Москвичъ. Московскiя замѣтки. // Гражданинъ. 1873. № 20. 14 мая.




МОСКОВСКIЯ ЗАМѢТКИ.

Его величество Нассръ–Эддинъ шахъ персидскiй прибылъ 7 мая въ Москву, былъ торжественно встрѣченъ и со станцiи рязанской желѣзной дороги «прослѣдовалъ» въ каретѣ, везомой тихимъ шагомъ шестью превосходными конями бѣлой масти, до кремлевскаго дворца, гдѣ и остановился. Читатели въ обстоятельномъ описанiи, перепечатанномъ ниже изъ «Моск. Вѣд.», ознакомятся съ разными подробностями прiѣзда шаха, проѣзда его по Москвѣ, посѣщенiя имъ Большаго театра и т. д. Мы замѣтимъ только, что личность Шаха своимъ внѣшнимъ видомъ возбудила большую симпатiю во многихъ москвичахъ и москвичкахъ, которымъ удалось видѣть ее. Полагаю, читателямъ извѣстны и достойныя умственныя и нравственныя качества этого восточнаго монарха по тѣмъ заботамъ, какiя принялъ онъ на себя для лучшаго преобразованiя своего государства. Москва, играющая роль Испагани, бывшей столицы Персiи, первая должна была поразить Шаха своимъ контрастомъ и съ его теперешнею столицею — Тегераномъ... Что же будетъ съ умами и сердцами почти всѣхъ персидскихъ путешественниковъ, когда они, послѣ Петербурга, увидятъ большiе города западной Европы! Только вотъ вчерашняя и сегоднешняя московская весна никакъ не можетъ равняться съ прелестною весною испаганскою, по выраженiю персидскихъ поэтовъ, отуманивающею чувства — конечно, своей красотой и благорастворенностью: въ Москвѣ вчера съ вечера, послѣ яснаго утра и полдня, осеннiй холодъ, а сегодня (8 мая) хмурое небо и почти тотъ же холодъ... Шахъ видимо былъ подавляемъ сильными впечатлѣнiями, когда, во время своего проѣзда до кремлевскаго дворца, поперемѣнно изъ праваго и лѣваго оконъ кареты смотрѣлъ на многочисленный народъ и зданiя, когда вступилъ въ самый дворецъ, когда, съ его балкона, оглядывалъ въ глубокой задумчивости громадную панораму Замоскворѣчья... Можно быть убѣжденнымъ, что многiе изъ нашихъ персидскихъ гостей испытываютъ тяжелое чувство, вспоминая теперь о своей родинѣ, далеко еще неблагоустроенной, что по возвращенiи изъ своего европейскаго путешествiя въ нее, въ нихъ долго будетъ жить это грустное чувство, вызываемое воспоминанiями и представленiями просто хоть внѣшнихъ контрастовъ... И дай Богъ, чтобы такое чувство повело имѣющихъ власть изъ этихъ путешественниковъ къ дѣятельнымъ, энергическимъ усилiямъ на успѣхи матерiальнаго и нравственнаго развитiя своей страны!

