ГОЛОСЪ ЗА ПЕТЕРБУРГСКАГО ДОНЪКИХОТА

ПО ПОВОДУ СТАТЕЙ ГТЕАТРИНА

____

Нѣкто сантктпетербургскiй донъКихотъ (котораго мы и въ глаза не видали) напалъ на какойто фантастическiй комитетъ. (См. «Гудокъ»  40).

Нѣкто гТеатринъ вступился за честь своихъ фантастическихъ сотоварищей, и готовый за нихъ въ огонь и въ воду, вооружился перомъ, сталъ въ оборонительное положенiе, (Смотр. «СпбВѣдомости»  236.) и воскликнулъ:

Не донкихотствуйте гдонъКихотъ! а нето... я васъ!..

Такъ какъ гТеатринъ, мы увѣрены, самъ лицо вовсе не фантастическое, (гКраевскiй ничего фантастическаго, те. не существеннаго и не допустилъ бы въ свою газету), лицо нетолько не фантастическое, но лишонное даже всякой фантазiи, — то очень можетъ быть, что и комитетъ, подвергающiй разбору драматическiя сочиненiя — также не фантастическiй.

Очевидно, что донъКихотъ на все смотритъ съ своей точки зрѣнiя, во всемъ видитъ нѣчто волшебное и чародѣйственное, — и это совершенно въ его характерѣ. Мало того, сей странствующiй рыцарь вполнѣ убѣжденъ, что всѣ неправды, всѣ злоупотребленiя совершаютъ не люди, а духи; что даже взятки берутъ не люди, — а все какiето волшебники или волшебницы. О высокое, благородное безумiе! Изъ какой глубокой вѣры въ честность человѣчества ты проистекаешь!

ГТеатринъ, внимая рѣчамъ донъКихота, сначала прикидывается будто бы вовсе и не знаетъ, о какомъ комитетѣ рѣчь идетъ. Наконецъ не выдерживаетъ характера и проговаривается.

И то сказать: будь комитетъ дѣйствительно фантастическiй, какое бы дѣло вступаться за него реальному гТеатрину!

Чтобъ поразить донъКихота, убить его наповалъ передъ публикой, онъ статью его приписываетъ оскорбленному самолюбiю... Дескать подалъ онъ въ какойто фантастическiй комитетъ какуюто драму «Русскiе въ 1862 году или народная подоплека», ну и члены этого комитета, читавшiе эту пьесу, ее не одобрили, такъ какъ они чтонибудь да смыслятъ въ драматическомъ искуствѣ. Ну вотъ донъКихотъ и разсердился и напалъ на комитетъ.

А донъКихотъ вѣроятно драмы этой и не писалъ, а просто выдумалъ ее, чтобъ имѣть случай проскользнуть въ фантастическiй комитетъ; это съ его стороны была военная хитрость, которая иногда допускалась рыцарями.

Сталобыть донъКихотъ сталъ донкихотствовать противъ комитета не ради оскорбленнаго самолюбiя, а просто потому, что вознегодовалъ, и такъ какъ онъ петербургскiй, а не ламанчскiй донъКихотъ, то и замаскировалъ свое негодованiе.

Видя все это, гТеатринъ совѣтуетъ донъКихоту не донкихотничать, и увѣряетъ насъ, читателей, что роль донъКихота самая жалкая и постыдная.

Ну нѣтъ, гТеатринъ, не совсѣмъ такъ!

Бытьможетъ у насъ оттого такъ много всякихъ неправдъ и злоупотребленiй, такъ много невѣждъ, взяточниковъ и казнокрадовъ, что мало, увы! очень мало святая Русь производитъ на свѣтъ донъКихотовъ. Вѣдь донъКихотъ (Сервантеса, прибавимъ), — это идеалъ честности, неподкупности и неустрашимости.

