Дополнения к реальному комментарию. «Дневник писателя»
1876 г. Январь // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1996. Т. 13. С. 230–231.
77. Волгин И. Архивные материалы о Достоевском на территории России и стран
СНГ. Новые документальные разыскания и находки (1957–1996). Краткий обзор //
Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 189—250.
78. Волгин И. Л. «Дневник писателя»: текст и контекст // Достоевский:
Материалы и исследования. Л., 1978. Т. 3. С. 151–158.
79. Вступление // Документы по истории литературы и общественности. Ф. М.
Достоевский. М., 1922. С. III–VIII.
80. Гливенко И. И. Из архива Ф. М. Достоевского. Преступление и наказание.
Неизданные материалы. М., Л., 1931. С. 3–33.
81. Гроссман Л. Жизнь и труды Ф. М. Достоевского: Биография в датах и
документах. М., Л., 1935. 382 с.
82. Гроссман Л. Путь Достоевского. Л., 1924. 238 с.
83. Гроссман Л. П. Библиотека Достоевского // Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому.
Материалы, библиография и комментарии. М., Петроград, 1922. С. 7–19.
84. Гроссман Л. П. Достоевский–художник // Творчество Достоевского. М.,
1959. С. 330–416.
85. Гроссман Л. П. Заметки о языке Достоевского // Гроссман Л. П. Семинарий
по Достоевскому. Материалы, библиография и комментарии. М., Петроград, 1922. С.
71–81.
86. Гроссман Л. П. Каталог библиотеки Достоевского // Гроссман Л. П.
Семинарий по Достоевскому. Материалы, библиография и комментарии. М.,
Петроград, 1922. С. 20–53.
87. Гроссман Л. П. Примечания А. Г. Достоевской к сочинениям Ф. М.
Достоевского // Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому. Материалы,
библиография и комментарии. М., Петроград, 1922. С. 54–70.
88. Гроссман Л. П. Рукописи Достоевского // Творчество Достоевского.
1821–1881–1921 / Под ред. Л. П. Гроссмана. Одесса, 1921. С. 3–28.
89. Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому. Материалы, библиография и
комментарии. М., Петроград, 1922. 119 с.
90. Гроссман Л. Спутница Достоевского // Театральное обозрение. 1921. № 5.
С. 5–6.
91. Гроссман Л. Спутница Достоевского // Театральное обозрение. 1921. № 6.
С. 9–11.
92. Десяткина Л. П., Фридлендер Г. М. Библиотека Достоевского. (Новые
материалы) // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1980. Т. 4. С.
253–271.
93. Документы по истории литературы и общественности. Ф. М. Достоевский. М.,
1922. 78 с.
94. Долинин А. С. В творческой лаборатории Достоевского (История создания
романа «Подросток»). Л., 1947. 173 с.
95. Долинин А. С. К истории создания «Братьев Карамазовых» // Ф. М.
Достоевский. Материалы и исследования / Под ред. А. С. Долинина. Л., 1935. С.
9–80.
96. Долинин А. С. Последние романы Достоевского: Как создавались «Подросток»
и «Братья Карамазовы». М., Л., 1963. 344 с.
97. Долинин А. «Исповедь Ставрогина». (В связи с композицией «Бесов») //
Литературная мысль. I. Петроград, 1922. С. 138–162.
98. Достоевская А. Г. Библиографический указатель сочинений и произведений
искусства, относящихся к жизни и деятельности Ф. М. Достоевского. (1846-1903).
СПб., 1906.
99. Достоевская А. Г. Воспоминания. М., 1987. 543 с.
100. Дрыжакова Е. Н.
Статистические приемы при решении некоторых текстологических проблем (На
материале текстологии романа Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные») //
Филологические науки. 1976. № 4. С. 80–92.
101. Комарович В. Генезис
романа «Подросток» // Литературная мысль. III. Л., 1925. С. 366–386.
102. Комарович В. Литературное
наследство Достоевского за годы революции. Обзор публикаций 1917–1933 гг. //
Литературное наследство. М., 1934. Т. 15. С. 258–281.
103. Комарович В. Л.
Рукописные варианты романа «Подросток» // Начала. 1922. № 2. С. 217–230.
104. Комарович В. Ненаписанная
поэма Достоевского // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы / Под ред. А. С.
Долинина. Петербург., 1922. С. 177–207.
105. Комментарий // Ф. М.
Достоевский. Материалы и исследования / Под ред. А. С. Долинина. Л., 1935. С.
347–393.
106. Могилянский А. П. К
истории первой публикации «Записок из Мертвого дома» // Русская литература.
1969. № 3. С. 179–181.
107. Музей памяти Феодора
Михайловича Достоевского в императорском Российском историческом музее им.
Императора Александра III в Москве. 1846–1903 гг. / Сост. А. Г. Достоевская.