Однако, размечтавшись о персидскомъ пpогрессѣ, я забылъ свою благоустроенную Москву! Жалко, что исчезли знаменитые персiяне, Узбекъ и Рика, путешествовавшiе по Европѣ и фигурирующiе въ «персидскихъ письмахъ» Монтескьё; быть можетъ, изъ ихъ теперешняго описанiя Европы, начиная съ Рязанской хоть губернiи до Испанiи включительно, много могли бы поучиться и мы, русскiе, и всѣ просвѣщенные европейцы. Впрочемъ персидскiя письма (cette ingénieuse satire, по выраженiю французовъ) появились въ свѣтъ ровно за 152 года передъ нашей цвѣтущей порою всеевропейскаго прогресса. Герои французскаго писателя увидали бы, что въ настоящую минуту Европа не щадитъ силъ для упроченiя и возвышенiя своего мирнаго процвѣтанiя, что, напримѣръ, Австрiя щедро тратитъ миллiоны гульденовъ на устроенiе всемiрнаго праздника промышленности, что французы отдаютъ тысячи миллiоновъ франковъ для упроченiя дружбы съ нѣмцами и т. д. и т. д. Но и въ наше время возможно непрiязненное столкновенiе европейскихъ кабинетовъ; только въ настоящемъ, 1873 году, оно развѣ можетъ возникнуть изъ–за денежныхъ причинъ; и сумма денегъ требуется для того весьма скромныхъ размѣровъ: всего шестьдесятъ семь рублей серебромъ съ копѣйками на наши деньги; притомъ, замѣтимъ, никакихъ международныхъ государственныхъ и личныхъ оскорбленiй, либо недоразумѣнiй, которыя связывались бы съ значенiемъ этой суммы, можетъ и не существовать. Читатель сочтетъ мои слова за какую то безсмысленную мистификацiю; я представлю слѣдующiй фактъ изъ московской жизни, недавно занесенный, но не вполнѣ, на страницы одной петербургской газеты. Есть въ Москвѣ австрiйское консульство — учрежденiе для торговыхъ дѣлъ, и какъ всякое иностранное консульство въ столицахъ европейскихъ, вовсе не пользующееся правомъ экстерриторiальности, какимъ, наоборотъ, пользуются посольства. Извѣстно, что происхожденiе самыхъ консульствъ обусловливалось торговыми цѣлями: съ XIII и XIV вѣковъ консулы являются въ восточной Европѣ агентами купцовъ и частныхъ купеческихъ компанiй. Первый примѣръ правительственнаго учрежденiя консульства подала Англiя, учредивъ послѣднее въ Италiи въ XV столѣтiи; съ XVII вѣка такое учрежденiе отъ правительствъ распространилось по всей Европѣ путемъ привиллегiй. Въ настоящее время только въ иныхъ восточныхъ не европейскихъ государствахъ консулъ иностранный имѣетъ все значенiе дипломатическаго агента съ его правами (droit d'amdassadeur, а для его консульства — droit d'ambassade), какъ–то внѣземельностью, свободою богослуженiя, свободой отъ пошлинъ и т. д. Въ государствахъ же, гдѣ есть настоящiя дипломатическiя агенства, въ томъ или другомъ видѣ, отъ извѣстныхъ правительствъ, и гдѣ вмѣстѣ съ ними находятся консульства, назначенныя, положимъ, тоже отъ этихъ правительствъ, консульства эти, въ мирное время, должны заботиться о распространенiи торговли своей страны съ тою, гдѣ они утверждены; затѣмъ должны сообщать своимъ правительствамъ разнообразныя торговыя свѣдѣнiя, да оберегать правильное выполненiе международныхъ трактатовъ, коль скоро послѣднiе касаются имущественныхъ дѣлъ между подданными того государства, гдѣ самое консульство, и подданными государства, отъ котораго послѣднее назначено. Въ концѣ концовъ такiя консульства имѣютъ извѣстное подчиненное отношенiе къ своимъ посольствамъ. Прошу читателя извинить за это отступленiе; оно необходимо. Теперь, по трактату Россiи съ Австрiею (кажется 1860 года) положено: если подданный одного изъ этихъ государствъ умретъ въ другомъ изъ тѣхъ же государствъ, если онъ умретъ одинокiй и оставитъ послѣ себя въ чужомъ городѣ неоплаченные долги, то изъ его оставшагося имущества сперва уплачиваются эти долги, а остальное имущество, буде оно есть, передается въ консульство для отправленiя наслѣдникамъ умершаго на его родину. Вотъ общiй главный смыслъ извѣстной статьи помянутаго трактата (въ полн. Собр. Зак. Россiйск. Имперiи); выраженiя могутъ быть другiя, но дѣло — въ прямомъ смыслѣ. — Умеръ въ Москвѣ одинъ австрiйскiй подданный, служившiй по найму у русскаго подданнаго, не успѣвъ заплатить долга послѣднему. Сей послѣднiй обращается, чрезъ адвоката, въ австрiйское консульство, которое взяло къ себѣ имущество умершаго, за полученiемъ долга; консульство отказываетъ въ уплатѣ. Тогда адвокатъ, московскiй присяжный повѣренный, обращается къ мировому судьѣ Тверскаго участка съ просьбой рѣшить дѣло въ пользу своего клiента, рѣшить на основанiи вышеуказаннаго яснаго, какъ свѣтлый Божiй день, положенiя трактата между Россiей и Австрiей, обязательнаго для этихъ обѣихъ европейскихъ державъ. Мировой судья утвердилъ взысканiе 67–ми рублей съ копѣйками правильнымъ, и ищущiй долженъ былъ получить эти деньги изъ помянутаго имущества, хранящагося въ консульствѣ.... Но вотъ здѣсь начинаются курьозы: черезъ день же или черезъ два летитъ изъ Петербурга къ прокурорской московской власти депеша, заставляющая исполненiе рѣшенiя мироваго судьи остановить и поступокъ судьи разсмотрѣть мировому съѣзду... Говорится о нарушенiи международныхъ трактатовъ (!), словомъ — объ оскорбленiи, нанесенномъ одной державѣ другою. Мы замѣтимъ только вопросомъ, чья можетъ быть власть, по новымъ судебнымъ уставамъ, Высочайше дарованнымъ, поступать такимъ образомъ съ рѣшенiями мировыхъ судей? Отвѣта не считаемъ нужнымъ приводить. — Стоустая молва загласила, что адвокату «достанется», что дѣло весьма важное, задѣвшее даже русскую канцлерскую сферу, что депеша особенная, шифрованная... Послѣднему извѣстiю о депешѣ намъ не хочется вѣрить; шифрованныя письмена употребляются лишь посланниками, да развѣ въ экстренныхъ военныхъ случаяхъ; вотъ, напримѣръ, нѣмцы, осаждавшiе Страсбургъ, поневолѣ должны были переговариваться съ своими единомышленниками, находившимися въ послѣднемъ, съ помощiю шифрованныхъ писемъ... «Все сплетни тѣ–жъ» въ Москвѣ — припомнимъ относительно стоустой молвы стихъ Чацкаго. Какъ бы то ни было, въ необычное время, на Святой недѣлѣ, собирается мировой съѣздъ, судитъ, рядитъ и рѣшаетъ, что — мировой судья въ указанномъ рѣшенiи правъ! Навѣрное же члены съѣзда, въ виду столь чрезвычайнаго собранiя, употребили все свое вниманiе при разсмотрѣнiи такого казуснаго событiя. Тѣмъ не менѣе, можемъ сообщить довольно основательный слухъ, что изъ прокурорской области поданъ противъ рѣшенiя мироваго съѣзда протестъ кассацiонному департаменту сената; а вышепомянутый адвокатъ долженъ былъ представить совѣту присяжныхъ повѣренныхъ объясненiе въ своей продерзости поступать по закону...