Ламанчскiй донъКихотъ отперъ клѣтку со львомъ, и вызывалъ сего царя звѣрей на бой. Петербургскiй донъКихотъ льва не вызоветъ, а многомного что отворитъ двери въ засѣданiе какогонибудь комитета и поглядитъ, чтó тамъ дѣлаютъ чародѣи или господа Театрины.

Левъ, когдато вызванный ламанчскимъ донъКихотомъ, только зѣвнулъ и повернулся къ нему хвостомъ, не чувствуя за собой никакой вины; и вы, гТеатринъ, сдѣлали бы гораздо лучше, еслибъ на вызовъ петербургскаго донъКихота также бы зѣвнули, но вы этого не могли сдѣлать: правда, хоть и замаскированная, кольнула васъ, вы испугались и вскрикнули:

«Не донкихотствуйте гдонъКихотъ

Перейдемъ теперь отъ фантазiй къ дѣйствительности.

Вы гТеатринъ говорите, что пьесы гОстровскаго въ настоящее время не даются часто потому, что гОстровскiй не пишетъ ничего новаго.

Помилуйте, гТеатринъ, неужели вы ничего не читаете? Да въ продолженiи года гОстровскiй напечаталъ двѣ пьесы: драму «Козьма Миничъ Сухорукiй» («Современникъ») и комедiю «Женитьба Бальзаминова» («Время»). Неужели этого мало? Послѣдняя комедiя гОстровскаго такъ хороша, что едвали не одна изъ лучшихъ его произведенiй, и на сценѣ имѣла бы успѣхъ громадный; ее и читатьто нельзя не умирая со смѣху. Отчегоже ни этой драмы, ни этой комедiи нѣтъ на сценѣ?

Авторъ не даетъ... авторъ самъ объ этомъ не хлопочетъ.

Но вопросъ, отчего не даетъ и не хлопочетъ авторъ? Ужь не смотритъ ли онъ на весь комитетъ глазами донъКихота, и не будучи самъ донъКихотомъ, не считаетъ нужнымъ съ вами безплодно ратовать. Вѣдь имѣть съ вами дѣло не легко — говорятъ авторы.

Но положимъ это вздоръ, положимъ гОстровскiй не даетъ своихъ пьесъ и о томъ не хлопочетъ... а выто начто? Вѣдь вы обязаныя думать и о славѣ и о направленiи театра... Хлопочите, просите гОстровскаго; пишите къ нему: онъ талантливый писатель, оказавшiй уже много услугъ нашему театру. Его и портретъ красуется на одномъ изъ театральныхъ плафоновъ. А вы? вы кто? Какiя ваши заслуги? И вы хотите, чтобъ талантъ вамъ кланялся, васъ упрашивалъ, не оставьтеде меня вашимъ покровительствомъ! Нѣтъсъ! вы ему поклонитесь, вы ищите его вниманья, если только вамъ дорога русская сцена, если только вы для театра, а не театръ для васъ.

Вы, гТеатринъ, между прочимъ просите донъКихота хоть передѣлать вкусъ публики.

Да развѣ это его дѣло! Вкусъ публики неразвитъ, восхищается всякимъ вздоромъ, а вы употребляете всѣ ваши усилiя для того, чтобъ еще болѣе исказить этотъ вкусъ, поблажая его неразвитости.

Понимаете ли вы, что одна пьеса, написанная съ идеей, съ жаждой сказать правду, съ талантомъ, стоитъ цѣлой сотни, цѣлой тысячи такихъ эфемерныхъ фарсовъ и водевилей, какiе стряпаетъ вамъ гПФедоровъ съ компанiей.

Мы не хуже васъ знаемъ, что репертуаръ не можетъ состоять изъ пьесъ первокласныхъ, но мы также знаемъ, что пьесу à la ПФедоровъ за деньги можетъ написать любой фельетонистъ, и что стоитъ только поощрить переводчиковъ, какъ весь заграничный репертуаръ, все лучшее, появившееся на нѣмецкой, французской и англiйской сценахъ за послѣднiе десять лѣтъ, появится и на нашей сценѣ, и что всякая переводная пьеса, написанная съ талантомъ, во сто разъ лучше бездарнаго, доморощенаго произведенья, те. такого, изъ котораго зритель ничего не вынесетъ, ни одной мысли, ни одного нравственнаго побужденiя.

