А. С. <Скабичевскiй А. М.> Общество и литература // Искра. 1873. № 2. С. 2-4.


2


ОБЩЕСТВО И ЛИТЕРАТУРА1.

Г. Катковъ имѣетъ своихъ враговъ; но какой же геній и представитель вѣка не имѣлъ ихъ? И Бѣлинскій и Добролюбовъ имѣли своихъ враговъ, и замѣчательно, что съ г. Катковымъ повторяется буквально тоже самое, что и съ его предшественниками. Бѣлинскiй въ одной своей статьѣ весьма зло осмѣялъ тѣ журналы, которые, порицая его и въ его лицѣ гегелевскую философію, въ то же время такъ подчинились вліянію своего сильнаго противника, что приняли философскую терминологію и нерѣдко буквально повторяли въ своихъ статьяхъ тѣ самыя мнѣнія Бѣлинскаго, противъ которыхъ возставали. Не тоже-ли самое происходитъ и съ тою нашею либеральною прессою, которая наиболѣе ратуетъ противъ г. Каткова. Не говоря уже о томъ, что въ каждую роковую минуту, едва дѣло касается какого нибудь важнаго вопроса жизни, всѣ наши газеты поднимаютъ стройный хоръ въ одинъ голосъ, во главѣ



3


котораго слышится камертонъ все того же г. Каткова, но и во многихъ частныхъ вопросахъ наши газеты выказываютъ тѣ же принципы г. Каткова, только развѣ разводняютъ ихъ либеральными фразами, или же виляютъ направо и налѣво, избѣгая той логической послѣдовательности и прямизны, какая господствуетъ въ органахъ г. Каткова и его спутниковъ. Такъ, напримѣръ, возьмемте хоть женскій вопросъ. Спутникъ г. Каткова кн. Мещерскій весьма категорично и прямо высказался по поводу этого вопроса и поплатился за свою прямизну. Либеральная пресса весьма зло осмѣяла его за его статью о женщинахъ. Но лучше ли поступаетъ сама либеральная пресса по поводу этого же самаго вопроса, хотя бы въ лицѣ «Петербургскихъ вѣдомостей». Сегодня вы читаете въ нихъ панегирики женщинамъ, желающимъ учиться, ликованія по поводу цюрихскаго университета, завтра съ особеннымъ злорадствомъ будетъ разсказанъ скандалъ о кражѣ книжекъ, при чемъ органъ сочувствовавшиій учащимся женщинамъ, не позаботится даже разъяснить, какъ слѣдуетъ смотрѣть на подобный фактъ, а прямо-таки возьметъ да и разскажетъ, съ тѣмъ же гиканьемъ и смѣхомъ, съ какимъ разсказали бы въ своихъ цѣляхъ тотъ же самый скандалъ и «Московскія вѣдомости». Сегодня въ «Петербургскихъ вѣдомостяхъ» вы найдете рецензію на романъ Стебницкаго, съ либеральнымъ жаромъ защищающую молодое поколѣніе отъ инсисуацій катковскихъ сотрудниковъ, завтра тотъ же рецензентъ самъ вдругъ разскажетъ вамъ повѣстушку совершенно в духѣ того же Стебницкаго, съ какими-то косматыми нигилистами и стриженными дѣвками, надувающими безхарактерныхъ эстетиковъ и ставящими на дорогіе туалеты въ роскошномъ будуарѣ горшки съ лягушками. Разница въ этой повѣстушкѣ отъ измышленій Стебницкаго будетъ заключаться только въ томъ, что тотъ пишетъ свои романы въ серьёзъ, а здѣсь будетъ тоже самое изображено въ видѣ пародіи на эти романы: но начавши пародіею авторъ такъ увлечется обаятельнымъ вліяніемъ принциповъ органовъ г. Каткова, что читая его пародіи вы будете смѣяться не столько надъ романами Стебницкаго, сколько надъ тѣми же косматыми нигилистами и стриженными дѣвками.

Случается часто и такъ, что либеральные органы нападаютъ на принципы г. Каткова въ примѣненіи ихъ къ однимъ какимъ-нибудь даннымъ вопросамъ, а въ отношеніи другихъ вопросовъ вдругъ начинаютъ выставлять тѣже самые принципы. Такъ, напримѣръ, въ спорѣ о классическомъ и реальномъ образованіи либеральные органы возставали, конечно, не на одинъ классицизмъ самъ по себѣ, а вмѣстѣ съ тѣмъ и на предполагаемыя ими стремленія обособить образованіе, сдѣлавши его исключительною привилегіею людей достаточныхъ. Не будемъ уже говорить о томъ, что въ этомъ отношеніи наши либералы жестоко морочили публику, такъ какъ то реальное образованіе, которое они предлагали, не менѣе катковскаго классицизма предназначалось исключительно для тѣхъ же достаточныхъ классовъ, но вы посмотрите, какъ высказались недавно «Петербургскія Вѣдомости» по поводу другого вопроса, — именно о дуеляхъ. По ихъ мнѣнію оказывается, что если вы оклевещете или заушите мужика, то для него это не такъ стыдно, и онъ можетъ довольствоваться обыкновенными судами, въ крайнемъ случаѣ даже гривенникомъ на водку. Но совершенно другое дѣло — баринъ; у него есть честь, которой въ подломъ человѣкѣ не имѣется; поэтому обыкновенныхъ судовъ для него недостаточно, а для удовлетворенія его господской чести необходимо сочинить особенные суды, дуельные и пр. и пр. Теперь подумайте: на чемъ же подобный проектъ основанъ, какъ не на томъ же катковскомъ принципѣ обособленія привилегированныхъ сословій. Разъ вы станете на точкѣ зрѣнія превосходства однихъ людей передъ другими и станете требовать, на основаніи этого превосходства, особенныхъ судовъ, то съ той же точки зрѣнія вы должны требовать и особенныхъ заведеній, въ которыхъ дѣти человѣческихъ сливокъ не смѣшивались бы съ низкою чернью и не научились бы отъ нея, пожалуй, чего добраго, пренебрегать барскою честію, а далѣе для высшихъ человѣческихъ существъ должна быть и особенная система образованія, иная, чѣмъ для низшихъ. Въ этомъ-то вся и покоряющая сила г. Каткова, что онъ твердо держится своихъ принциповъ и логиченъ до послѣдней крайности, а враги его, увлекаясь его же принципами, не имѣютъ на столько логики, чтобы послѣдовательно довести ихъ до той же крайности; они балансируютъ на челночкѣ, думая противустать могучему вѣтру времени, а вѣтеръ увлекаетъ ихъ все далѣе и далѣе, и они становятся съ каждымъ днемъ все ничтожнѣе и жальче.