Я разсказалъ вамъ, читатель, о московскомъ «событiи», о которомъ знаетъ многое множество разныхъ московскихъ лицъ и о которомъ говорили недавно во всеуслышанiе. Надѣюсь, что редакторъ «Гражданина» напечатаетъ мой разсказъ, не потерпѣвъ отъ цензурной власти. Послѣдняя обязана холить и лелѣять выраженiе истиннаго патрiотическаго чувства въ печати. Одушевленный этимъ чувствомъ, я и разсказалъ о событiи. Оно само по себѣ очень смѣшно. Но вотъ мнѣ пришлось слыхать, что кой–гдѣ раздаются подобныя мнѣнiя польскаго закала: консульство проучило москалей судейскихъ; москали должны знать, что «ту (т. е. въ домѣ австрiйскаго консульства въ Москвѣ) Австрiя, а ту не Россiя–жъ!» Какъ хотите, обидны для нацiональнаго чувства такiя предположенiя. И такъ, отъ воспоминанiй о смѣшномъ казусѣ приходится переходить къ думамъ о нацiональномъ самоуваженiи, къ мысли объ умѣньи оберегать нацiональное достоинство и въ самыхъ мелкихъ отношенiяхъ отъ всякихъ стороннихъ претензiй на какое бы то ни было его приниженiе... Конечно, смѣшно было бы высказать неосновательное заключенiе, что Австрiя (?) стремится унижать Россiю; къ чему такiя непозволительныя преувеличенiя? Но что, напримѣръ, въ Лондонѣ, въ Парижѣ, въ Стамбулѣ, гдѣ хотите, только не въ русскомъ городѣ, столкновенiя, подобнаго описанному мною, съ австрiйскимъ консульствомъ быть не могло бы, этого отрицать нельзя.

