Д. Наши общественныя дѣла. Какъ у насъ ведутся общественныя дѣла «по оффицiальнымъ свѣдѣнiямъ» и на практикѣ. Два эпизода изъ исторiи вятскаго земства: сдача вятской  публичной библiотеки въ земскiе нахлѣбники и хлопоты земства объ освобожденiи отъ приглашеннаго самимъ-же имъ чиновника по народному просвѣщенiю. О новыхъ стремленiяхъ, которыя замѣчаются въ земскихъ дѣятеляхъ. Возникающее дѣло о растратѣ земскихъ суммъ предсѣдателемъ чистопольской земской управы // Отечественныя Записки. 1873. Т. 209. № 7. С. 133-164.


133


НАШИ ОБЩЕСТВЕННЫЯ ДѢЛА.

Какъ у насъ ведутся общественныя дѣла «по оффицiальнымъ свѣдѣнiямъ» и на практикѣ. — Два эпизода изъ исторiи вятскаго земства: сдача вятской  публичной библiотеки въ земскiе нахлѣбники и хлопоты земства объ освобожденiи отъ приглашеннаго самимъ-же имъ чиновника по народному просвѣщенiю. — О новыхъ стремленiяхъ, которыя замѣчаются въ земскихъ дѣятеляхъ. — Возникающее дѣло о растратѣ земскихъ суммъ предсѣдателемъ чистопольской земской управы.

<...>


145


На собранiи 1871 года гласный Красовскiй прочиталъ докладъ о положенiи вятской публичной библiотеки, вооружившiй противъ него всю вятскую интеллигенцiю, а въ особенности непризнанныхъ экспертовъ по части легкаго, послѣобѣденнаго чтенiя; да и не могъ такой докладъ не вооружить противъ докладчика кого слѣдовало!

Г.  Красовскiй напрямки заявилъ, что онъ находитъ положенiе библiотеки «сквернымъ» и, хотя доказалъ это, но слово «скверный» экспертамъ по части изящной литературы показалось слишкомъ грубымъ и даже обиднымъ.

Докладчикъ не безъ успѣха старался доказать, что вятская публичная библiотека, при настоящемъ ея составѣ и управленiи, почти не приноситъ никакой пользы собственно народу, потому что изъ посѣтителей библiотеки 90% падаетъ на дворянъ, чиновниковъ и дѣтей лицъ, неплатящихъ земскихъ сборовъ, остальныя на купцовъ и мѣщанъ, на крестьянъ-же 0%. Въ теченiи цѣлаго отчетнаго года  въ библiотеку не приходилъ ни одинъ крестьянинъ (въ музей приходило нюхать пахучiй кошелекъ нѣсколько мужиковъ, потому что нюхать доступно и безграматному). Въ Вятской губернiи крестьяне составляютъ 92% населенiя, дворянъ-же только 1/5%, слѣдовательно, ихъ въ 480 разъ меньше, чѣмъ крестьянъ, которые, однако-же, являются почти единственными плательщиками земскихъ сборовъ. Уже по одному этому исчисленiю библiотеку не слѣдовало брать на земскiе хлѣбы, но г. Красовскiй привелъ еще и другiя причины. Попечительство библiотеки задалось, почему-то, цѣлью — покровительствовать одному лишь легкому чтенiю, слѣдовательно, смѣшно было-бы думать, будто отъ такого чтенiя народъ-бы что нибудь выигралъ.

Доводъ очень вѣскiй, вызвавшiй отчаянныя, но, впрочемъ, не совсѣмъ удачныя возраженiя со стороны попечителя «скверной» библiотеки, Домелунксена, а неудача, какъ извѣстно, сильно раздражаетъ и принуждаетъ самолюбиваго человѣка рѣшаться на все.