Неужели же бездарныя комедiи, водевили и фарсы все болѣе и болѣе будутъ плодиться у насъ на сценѣ, потому только, что есть авторы привлекательные и благодарные. Ужели публика все болѣе и болѣе будетъ портить вкусъ свой и убивать время въ театрѣ на праздное и безплодное удовольствiе, потому только, что это гораздо выгоднѣе для авторовъ вродѣ гФедорова и другихъ.

Слыхали мы, будто фантастическiй комитетъ повременамъ сваливаетъ койчто на цензуру, будтобы цензура смотритъ строже и оказывается неумолимою ко всему, на чемъ лежитъ печать таланта, и задерживаетъ лучшiя пьесы, по одному, по два и даже по четыре года. Едва ли это правда; но если это и правда, то всетаки комитетъ долженъ быть первымъ заступникомъ и ходатаемъ нашихъ лучшихъ драматическихъ писателей передъ судомъ цензуры. Въ этомъ случаѣ комитету и подонкихотничать не мѣшало бы. За такое донкихотсво мы нетолько бы не назвали его жалкимъ, напротивъ преклонились бы передъ его благородной храбростью.

А отъ фантастическаго комитета многое зависитъ. Можно напримѣръ любую пьесу убить наповалъ недобросовѣстнымъ чтеньемъ, можно самую патетическую сцену прочесть такъ вяло, или такимъ тономъ, что она покажется и смѣшной и глупой. Недаромъ говорятъ, что le ton fait la musique.

Можно также иначе поступить для того, чтобъ пiеса не понравилась, а именно: нынче прочесть начало, а потомъ черезъ нѣсколько мѣсяцевъ, когда начало забудется, дочесть конецъ.

Какихъ фокусовъ нельзя придумать въ такихъ стѣнахъ, куда не проникаетъ гласность и куда не хотятъ даже писатели заглядывать, тѣ писатели, которыхъ когдато приглашала сама дирекцiя. Пусть дирекцiя спроситъ этихъ писателей, отчего они покинули этотъ комитетъ и какъ имъ не грѣхъ и не стыдно показать къ театру такое равнодушiе, вмѣсто того, чтобъ принять въ немъ самое горячее участiе.

Жаль, если гТеатринъ говоритъ правду, те. если такiе водевили и бездарныя комедiи даютъ лучшiй сборъ, нежели комедiи Гоголя, Островскаго, Тургенева, Потѣхина и другихъ менѣе даровитыхъ писателей. Вѣдь Гоголь и Островскiй передъ гПФедоровымъ то же, что Лаблашъ и Марiо передъ уличнымъ цаганомъ. Отчегоже умная дирекцiя не приучаетъ слухъ публики къ уличному пѣнiю, а выписываетъ для оперы лучшихъ европейскихъ пѣвцовъ и пѣвицъ, дорого имъ платитъ и убѣждена, что эти деньги не пропадшiя, что эти деньги развиваютъ эстетическiй вкусъ публики, и бытьможетъ побуждаютъ ее къ изученiю музыки.

Почему же въ отношенiи оперы дирекцiя расчитываетъ не на дешовыя посредственности, а на знаменитости, и почему комитетъ болѣе расчитываетъ на посредственности, чѣмъ на знаменитости? Славабогу, что пѣвцы выбираются не фантастическимъ комитетомъ, — вотъ была бы у насъ опера!

Но довольно.

Пусть члены фантастическаго комитета засѣдаютъ яко боги на Парнасѣ, и вѣнчаютъ своихъ вѣрныхъ и благодарныхъ поклонниковъ, но пусть они помнятъ, что и гласность, настоящая, святая, неумолимая гласность не за горами.

ЧКОМИТЕТСКIЙ