Отъ редакцiи: По поводу «Воспоминанiй» П. В. Анненкова // Вѣстникъ Европы. 1880. Май. Т. 3. С. 412-414.


412


ОТЪ РЕДАКЦIИ.

_________

По поводу «Воспоминанiй» П. В. Анненкова.

___________

Въ той части «Воспоминанiй» П. В. Анненкова («Замѣчательное десятилѣтiе»), которая была напечатана у насъ въ апрѣльской книгѣ, между прочимъ, было сказано, что, предъ напечатанiемъ «Бѣдныхъ Людей» г. Достоевскаго въ альманахѣ Некрасова «Петербургскiй Сборникъ» (1846 г.), авторъ «потребовалъ, чтобы его романъ былъ отличенъ отъ всѣхъ другихъ статей книги особеннымъ типографскимъ знàкомъ, напримѣръ — каймой. Романъ и былъ дѣйствительно обведенъ почетной каймой въ альманахѣ».

Весь этотъ анекдотъ самъ-по-себѣ не представляетъ важности, но, по поводу вышеприведенныхъ словъ П. В. Анненкова, въ № 1473 «Новаго Времени» сдѣлана была слѣдующая замѣтка:

«Такъ увѣряетъ г. Анненковъ, желая выставить самомнѣнiе г. Достоевскаго какъ можно рельефнѣе, обвести его, такъ-сказать, особой каймой въ отличiе отъ другихъ начинающихъ авторовъ, отличающихся скромностью. Мы взяли «Петербургскiй Сборникъ» 1846 г. и увидѣли, что г. Анненковъ это обстоятельство сочинилъ, вѣроятно, по свойственному ему добродушiю: «Бѣдные Люди» напечатаны безъ всякой каймы, тѣмъ же самымъ шрифтомъ, какъ и другiя статьи этого сборника…

Такимъ образомъ, П. В. Анненкову надо покаяться, а вмѣстѣ съ нимъ и «Вѣстнику Европы». Это прискорбно будетъ для такихъ тузовъ.»

Мы ни на минуту не сомнѣвались, что П. В. Анненковъ ни «по свойственному ему добродушiю», ни по какой другой причинѣ, никакъ не могъ «сочинить» вышеприведеннаго «обстоятельства» въ своихъ «Воспоминанiяхъ»; но, въ виду сдѣланнаго возраженiя, сочли необходимымъ разъяснить этотъ вопросъ окончательно. Авторъ «Воспоминанiй» находится за-границей; но намъ и не пришлось ожидать отъ него объясненій, такъ какъ возможность справки оказалась у насъ подъ-рукой. Вся существенная сторона разсказа о «каймѣ» — несомнѣнна, но авторъ «Воспоминаній», писанныхъ имъ на разстояніи 25 лѣтъ и явившихся въ печати 35 лѣтъ спустя послѣ описываемыхъ событій, отнесъ «обстоятельство», извѣстное всѣмъ въ ту эпоху, къ «Бѣднымъ Людямъ», между тѣмъ какъ дѣло должно было идти о другомъ произведеніи г. Достоевскаго — «Разсказъ 


413


Плисмылькова», или что-то въ этомъ родѣ, предназначавшемся въ задуманный Бѣлинскимъ сборникъ «Левіаѳанъ». Туда, какъ извѣстно, готовились произведенія лучшихъ писателей, какъ, напримѣръ: «Кто виноватъ», «Обыкновенная исторія», первые разсказы изъ «Записокъ Охотника» и др. Авторъ «Бѣдныхъ Людей» потребовалъ не отъ Некрасова, а отъ Бѣлинскаго, чтобы его новый трудъ былъ помѣщенъ не иначе, какъ въ началѣ или въ концѣ сборника, но никакъ не между другими, въ серединѣ, а къ тому же — былъ бы обведенъ каймой. Бѣлинскiй тогда же, смущенный такимъ оригинальнымъ требованіемъ, изложилъ свое затрудненіе близкимъ друзьямъ; чтобы утѣшить его — Некрасовъ, Панаевъ и др. придумали написать отъ имени Бѣлинскаго стихотворное посланіе къ автору «Бѣдныхъ Людей», которое заключалось такимъ четверостишіемъ:

«Будешь ты доволенъ мною:

Поступлю я, какъ п……

Обведу тебя каймою,

Помѣщу тебя въ конецъ» 1).

Послѣ этого, обвиненіе П. В. Анненкова въ «сочиненіи» дѣлается по меньшей мѣрѣ преждевременнымъ, и не ему предстоитъ необходимость принести покаяніе. Сущность дѣла, конечно, состоитъ не въ томъ, — относилась ли «кайма» къ «Бѣднымъ Людямъ», или къ какому-нибудь другому произведенію того же автора, а въ томъ, — существовалъ ли когда-нибудь фактъ требованія о «каймѣ», или его «сочинилъ» П. В. Анненковъ? Точно также важно не то, — въ «Петербургскiй Сборникъ» или въ «Левіаѳанъ» назначалась статья г-на Достоевскаго. А въ такомъ случаѣ, разсказъ П. В. Анненкова въ главномъ совершенно вѣренъ: такое «обстоятельство» было, но авторъ «Воспоминаній», по прошествіи значительнаго промежутка времени, могъ весьма легко ошибиться въ подробностяхъ, которыя легко исправить, не прибѣгая къ обвиненію его въ «сочиненіи». «Сочинить» и «ошибиться» въ второстепенныхъ подробностяхъ — далеко не одно и то же. Ошибка П. В. Анненкова очевидна, впрочемъ, сама собою: г. Достоевскій могъ предъявлять требованія «каймы» только послѣ того, какъ онъ сдѣлался авторомъ «Бѣдныхъ Людей», слѣдовательно, эта повѣсть должна была быть уже напечатана, когда могло состояться такое требованіе; кайма же должна относиться только къ 


414


какому-нибудь послѣдующему произведенію того же автора, уже составившаго себя имя вышеупомянутою повѣстью, и дѣйствовавшаго сообразно съ тѣмъ.

Чтобы довести до конца исторію этой «каймы», прибавимъ, что, какъ извѣстно, изданіе «Левіаѳана» не осуществилось: въ 1847 г. открылся «Современникъ», и всѣ статьи, предназначавшіяся въ этотъ сборникъ, были уступлены Бѣлинскимъ, вмѣстѣ съ упомянутою повѣстью г. Достоевскаго, редакціи новаго журнала, для которой «кайма» уже не была обязательна, да и притомъ во главѣ ея стояли авторы вышеприведеннаго четверостишія.

Итакъ, самое «обстоятельство», какъ теперь оказывается, П. В. Анненковъ вовсе не «сочинилъ»; ошибка его — повторяемъ — можетъ относиться не къ «обстоятельству», а къ заглавію альманаха и самой повѣсти; за тѣмъ же, самая кайма такъ и остается каймою, какъ разсказалъ ея исторію П. В. Анненковъ, безъ всякаго желанія выставить самомнѣніе г. Достоевскаго, по возможности, рельефнѣе; да это было бы несогласно и съ общимъ характеромъ его «Воспоминаній», изложенныхъ вообще съ соблюденіемъ извѣстнаго правила историковъ: писать — ad narrandum, sed non ad probandum.










1 Это четверостишіе памятно многимъ людямъ той эпохи; мы слышали его съ небольшимъ варіантомъ перваго стиха, а именно: «Буду няньчиться съ тобою»; въ настоящемъ же его видѣ, оно сообщено намъ изъ записной книги 50-хъ годовъ, веденной однимъ изъ лицъ, весьма близко стоявшихъ къ редакціи «Современника» той эпохи.