146


Г. Красовскiй указалъ, что въ вятской библiотекѣ, по отдѣлу легкаго чтенiя, находится 70% всего количества книгъ, а на всѣ другiе: на юридическiй, естественно-научный, медицинскiй и т. п., всего по 3% на каждый, подразумѣвая подъ книгами для легкаго чтенiя именно то, что каждый подъ ними подразумѣваетъ; но г. Домелунксенъ и здѣсь держится своего правила: спорь во что-бы то ни стало. «Такимъ образомъ относиться къ легкому и серьёзному чтенiю — оспаривалъ упрямый попечитель — можетъ только тотъ, кто не читалъ ни одного автора, ни одной книги журнала (?); но едва-ли кто изъ образованныхъ людей рѣшится причислить къ легкому чтенiю, растлѣвающему нравственность (о растлѣнiи ничего и не говорилось, а сказано только о различiи между чтенiемъ легкимъ и серьёзнымъ) журналы: «Вѣстникъ Европы», «Отечественныя Записки», «Дѣло», «Русскiй Вѣстникъ», соч. Гоголя, Лермонтова, Пушкина, Кольцова, Достоевскаго и т. п.» Сказавши свое едва-ли, г. Домелунксенъ, однакоже, самъ не объясняетъ, какiя именно книги онъ считаетъ книгами для легкаго чтенiя, какiя для серьёзнаго, т. е. для прiобрѣтенiя научныхъ свѣдѣнiй. Г. Домелунксенъ, кажется, смѣшиваетъ слово скучный съ серьёзнымъ или научнымъ, и, поэтому, каждую сказку или былину, изложенную дрянными, безобразными стихами въ родѣ Буренинскихъ, считаетъ серьёзнымъ чтенiемъ. Такъ думаетъ, впрочемъ, не одинъ только г. Домелунксенъ, но даже многiе изъ редакторовъ нашихъ петербургскихъ газетъ, которые, заказывая передовую статью для своего куранта, совѣтуютъ неопытному, увлекающемуся новичку-автору: «пожалуйста, поменьше соли. Постарайтесь какъ можно посуше, поскучнѣе: серьёзнѣе будетъ казаться, а то на фёльетонъ похоже!» Если придерживаться подобнаго взгляда на легкое и серьёзное, то, дѣйствительно, придется крѣпко задуматься надъ иными уродливыми романами, въ родѣ, напримѣръ, «Бѣсовъ» Достоевскаго и стихоплетными былинами Буренина, напоминающими старинныя переложенiя псалмовъ Царя Давида бездарными, полуграматными, старыми помѣщиками. Безъ позѣвоты и потяготы, дѣйствительно, читать невозможно, точно такъ же, какъ и глупѣйшую, съ учеными претензiями, передовую статью въ иномъ курантѣ.

Чувствуя и самъ, что въ задорномъ, безтолковомъ спорѣ о легкомъ и серьёзномъ чтенiи можно только пустить пыль въ глаза неопытнымъ вятскимъ гласнымъ, а полной побѣды надъ противникомъ одержать невозможно, г. Домелуксенъ привелъ еще новыя данныя объ усердiи и тонкомъ знанiи своемъ въ книжномъ дѣлѣ; но опять-таки неудачно. «Мои противники — сказалъ онъ — стараясь во всѣхъ моихъ дѣйствiяхъ видѣть одно только дурное, не хотѣли доложить собранiю о томъ, что въ послѣднiе годы управленiе не безплодно заботилось объ устройствѣ библiотеки, что ясно видно изъ отчетовъ, «Указателя статей журналовъ, находящихся въ библiотекѣ» и «Подробной


147


описи музея», въ которомъ, впрочемъ только и значится какя-то свиристѣлка, пустой пахучiй кошелекъ, да пара не старыхъ подошвъ, подаренныхъ попечителю съ кожевеннаго завода по закомству.

Это опредѣленное указанiе на свои труды по части библiографiи окончательно срѣзало г. Домелунксена, который, кажется, думалъ, что гг. гласные не потрудятся заглянуть во внутренность этихъ, едва-ли кого интересующихъ, книжекъ. Хотя самъ составитель при всѣхъ гласныхъ обозвалъ свои труды небезплодными и даже «весьма солидными», но предусматрительный г. Красовскiй не полѣнился заранѣе сдѣлать изъ этихъ книжицъ выписки и выборки, и тогда-то ясно обозначилось, что не все то полезно, учено и солидно, что облечено сверху въ синiй фракъ съ серебряными пуговицами вѣдомства народнаго просвѣщенiя.


164


<…>

Д.