СПб., 1906. 394 с.
108. Назиров Р. Г. О
прототипах некоторых персонажей Достоевского // Достоевский: Материалы и
исследования. Л., 1974. Т. 1. С. 202–219.
109. Неопубликованные рукописи
Достоевского // Печать и революция. 1921. Кн. 3. Ноябрь–декабрь. С. 309.
110. Нечаева В. Из литературы
о Достоевском: Поездка в Даровое // Новый мир. 1926. Кн. 1. Январь. С. 128–144.
111. Нечаева В. С. Рукописное
наследие Ф. М. Достоевского // Описание рукописей Ф. М. Достоевского / Под ред.
В. С. Нечаевой. М., 1957. С. 3–27.
112. Нечаева В. С. «Записки из
Мертвого дома»: Фрагмент автографа Ф. М. Достоевского // Советские архивы.
1967. № 3. С. 81–92.
113. Описание рукописей Ф. М.
Достоевского / Под ред. В. С. Нечаевой. М., 1957. 588 с.
114. Орнатская Т. И. К истории
утраты рукописей романа «Братья Карамазовы» // Достоевский: Материалы и
исследования. СПб., 1992. Т. 10. С. 181–193.
115. Отрывок черновика
«Записок из Мертвого дома» Достоевского // Русский литературный архив / Под
ред. М. Карповича и Дм. Чижевского. Нью–Йорк, 1956. С. 59–81.
116. От редакции // П. Н.
Сакулин, Н. Ф. Бельчиков. Из архива Ф. М. Достоевского. Идиот. Неизданные
материалы. М., Л., 1931. С. 3–8.
117. Предисловие // Ф. М.
Достоевский. Материалы и исследования / Под ред. А. С. Долинина. Л., 1935. С.
1–6.
118. Рак В. Д. Дополнения к
комментарию «Полного собрания сочинений» Ф. М. Достоевского // Достоевский:
Материалы и исследования. Л., 1980. Т. 4. С. 176–188.
119. Рак В. Д. К вопросу об
авторстве четверостишия в апрельском выпуске «Дневника писателя» за 1876 г. //
Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1985. Т. 6. С. 251–256.
120. Рак В. Д. Уточнение одной
записи в тетради 1875–1876 гг. // Достоевский: Материалы и исследования. Л.,
1988. Т. 8. С. 267–271.
121. Розенблюм Л. М.
Творческая лаборатория Достоевского–романиста // Литературное наследство. Ф. М.
Достоевский в работе над романом «Подросток»: Творческие рукописи. М., 1965. Т.
77. С. 7–54.
122. Розенблюм Л. М.
Творческие дневники Достоевского // Литературное наследство. Неизданный
Достоевский. Записные книжки и тетради 1860–1881 гг. М., 1971. Т. 83. С. 9–92.
123. Розенблюм Л. М.
Творческие дневники Достоевского. М., 1981. 368 с.
124. Рукописи Достоевского //
Печать и революция. 1922. Кн. 1. Январь–март. С. 332.
125. Томашевский Б. Бесы // Ф.
М. Достоевский. Материалы и исследования / Под ред. А. С. Долинина. Л., 1935.
С. 397–403.
126. Туниманов В. А.
Объявления редакции «Времени» // Достоевский: Материалы и исследования. Л.,
1983. Т. 5. С. 191–194.
127. Фокин П. Е. К вопросу о
генезисе «Дневника писателя» за 1876–1877 гг. (Историко–литературный аспект) //
Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1996. Т. 13. С. 120–130.
128. Фокин П. К вопросу о
генезисе «Дневника писателя» 1876–1877 гг. (биографический аспект) //
Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 369–377.
129. Фридлендер Г. М. Новые
материалы из рукописного наследия художника и публициста // Литературное
наследство. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1860–1881 гг. М.,
1971. Т. 83. С. 93–122.
130. Фридлендер Г. М.
Творческий процесс Достоевского // Фридлендер Г. М. Пушкин. Достоевский.
«Серебряный век». СПб., 1995. С. 286–375.
131. Фриче В. Свидание
Ставрогина с Тихоном по записным тетрадям Достоевского // Документы по истории
литературы и общественности. Ф. М. Достоевский. М., 1922. С. 41–44.
132. Холшевников В. Е. О
литературных цитатах у Достоевского // Вестник Ленинградского университета.
Серия истории, языка и литературы. Вып. 2. № 8. Л., 1960. С. 134–138.
133. Чулков Г. Как работал
Достоевский в сороковых годах // Литературная учеба. 1938. № 4. С. 46–76.
134. Чулков Г. Как работал
Достоевский. М., 1939. 339 с.
135. Чулков Г. Последнее слово Достоевского о Белинском // Достоевский. М.,
1928. Вып. 3. С. 61–81.
|