Новыя книги. Бѣсы. Романъ Ѳедора Достоевскаго. Въ трехъ частяхъ. // Сiянiе. 1873. № 15. Т. 1. 20 апреля. С. 239-240.


239


Новыя книги.


Бѣсы. Романъ Ѳедора Достоевскаго. Въ трехъ частяхъ. С.-Петербургъ. 1873 г. Ц. 3 р. 50 к.

Если вы имѣли терпѣнiе дочитать до конца это произведенiе нашего, когда-то чрезвычайно популярнаго беллетриста, то, кромѣ чувствъ досады и даже сильнѣе его, вы почувствуете сожалѣнiе, можетъ даже грусть... Вамъ будетъ больно видѣть паденiе писателя, безъ сомнѣнiя талантливаго, и паденiе человѣка въ этомъ романѣ, украшавшемъ собою въ прошломъ году страницы «Русскаго Вѣстника». Теперь литературѣ особенно нужны талантливые и честные дѣятели, а передъ вами еще утрата. Конечно, никто не обвинитъ меня въ голословности сказаннаго: стоитъ сравнить – «Записки изъ мертваго дома» съ «Дневникомъ писателя», и тѣмъ 


240


г. Достоевскимъ – объ которомъ теперь достаточно сказать только то, что онъ состоитъ редакторомъ «Гражданина» – и это сравненiе краснорѣчивѣе всего подтвердитъ мое мнѣнiе. Да,

Измѣнились и люди и нравы – 

и какъ еще измѣнились! Но вмѣстѣ съ тѣмъ должно было измѣниться и дѣйствительно измѣнилось къ нимъ и отношенiе литературы. Кто не помнитъ, какое производили впечатлѣнiе первыя произведенiя г. Достоевскаго! Объ нихъ и по поводу ихъ писались критическiя статьи, типы его подвергались тщательному анализу, лучшая часть литературы невольно отдавала ему дань уваженiя. Теперь же... – теперь достаточно небольшаго библiографическаго отзыва для «сочиненiй» г. Достоевскаго, написанныхъ размашисто, отчасти по пословицѣ – «не любо не слушай, а врать не мѣшай», густыми красками и кистью малера, а не художника. Если-же изрѣдка и посвѣтятъ еще г. Достоевскому довольно обширную статью, то развѣ для того, чтобы яснѣе показать плачевные результаты ренегатства, особенно рѣзко отдѣлить его прежнюю дѣятельность отъ настоящей и въ концѣ концовъ признать его «больнымъ», а его образы –произведенiями болѣзненно-растроеннаго воображенiя; да и то еще вопросъ: не составляютъ ли подобныя длинныя статьи «по старой памяти» ошибки? – Пожалуй, «игра не стоитъ свѣтъ?» Да, волей неволей приходится признать, что съ романомъ «Преступленiе и наказанiе» мы разстались съ прежнимъ г. Достоевскимъ, которому могли сочувствовать и о которомъ должны были говорить. Теперь мы имѣемъ дѣло съ совершенно другимъ человѣкомъ. Къ нему критика можетъ отнестись лишь равнодушно или съ презрѣнiемъ и съ сожалѣнiемъ. Единственное не совсѣмъ прiятное оправданiе его, да и то лишь въ виду прежнихъ заслугъ, извѣстныя слова: «не вѣдаютъ то, что творятъ»... Въ виду ужасовъ и нелѣпостей, измышляемыхъ всѣми этими господами, въ виду ихъ безцеремоннаго обращенiя съ печатнымъ словомъ и тѣхъ клеветъ, которыя они взводятъ на все молодое и живое, ихъ остается лишь спросить словами поэта, да и то обращаясь въ третьемъ лицѣ, ибо имѣть дѣло съ подобными господами не всегда прiятно: 

Съ кого они портреты пишутъ?

Гдѣ разговоры эти слышутъ?...

Все это положительно неизвѣстно. А, между тѣмъ, чего только, какихъ «происшествiй» и «ужасовъ» нѣтъ въ романахъ этихъ «сочинителей»! И пожары, и убiйства, и сѣти интригъ, и политическая агитацiя, и разбойники, и разные «тайные агенты», и чуть даже не сходки и митинги – ну, словомъ всѣ «изчадiя революцiи». Помилосердуйте, господа!... Я ничего еще не сказалъ спецiально относящагося къ «бѣсамъ», такъ сильно смущавшимъ г. Достоевскаго. Впрочемъ, послѣ всего сказаннаго нечего и говорить о нихъ. Развѣ можно только прибавить, что въ нихъ есть всѣ «эфекты» и «махинацiи» всѣ небылицы и ужасы и нѣтъ, по обыкновенiю, только одного: истины, справедливости и жизненной правды...