М. Н. Литературныя и журнальныя замѣтки. Апрѣль, 1874. «Героини» г. Авдѣева. Разночинцы и кающiеся дворяне. Женскiй вопросъ. «Народныя юридическiя воззрѣнiя на бракъ» г-жи Александры Ефименко («Знанiе», № 1). «Вопросъ» г. Майкова. Новые разсказы г. Тургенева. «Складчина» // Отечественныя Записки. 1874. Т. 213. № 4. C. 379-409. 


379


ЛИТЕРАТУРНЫЯ И ЖУРНАЛЬНЫЯ ЗАМѢТКИ.

Апрѣль, 1874 г.

_________

«Героини» г. Авдѣева. — Разночинцы и кающiеся дворяне. — Женскiй вопросъ. — «Народныя юридическiя воззрѣнiя на бракъ» г-жи Александры Ефименко («Знанiе», № 1). — «Вопросъ» г. Майкова. — Новые разсказы г. Тургенева. — «Складчина».



408


<...> Есть и еще новый разсказъ г. Тургенева: «Живыя мощи». Онъ напечатанъ, равно какъ и вышеприведенное стихотворенiе г. Майкова, въ «Складчинѣ», сборникѣ, изданномъ совокупными трудами русскихъ писателей въ пользу голодающихъ самарцевъ. Это огромный томъ въ сорокъ пять слишкомъ листовъ, гдѣ читатель найдетъ почти всѣхъ своихъ любимцевъ: Гончарова, Салтыкова, Некрасова, Тургенева, Островскаго, Достоевскаго. «Складчина» имѣетъ до сихъ поръ громадный успѣхъ: двѣ тысячи 


409


экземпляровъ были расхватаны въ два дня, и до 8,000 рублей уже послано въ Самару. И только за неимѣнiемъ достаточнаго количества готовыхъ экземпляровъ продажа была временно прiостановлена. Это успѣхъ вполнѣ заслуженный, и не только потому, что цѣль изданiя благотворительная. Мнѣ случалось слышать выраженiя недовольства содержанiемъ «Складчины». Но это недовольство совершенно неосновательно, потому что неосновательны были надежды, что въ «Складчинѣ» развернуться и предстанутъ во всеоружiи всѣ литературныя силы. Откуда взялись эти надежды? На общемъ собранiи литераторовъ, заявившихъ свое сочувствiе предпрiятiю, положено было, что все тенденцiозное, полемическое, даже рѣзко публицистическое должно быть изгнано изъ «Складчины»; рѣшенiе, вполнѣ разумное, потому что сборникъ иначе представилъ бы изъ себя очень странный арсеналъ. Вслѣдствiе этого, напримѣръ, г. Погодинъ, авторъ «бранныхъ посланiй», долженъ былъ явиться безъ браннаго посланiя (онъ далъ очень интересную вещь); кн. Мещерскiй — безъ «гражданскаго» элемента; г. Салтыковъ — безъ сатиры; г. Некрасовъ — съ «тремя элегiями»; г. Гончаровъ долженъ былъ тоже обратиться назадъ, къ «Фрегату Палладѣ»; г. Тургеневъ — къ «Запискамъ охотника» и проч. Словомъ, почти всѣ писатели должны были предстать не въ своемъ обыкновенномъ, теперешнемъ видѣ, а либо должны были  возвратиться къ пройденному уже, либо явиться, если позволено будетъ такъ выразиться, безъ соли. И все, что могло быть достигнуто при такихъ, наложенныхъ необходимостью, условiяхъ, дѣйствительно достигнуто. «Складчина» — идеалъ безтенденцiознаго сборника. Критикѣ она, конечно, не подлежитъ, потому что всяко даянiе благо и всякъ даръ совершенъ.

Н. М.