Н. М. Записки профана. XVIII. Разныя разности // Отечественныя Записки. 1875. Т. 223 № 12. С. 278-299.


278


ЗАПИСКИ ПРОФАНА.

_________


XVIII.

Разныя разности.


289


<...> Желательно было бы знать, признаётъ ли г. П. Ч. эти несомнѣнныя бытовыя особенности русской жизни достойными стать источникомъ нашихъ литературныхъ направленiй. А снохачество? («Обычное право», стр. 35, 174, 187), а зарыванiе живыхъ людей въ землю для прекращенiя повальныхъ болѣзней? (XXXV, 180), а безобразныя наказанiя за воровство, «по своей обстановкѣ напоминающiя торжественный приводъ плѣнника, захваченнаго враждебнымъ ему племенемъ или родомъ?»


290


«Можетъ быть, таково и было ихъ историческое начало», замѣчаетъ г. Якушкинъ (XXXVIII). Можемъ ли мы, образованное русское общество, избавиться отъ своего нищенства, прилѣпившись къ той древней, непрерывной, но мрачной исторiи, которая породила этотъ рядъ, съ какой угодно точки зрѣнiя, отвратительныхъ явленiй? Ясно, что вопросъ, занимающiй г. П. Ч., гораздо глубже и страшнѣе, чѣмъ ему кажется. Только сахарные Маниловы, да еще трусы и лѣнтяи, отлынивающiе отъ своихъ нравственныхъ обязанностей, могутъ ждать, что «люди деревни», вытерпѣвшiе гнетъ на однихъ Обровъ, такъ вотъ и скажутъ «надлежащее слово», даже предполагая, что они имѣютъ уже фактическую возможность его сказать. Фраза г. П. Ч. есть только фраза (ее давно уже г. Достоевскiй сказалъ: «Власы спасутъ себя и насъ»). Вѣдь не ждетъ же онъ самъ слова людей деревни, а говоритъ свои собственные слова, сложившiеся отчасти подъ влiянiемъ наблюденiй надъ бытомъ народа, отчасти подъ влiянiемъ «заграничныхъ формулъ». Какъ ужъ сказано, я имѣю честь раздѣлять многiя воззрѣнiя г. П. Ч. и, въ частности, совершенно согласенъ, что литература наша и все общество только тогда избавятся отъ дальнѣйшаго обнищанiя – если послѣднiй предѣлъ его еще не достигнутъ – когда примутъ во вниманiе нужды и воззрѣнiя народа. Это – единственный для насъ способъ начать новый перiодъ русской исторiи. Но не такъ оно просто, какъ думаетъ г. П. Ч.

<...>

Н. М.