Литературное Домино. <Минаевъ Д. Д.> Праздничные подарки «Искры» (Сюжеты для современныхъ русскихъ дѣятелей) // Искра. 1873. № 19. 15 апреля. С. 2-3.


2


ПРАЗДНИЧНЫЕ ПОДАРКИ «ИСКРЫ».

(СЮЖЕТЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХЪ РУССКИХЪ ДѢЯТЕЛЕЙ).

Дѣлать подарки едва ли не пріятнѣе, чѣмъ получать ихъ. Въ дни торжественныхъ праздниковъ — подарковъ ждутъ и получаютъ такъ много люди на всѣхъ ступеняхъ іерархіи и возрастовъ, что и «Искра», съ своей стороны, рѣшилась почтить своимъ посильнымъ приношеніемъ цѣлую плеяду дѣятелей, которые одни остались безъ праздничныхъ даровъ въ дни свѣтлой Пасхи. Въ порывѣ безкорыстнаго великодушія мы составляли цѣлую комиссію для рѣшенія вопроса: въ какомъ именно родѣ должны быть наши подарки. На первомъ же собраніи комиссіи было рѣшено: поднести нашимъ дѣятелямъ то, въ чемъ они болѣе всего нуждаются. Но въ чемъ они нуждаются всего болѣе! Отвѣтить было не трудно. Въ наше безхарактерное, выдохшееся время, страдающее отсутствіемъ всякой оригинальности, дѣятели разныхъ профессій, томимые безсодержательностью, прежде всего жаждутъ и алчутъ новыхъ «мотивовъ» или сюжетовъ для своихъ произведеній. Ихъ роковыя нужды: что дѣлать? о чемъ писать теперь? Прежніе запасы всѣ вышли, выболтались, а новыхъ образчиковъ кругомъ не оказывается. Положеніе комически-грустное.

Такимъ образомъ, «Искра», открывая у себя филантропическое бюро для снабженія новѣйшихъ дѣятелей нужнымъ матеріаломъ, надѣется, что ея скромная предупредительность будетъ оцѣнена по заслугамъ. Сдѣлавъ эту необходимую оговорку, «Искра» приступаетъ къ раздачѣ своихъ «подарковъ», изображенныхъ, по возможности, въ самой сжатой формѣ. Господа, подходите и получайте наше пасхальное, красное яичко!

―――

Сюжетъ первый. И. А. Тургеневу. «Конекъ горбунокъ», повѣсть. Отставной корнетъ Бирюлькинъ страдаетъ худосочіемъ и ѣдетъ въ Италію. Въ Торре-дель-Греко, по дорогѣ въ Неаполь, онъ встрѣчается съ англичанкой, мистрисъ Мигсонъ. Его любовь и ревность ея мужа, занятаго собираніемъ портретовъ и факсимиле всѣхъ замѣчательныхъ уродовъ обоихъ полушарій. Путешествіе на кратеръ Везувія, гдѣ Бирюлькинъ сталкиваетъ лорда въ пропасть и увозитъ его жену изъ Кастеламаре въ Большую Морскую. Охлажденіе страсти и новая любовь Бирюлькина къ горбатой-карлицѣ, которую всѣ зовутъ «Конькомъ горбункомъ». Карлица совершенно овладѣваетъ корнетомъ. Дуель между ею и м-съ Мигсонъ. Послѣдняя по жребію принимаетъ ядъ и умираетъ. Бѣшеное сладострастіе карлицы. Домашній адъ для Бирюлькина. Карлица попадается, какъ одна изъ главныхъ распространительницъ фальшивыхъ ассигнацій. Ея арестъ и осужденіе. Бирюлькинъ занимается спиритизмомъ и въ концѣ концовъ сходитъ съ ума. Мораль: разъѣдающій духъ времени, дѣйствующій злотворно на всѣ слои общества.

