<РО ИРЛИ, ф. 100, № 29757. Письмо О. Е. Левина к Ф. М. Достоевскому>

 

Самара 15 Апрѣля 1877 г.

Милостивый Государь

Г. Достоевскій

На мой взглядъ, идеи защищаемыя въ моемъ сочиненіи: «Единство физическихъ силъ, съ точки зрѣнія гипотезы непрерывнаго творчества эфирныхъ частицъ на границахъ пространства», слишкомъ жизненны для того, чтобъ они прошли безслѣдно для исторіи развитія русской мысли.

Прошу васъ высказаться, въ вашемъ «Дневникѣ», въ пользу моихъ идей, если они того заслуживаютъ<.>

Я потому обращаюсь къ вамъ съ этою покорнѣйшей просьбой, потому что въ вашихъ сочиненіяхъ я подмѣтилъ нѣкоторые мистическіе элементы, которые мнѣ родственны и симпатичны……

Осипъ Емануиловичь Левинъ

Адресъ: Станція Бузулукъ на Оренбургской Желѣзной Дорогѣ

Помощнику начальника Депо, Технологу

О. Е. Левину. —

P. S. Въ случаѣ исполненія моей настоящей просьбы мнѣ было бы желательно, чтобъ вы предварительно, у моего издателя (Шапиро. Невскій. д. № 30), ознакомились съ 21-ой Главой моего сочиненія, и съ Самарскими къ нему Примѣчаніями, которыя, по независящимъ отъ меня обстоятельствамъ, пропущены издателемъ при печатаніи моего сочиненія. —

О. Левинъ

// л. 1

 

«ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКИХЪ СИЛЪ, съ точки зрѣнія гипотезы непрерывнаго ТВОРЧЕСТВА эфирныхъ частицъ изъ НЕБЫТIЯ на границахъ пространства». Сочиненіе Левина. С.П. Бургъ. 1877. Изданіе Шапиро.

есть опытъ основанія самостоятельной русской школы въ исторіи философіи. Новая русская философія называется «ЭКСЪ-НИГИЛИЗМОМЪ»; послѣдователи ея — «ЭКСЪ-НИГИЛИСТАМИ»<.>

Сочиненіе это стремится совершить переворотъ въ современномъ НАУЧНОМЪ міросозерцаніи, которое, по мнѣнію автора, обѣщаетъ въ самомъ ближайшемъ будущемъ привести общество къ «канибализму» и «смерти». Съ цѣлью противодѣйст<во>вать мертвящему естествознанію[1] ЭКСЪ-НИГИЛИЗМЪ рекомендуетъ русской наукѣ, — съ принятіемъ «ЭКСЪ-НИГИЛИСТИЧЕСКАГО МIРОСОЗЕРЦАНIЯ» — стать на стражѣ жизненныхъ интересовъ матеріи, и тѣмъ открыть новую Эру въ исторіи мышленія и развитія Европейскаго общества…

Основныя идеи новаго «ЭКСЪ-НИГИЛИСТИЧЕСКАГО[2] міросозерцанія» заключаются въ слѣдующемъ:

1. Въ пространствѣ совершается единственный въ своемъ родѣ процессъ — процессъ непрерывнаго сгущенія («интеграціи») предѣльнаго эфира вокругъ безчисленнаго множества сходящихся или расходящихся центровъ, ‑ звѣзды, планеты, астероиды, кометы, организмы, и проч. — отчего центры эти непрерывно ростутъ и увеличиваются въ объемѣ.

2. Механическая причина процесса непрерывнаго сгущенія эфирной матеріи, въ матерію болѣе плотную, вокругъ опредѣленныхъ центровъ, въ пространствѣ,[3] заключается въ «давленіи», которое по необходимости достигаетъ колосальныхъ размѣровъ — вокругъ центра вселенной и вокругъ второстепенныхъ[4] центровъ сгущенія — вслѣдствіи процесса непрерывнаго творчества эфирныхъ частицъ на границахъ пространства (и на границахъ второстепенныхъ процессовъ интеграціи эфирной матеріи?) — а затѣмъ и въ «пластичности» эфирныхъ атомовъ. —

// л. 2

 