Нужно ли послѣ того говорить о разныхъ мелкихъ органахъ нашей прессы, Шрейерахъ, Окрейцахъ и пр., этихъ миссіонерахъ, вторгнувшихся въ нашу литературу изъ тѣхъ странъ, гдѣ они исполняли миссію г. Каткова?

Если литературою принципы Каткова овладѣваютъ съ каждымъ днемъ болѣе и болѣе, то въ жизнь они проходятъ еще скорѣе и еще сильнѣе чувствуется здѣсь ихъ вліяніе. На сценѣ и въ аудиторіи, на публичныхъ лекціяхъ и въ салонахъ — вездѣ идеи г. Каткова стоятъ на первомъ планѣ. Передовыя статьи какихъ газетъ читаются, обсуждаются и имѣютъ вліяніе въ различныхъ сферахъ? Статьи «Московскихъ Вѣдомостей». Какія статьи внушаютъ удивленіе рѣзкостью и смѣлостью тона? Статьи г. Каткова. Давно ли еще враги г. Каткова распускали слухи, будто бы въ обществѣ существуетъ неудовольствіе относительно классицизма, будто всѣ наперерывъ жаждутъ реальнаго образованія и что лицей г. Каткова едва влачитъ свое существованіе. Но оказывается, что все это вздоръ: лицей г. Каткова процвѣтаетъ и по слухамъ число воспитанниковъ, возрастая съ каждымъ годомъ болѣе и болѣе доходитъ уже до 200; это одно показываетъ, что общество и не думаетъ возставать противъ классицизма, но есть другое доказательство расположенія общества къ древнимъ языкамъ, еще болѣе рѣзкое. Извѣстно, по многочисленнымъ фактамъ въ исторіи, что ничто такъ не опредѣляетъ духъ общества, какъ настроеніе женщинъ въ данную минуту. Женщины первыя… и съ особенной рѣзкостью выражаютъ общественныя симпатіи и антипатіи; ими начинались всѣ движенія. Такъ американки передъ войною за независимость составляли союзы противъ употребленія англійскаго чаю, русскія женщины во время войны 12 года отказывались отъ французскаго языка и пр. и пр. Что же видимъ мы въ наше время? Стремящіеся къ образованію женщины, которыя до сей поры славились исключительною приверженностью къ естественнымъ наукамъ, накинулись вдругъ именно на древніе языки и въ прошломъ году многія изъ нихъ блистательно выдержали въ университетахъ (преимущественно въ московскомъ) экзамены изъ латинскаго языка, показавшіе, по словамъ различныхъ газетъ, что женщины не хуже мущинъ могутъ преуспѣвать въ классицизмѣ. Это фактъ весьма многознаменательный и показываетъ куда тянетъ наше общество. Погодите, пройдетъ еще лѣтъ десять и молодое поколѣніе будетъ смѣяться надъ нами, отцами своими уже не за невѣжество въ наукахъ, а за незнаніе классическихъ языковъ. Я убѣжденъ, что женщины, преуспѣвшія въ латинскомъ



4


языкѣ, сдѣлали этимъ такой дорогой подарокъ для г. Каткова, который по духовной цѣнѣ нельзя и сравнивать съ тою золотою чернильцею, которую нѣсколько лѣтъ тому назадъ подарили г. Каткову московскіе почитатели.

Впрочемъ, не будетъ забѣгать впередъ. Пока еще однѣ передовыя женщины демонстрируютъ въ пользу древнихъ языковъ. Что касается до массы общества, то ему пока рѣшительно все равно, чему бы не учили его дѣтей, подобно тому, какъ ему все равно, чтобы не дѣлалось вокругъ него. Для общества нашего совершенно достаточно, что за него думаетъ, о немъ бдитъ и охраняетъ его г. Катковъ и подъ этимъ отеческимъ попеченіемъ оно можетъ предаваться на досугѣ сладкому сну и невиннымъ развлеченіямъ. Оно такъ и дѣлаетъ.



(Продолженiе въ слѣд. №)

1 См. «Искру» № 1.