―――

Сюжетъ второй. Кн. Мещерскому. Рядъ статей: «Какъ я нашелъ въ центральной Африкѣ редактора для «Гражданина».

―――

Сюжетъ третій. Н. Лѣскову-Стебницкому. Романъ въ 12 частяхъ: «Какъ шестимѣсячный младенецъ, въ припадкѣ всеотрицающихъ началъ, зарѣзался перочиннымъ ножикомъ, и что отъ сего произошло». Младенецъ оказывается главнымъ коноводомъ тайнаго общества «душителей».

―――

Сюжетъ четвертый. Гр. А. Толстому. Баллада «Омутъ». Начало тако:

Тянетъ женщинъ нашихъ ― омутъ,

Этотъ омутъ ― городъ Цюрихъ,

Гдѣ узнала вся Европа

Про классическую дурь ихъ.

Осѣдлавъ носы очками,

Окорнавъ дѣвичьи косы,

Эти «выводки» рѣшили,

Что въ Россіи взгляды косы,

И мозги покрыты мохомъ

И крапивой, почему-де

Мы поѣдемъ въ городъ Цюрихъ,

Гдѣ желаемъ выдти въ люди и пр. и пр.


―――

Сюжетъ пятый. Б. Маркевичу. Современная быль: «Бабушка и внучка» (посвящается какой нибудь герцогинѣ, знакомой, или незнакомой ― все равно). Бабушка ― салонная красавица, 70 лѣтъ; внучка чернушка, реалистка, слушаетъ педагогическіе курсы и ходитъ въ полу-мужицкомъ костюмѣ. Бабушка отбиваетъ у внучки жениха, молодаго польскаго графа и выходитъ за него замужъ. Внучку это отрезвляетъ, она обращается въ «барышню» и блистаетъ на балахъ, смѣясь надъ своимъ прежнимъ «развитіемъ» и мужиковатостью. Финалъ: торжество бабушкиныхъ идей, салонной пошлости и паразитства.


―――

Сюжетъ шестой. А. Шкляревскому. «Отчего я до сихъ поръ не застрѣлился?» Психологическій этюдъ.


―――

Сюжетъ седьмой. Ѳ. Достоевскому. Романъ «Оборотни». Собственно сюжета и стройнаго плана не требуется. Можно по произволу, (чѣмъ капризнѣе, тѣмъ лучше) распорядиться слѣдующими атрибутами мистическо-забористаго романа: духовидцы и «красные» мазурики, фурьеризмъ и синильная кислота, прокламаціи, револьверы и доносы, Женева и «Малинникъ», принципы 1789 года и грабежъ во время пропаганды, мохнатые люди и дѣвственницы, развращенныя духомъ. Милліонъ дѣйствующихъ лицъ и поголовное истребленіе ихъ въ концѣ романа, у котораго долженъ быть эпиграфъ изъ «сцены изъ Фауста» Пушкина:

Фаустъ. Всѣхъ утопить!

Мефистофель. Сейчасъ!..



―――

Сюжетъ восьмой. А. Плещееву. Новелла: «Карлъ и Амалія». Все ея содержаніе исчерпывается слѣдующими куплетами:

Какъ это мнѣнье родилось:

Въ вѣкъ нашъ любовь ― аномалія?

Муза моя разсердилась:

«Съ этимъ согласна едва-ли я». 

И разсказать мнѣ рѣшилась:

Карла любила Амалія,

Карлу она полюбилась.

― Что же случилося далѣе?

― Да ничего не случилось:

Карла любила Амалія,

Да и ему полюбилась.



―――

Сюжетъ девятый. Н. Ахшарумову. «Живой покойникъ», криминально-эротическій романъ. Содержаніе можно понадергать изъ цѣлой серіи французскихъ романовъ, перекрасивъ парижскихъ виконтовъ и маркизъ въ тульскихъ баричей и помѣщицъ. Чѣмъ меньше правдоподобія и здраваго смысла ― тѣмъ лучше.