Мнѣ остается сообщить нѣсколько извѣстiй изъ послѣдней текущей жизни Москвы. Всегдашнее гулянье 1–го мая въ Сокольникахъ было до нельзя многолюдно. И вотъ что замѣчательно: простонародье, подъ конецъ гулянья, вело себя несравненно приличнѣе и трезвѣе какой–то молодежи изъ «матушкиныхъ сынковъ», ворвавшейся напримѣръ, по окончанiи катанья въ паркѣ, въ сокольничiй ресторанъ Зимина. Въ немъ въ эту пору сидѣло два или три приличныхъ семейства за чаемъ. И вотъ юные «козлы отпущенiя грѣховъ» московской общественной жизни начинаютъ самымъ безстыжимъ образомъ канканировать среди залы, а затѣмъ изъ за чего–то устраиваютъ чуть не драку при ужасныхъ вопляхъ и ругательствахъ. И это юноши европейскаго города, одѣтые въ самые новомодные европейскiе костюмы! Конечно многiе посѣтители разбѣжались при такомъ скандалѣ; полицiя же почему то не явилась унять молодцовъ, — хотя бы полить изъ пожарной трубы этотъ алый цвѣтъ и надежду русскаго поколѣнiя...

Народный театръ, выстроенный на Варварской площади на время бывшей политехнической выставки, наконецъ проданъ (6–го мая) за 22,000 р. с. совѣтомъ общества любителей естествознанiя компанiи г. Танѣева и кн. Урусова, которые надѣются вскорѣ открыть спектакли народнаго театра. Въ паркѣ возобновляется петровскiй деревянный театръ, гдѣ во время оно, въ лѣтнiе мѣсяцы, играли артисты Малаго театра. Теперь здѣсь г. Танѣевъ устраиваетъ на лѣто французскiй театръ; и такъ это будетъ второй послѣ пресловутаго Шато–де–Флёръ, гдѣ въ послѣднiе дни особливо удивляетъ публику артистка (?!), выдѣлывающая на сценѣ самыя смѣлыя эволюцiи, катаясь на двухколесномъ велосипедѣ сидя, а иногда полустоя, либо полулежа; кромѣ сей m–lle Francine, занимаетъ публику другая — miss Adacker, танцующая всѣ танцы на лѣтнихъ конькахъ съ гуттаперчевыми колесами. «Тaперичa важно — два тру–ля–ля будутъ!» говоритъ нѣкiй баринъ, нагружая себя за буфетомъ, въ Шато–де–Флёръ, «жидкостью бенедиктинскихъ монаховъ»: — «не хошь здѣся, валяй въ другой!» — Комитетъ грамотности при московскомъ обществѣ сельскаго хозяйства согласился съ извѣстнымъ содержателемъ типографiи въ Москвѣ, А. И. Мамонтовымъ, принимать рукописи, составленныя для народнаго чтенiя по какому бы то ни было отдѣлу, и хорошiя изъ нихъ печатать и пускать въ продажу по возможно дешевой цѣнѣ, имѣя цѣлью уничтожить безсовѣстныя книжныя спекуляцiи въ области народной литературы. Условiя этого благаго предпрiятiя должны быть въ скоромъ времени опубликованы во многихъ газетахъ. И когда дрянныя народныя книжонки въ Москвѣ быстро расходятся въ народѣ, обогащая издателей, въ это же время въ новооткрытомъ московскомъ книжномъ складѣ «Общества распространенiя священнаго писанiя» дѣла пока идутъ довольно плохо. Впрочемъ, самый складъ слѣдовало бы помѣстить въ болѣе видномъ мѣстѣ, а не въ Златоустовомъ монастырѣ, гдѣ онъ теперь. И мы ничего не можемъ сказать противъ замѣчательнаго усердiя лицъ, берущихъ на себя трудъ распространенiя евангельскихъ книгъ. Намъ извѣстенъ одинъ севастопольскiй боецъ, весь израненный, теперь находящiйся въ отставкѣ, который въ прошломъ году лѣтомъ, одинъ своими силами, распространилъ въ народѣ 30,000 экземпляровъ евангелiй, въ приволжскихъ губернiяхъ. Нынѣшней зимою онъ завѣдывалъ московскимъ помянутымъ складомъ и жаловался на тугую продажу въ Москвѣ. А теперь отправился на особомъ суднѣ, наполненномъ священными и духовно–нравственными книгами, по Волгѣ, отъ Рыбинска и внизъ — чуть не до Астрахани, съ тѣмъ, чтобы при своихъ остановкахъ у селъ и у городовъ распродавать среди народа по возможно дешевой цѣнѣ книги, особливо экземпляры евангелiй въ русскомъ переводѣ. Дай Богъ всякаго успѣха такой дѣйствительно миссiонерской дѣятельности! О московской городской думѣ до слѣдующихъ замѣтокъ.

Москвичъ.