овъ. Современныя замѣтки. О фантастическомъ элементѣ въ русской жизни. Непосредственное народное творчество. Эпическiя сказанiя о бѣлыхъ арапахъ и о выдачѣ за нихъ крестьянскихъ дѣвушекъ; о битвѣ русскихъ иконъ съ ерусалимскими и о чудесномъ событiи въ городѣ Рыбинскѣ. Школьные учителя на родинѣ Грыцько Основьяненко и въ другихъ мѣстахъ. Фантастическiй элементъ въ жизни образованныхъ классовъ. Скандалъ въ одномъ благородномъ собранiи. Забавы шадринскаго купечества. Надзиратель въ роли судьи. Разбирательство безъ обвиняемыхъ. Цѣпь мироваго посредника. Грандiозная поэма гг. Лохвицкаго и Савича. Русскiе драматическiе авторы и Екатеринославскiй адвокатъ. Врачъ Алферьевъ и земцы // Отечественныя Записки. 1874. Т. 215. № 7. С. 106-123.


<106>


СОВРЕМЕННЫЯ ЗАМѢТКИ.

_________

О фантастическомъ элементѣ въ русской жизни. — Непосредственное народное творчество. — Эпическiя сказанiя о бѣлыхъ арапахъ и о выдачѣ за нихъ крестьянскихъ дѣвушекъ; о битвѣ русскихъ иконъ съ ерусалимскими и о чудесномъ событiи въ городѣ Рыбинскѣ. — Школьные учителя на родинѣ Грыцько Основьяненко и въ другихъ мѣстахъ. — Фантастическiй элементъ въ жизни образованныхъ классовъ. — Скандалъ въ одномъ благородномъ собранiи. — Забавы шадринскаго купечества. — Надзиратель въ роли судьи. — Разбирательство безъ обвиняемыхъ. — Цѣпь мироваго посредника. — Грандiозная поэма гг. Лохвицкаго и Савича. — Русскiе драматическiе авторы и Екатеринославскiй адвокатъ. — Врачъ Алферьевъ и земцы.

Не знаю – какъ вы, читатель, но я большой охотникъ до фантастическаго элемента. Я по природѣ даже нѣсколько мистикъ, и въ спорѣ г. Сѣченова съ Кавелинымъ не прочь примкнуть къ послѣднему. Было время, когда этотъ элементъ игралъ большую роль въ западной литературѣ. Великiе мастера послужили ему: на немъ зиждется слава Гоффмана, котораго мы, когда-то зачитывались. У насъ тоже являлись свои Гоффманы; нѣсколько послабѣй настоящаго, но все-таки удовлетворявшiе русскую публику. Прошли эти золотые дни. Въ настоящее время, когда… (не смѣйтесь читатель!) въ настоящее время, когда естественно-научно-мыслящее меньшинство съ каждымъ днемъ все замѣтнѣе и замѣтнѣе превращается въ естественно-ныучно-мыслящее большинство, реализмъ совсѣмъ вытѣснить фантастическое, и только одинъ И. С. Тургеневъ воскресилъ было его на мигъ въ своихъ призракахъ, разсказавъ намъ какъ онъ леталъ надъ землей съ нѣкоторой загадочной Эллисъ… Да г. Достоевскiй примѣшиваетъ его къ своимъ повѣстямъ, имѣющимъ, впрочемъ, всегда тоже реальную подкладку. Для меня это очень прискорбно. Но я утѣшаюсь мысленно, что фантастическiй элементъ составляетъ неотъемлемую принадлежность человѣческой природы, что г-да писатели напрасно изгоняютъ его изъ своихъ произведенiй, и что изгнанный изъ литературы – онъ ушелъ во что нибудь другое. – Въ чемъ нибудь да онъ долженъ проявиться…И дѣйствительно, читая усердно на пространствѣ «отъ потрясеннаго Кремля до стѣнъ недвижнаго Китая», я непрестанно наталкиваюсь на разные 


107


факты, подтверждающiе мою мысль, и даже свидѣтельствующiе, что у насъ, русскихъ, фантастическiй эементъ чуть ли не сильнѣе, чѣмъ у кого-либо другаго народа. Съ одной стороны, я встрѣчаю его въ непосредственномъ народномъ творчествѣ, слабо воспроизводимомъ газетными корреспондентами и репортерами, съ другой – онъ въ столь же сильной степени, проявляется и въ культурныхъ классахъ; въ проектахъ, планахъ и дѣянiяхъ нашего – если не естественно-научно-мыслящаго, то по крайней мѣрѣ желѣзно-дорожно-финансоваго меньшинства. Съ нѣкоторыми образцами таковыхъ фантастическихъ, сверхестественныхъ исторiй я и намѣреваюсь познакомить васъ нынѣ, за отсутствiемъ постояннаго сотрудника О. З., бесѣдующаго съ вами обыкновенно «о нашихъ общественныхъ дѣлахъ» въ чисто реальномъ духѣ. Хроникеровъ нашихъ часто обвиняютъ въ наклонности къ ипохондрiи, въ томъ что имъ прежде всего бросаются въ глаза факты мрачнаго свойства, какъ напр. Самоубiйство, убiйство, похищенiе казенныхъ или общественныхъ суммъ, избiенше женъ мужьями или учениковъ педагогами; у меня ничего  такого не будетъ; отнюдь не желая по многимъ причинамъ навлекать на себя подобнаго обвиненiя, постараюсь представить вамъ цѣлый рядъ, если не свѣтлыхъ (свѣтлыхъ ей Богу не могъ отыскать, какъ ни старался), то хоть занимательныхъ фактовъ. Къ числу произведенiй непосредственно народнаго творчества, носящихъ на себѣ несомнѣнный отпечатокъ фантастическаго, нужно отнести, сообщаемую корреспондентами (изъ Подольскаго уѣзда, Московской губернiи, изъ Ставрополя, Самарской губернiи и изъ губернскаго города Симбирска) молву о наборѣ крестьянскихъ дѣвокъ, невѣстъ, для выдачи ихъ замужъ за какихъ-то бѣлыхъ араповъ. Молва эта, пишутъ корреспонденты, чѣмъ далѣе шла, тѣмъ болѣе увеличивалась; и варiируясь въ различныхъ мѣстностяхъ, повергла крестьянъ въ большую тревогу. Откуда она явилась – рѣшить трудно, извѣстно только, что какой-то незнакомецъ, проходя по градамъ и вѣсямъ, читалъ какой-то указъ и собиралъ деньги за избавленiе дѣвокъ отъ замужней повинности, и собравъ сколько могъ, удалялся съ миромъ изъ губернiи. Но по уходѣ его, слухъ не только не прекращался, а проникалъ даже и въ тѣ мѣста, гдѣ онъ не былъ, и разсказывался нардомъ на разные лады. Въ одной мѣстности напр. толковали,  что наша царевна вышла за иностраннаго принца, у котораго находятся въ подданствѣ бѣлые арапы и все мущины, а женщинъ нѣтъ, и потому дѣвокъ по одной съ каждаго двора погонять на Амуръ и выдадутъ тамъ за этихъ араповъ. Въ другой – что у принца есть полки изъ бѣлыхъ араповъ, и что дѣвки предназначаются въ жены этимъ храбрымъ воинамъ: а про Амуръ ужъ не упоминалось. Слѣдcтвiемъ всѣхъ этихъ слуховъ было то, «что множество дѣвушекъ поплатились за легковѣрiе родителей всей своей будущностью. Ихъ выдавали за кого попало, за вдовцовъ, бобылей и уродовъ, которые безъ этого счастливаго для <...>

овъ.