―――

Сюжетъ десятый. Передовая статья для г. Комарова въ «Русскомъ мірѣ»: «объ уменьшеніи трехъ пуговицъ на солдатскихъ мундирахъ и о выгодѣ, которая изъ сего произойдетъ».



―――

Сюжетъ одинадцатый. А. Ф. Писемскому. «Московскіе барышники», драма для народнаго театра (въ приложеніи къ журналу «Нива»).



―――

Сюжетъ двѣнадцатый. Я. П. Полонскому. «Лирическіе діалоги сосны и березы», съ слѣдующимъ эпиграфомъ:


3


Поэтъ понимаетъ, какъ плачутъ цвѣты,

О чемъ говоритъ колосистая рожь,

Что шепчутъ подъ вечеръ деревьевъ листы,

Какія у каждой капусты мечты,

Что думаетъ въ мірѣ древесная вошь.

Онъ вѣдаетъ чутко, что мыслитъ сосна,

Какъ бредитъ подъ раннее утро, со сна,

И только поэтъ однаго не пойметъ:

О чемъ это думаетъ бѣдный народъ?




―――

Сюжетъ тринадцатый. Вс. Крестовскому. Отдѣльное ученое сочиненіе: «О вліяніи призовыхъ скачекъ на цивилизацію», съ прибавленіями примѣчаній М. Бурбонова, М. Розенгейма и П. Мартьянова.




―――

Сюжетъ четырнадцатый. Н. Страхову. Рядъ философскихъ писемъ: «Дарвинъ предъ судомъ допотопнаго человѣчества». Смѣлое опроверженіе дарвиновской системы, основанное на изученіи первобытныхъ обитателей, какъ земнаго шара, такъ и другихъ планетъ солнечной системы, удостоившихся посѣщенія г. Страхова.




―――

Сюжетъ пятнадцатый. М. Семевскому. «Изслѣдованіе о томъ, сколько было дымовыхъ трубъ въ Москвѣ въ 1666 году».




―――

Сюжетъ шестнадцатый. М. Погодину. Цѣлый циклъ статей: а) «Заря будущаго всемірнаго панславизма», б) «Отдайте мнѣ Рюрика», в) Письмо къ М. Микѣшину: «О моемъ памятникѣ на Дѣвичьемъ полѣ», г) «О замѣнѣ металическихъ денегъ прежними «мѣховыми», мордочками и пр. д) «Горе ― злосчастье русской учености», полемическiе этюды, посвященные г. Илловайскому.




―――

Сюжетъ семнадцатый. А. Майкову. «Папская булла», поэма изъ жизни Пія ІХ, съ лирическимъ прологомъ въ честь этого папы на слѣдующую тэму:

На дальнемъ сѣверѣ моемъ,

Среди болотнаго тумана,

Пою съ восторгомъ объ одномъ

Несчастномъ старцѣ Ватикана,

Упорно вѣруя всегда,

Что всѣ бѣды промчатся мимо,

Надъ нимъ, безъ всякаго слѣда,

Что надъ землей неугасимо

Еще зажжется въ небѣ Рима

Его счастливая звѣзда.

О, Пій! Твой блескъ ― моя стихія,

Я твой поэтъ до склона дней,

И за стихи свои плохіе

Жду индульгенціи твоей.



―――

Сюжетъ восемнадцатый. В. Александрову. Рецептъ для лучшаго новаго произведенія. Комедія-фарсъ: «Бѣлый бычекъ». Взять по страницѣ изъ всѣхъ имъ писанныхъ, переведенныхъ, передѣланныхъ и недодѣланныхъ пьесъ, перемѣшать эти страницы съ зажмуренными глазами, потомъ сшить и послать въ театральный комитетъ. Пьеса навѣрно будетъ принята, съ успѣхомъ разыграна и принята публикой, какъ лучшее произведеніе В. Александрова.

Литературное Домино.