3. Всѣ силы природы — такъ называемыя физическія силы — Всемірное тяготѣніе, теплота, свѣтъ, сцѣпленіе, химическое сродство, электричество, ощущеніе, мышленіе — суть механическія слѣдствія процесса непрерывнаго сгущенія эфирной матеріи вокругъ опредѣленныхъ центровъ въ пространствѣ. Не будь этаго процесса не было-бы ни всемірнаго тяготѣнія, ни теплоты, ни свѣта, ни сцѣпленія, ни[5] химическаго сродства, ни электричества, ни ощущенія, ни мышленія въ этихъ центрахъ и вообще во всемъ мірѣ…

4. Процессъ непрерывнаго сгущенія эфирной матеріи вокругъ центра вселенной, и вокругъ второстепенныхъ центровъ интеграціи, есть процессъ въ высшей степени ЖИЗНЕННЫЙ. Съ прекращеніемъ этаго процесса прекращается и жизнь центровъ («дифференціаловъ») или жизнь міра: изчезаетъ всемірное тяготѣніе во всемірномъ эфирѣ (слѣдов. и поступательное движеніе звѣздъ и планетъ) прекращается выдѣленіе теплоты и свѣта солнцами[6] и неподвижными звѣздами; нарушается сцѣпленіе или химическое сродство между элементами, входящими въ составъ этихъ организмовъ; прекращаются явленія электрическія, ощущенія и мышленія центровъ<.>

Кульминаціонные пункты эксъ-нигилистической физики заключаются въ слѣдующемъ:

5. Всемірное тяготѣніеU[7] есть родъ крайне микроскопическаго волнообразнаго движенія всемірнаго эфира по направленію отъ поверхности къ центру вселенной. Волнообразное движеніе это вызывается во всемірномъ эфирѣ, въ указанномъ направленіи, процессомъ непрерывнаго творчества эфирныхъ частицъ[8] изъ небытія на границахъ пространства<.>

6. Теплота и СвѣтъUU[9] суть «отраженныя волны» всемірнаго тяготѣнія<.>

7. Сцѣпленіе и Химическое сродство синонимы, и обязаны своимъ происхожденіемъ въ матеріи процессу роста эфирныхъ частицъ въ пространствѣ, подъ вліяніемъ давленія интегральныхъ

// л. 2 об.

 

волнъ всемірнаго тяготѣнія. —

8. Пространство, есть матеріяльное тѣло (всемірный эфиръ) имѣющее предѣлы границы пространство — Абсолютное небытіе….

9. Безвоздушное или междупланетное пространство заключаетъ въ себѣ почти столько-же матеріи сколько любое твердое тѣло — не менѣе 0,5236 отъ сплошной матеріи.

10. Вся разница между «элементами» или такъ называемыми «простыми тѣлами» заключается въ степени измельченія (или степени сгущенія) одной единной матеріи<.>

11. Сущность матеріи состоитъ изъ элемента нематеріяльнаго — изъ Давленія по одному или многимъ направленіямъ<.>

Слѣдовательно, въ противоположность ученіямъ современнаго естествознанія, ЭКСЪ-НИГИЛИЗМЪ утверждаетъ:

12. Что Матерія не есть нѣчто законченное («безконечное»)[10] мертвое слѣпо и безсмысленно существующее во времени — но живое существо, находящееся въ состояніи непрерывнаго роста, въ силу непрерывно дѣйствующаго въ пространствѣ (на границахъ интеграцій) живаго интеграціоннаго и[11] творческаго процесса.

13. Что всѣ силы природы — Всемірное тяготѣніе (поступательное движеніе) теплота, свѣтъ, сцѣпленіе, химическое сродство, ощущеніе, мышленіе, — по мѣрѣ увеличенія объема матеріи — равномѣрно находятся въ состояніи непрерывнаго роста и увеличенія своего количества и энергіи во вселенной (законъ «накопленія» энергіи)

14. и наконецъ, что повсемѣстно признанная теперь въ наукѣ, гипотеза о конечномъ охлажденіи матерiи и смерти вселенной есть ложь<.>

15. Творецъ міра, или Сила одушевляющая и одухотворяющая всю вселенную есть существо, которое въ эксъ-нигилистическомъ міросозерцаніи называется Абсолютнымъ[12] Небытіемъ, Абсолютнымъ нулемъ, Нирвана, Ничто, Nihil<.>

16. Существо это проявляетъ свою дѣятельность только

// л. 3

 

на границахъ пространства, и въ явленіяхъ перерыва въ сплошности въ существующей матеріи — стремленіемъ къ непрерывному творчеству эфирныхъ частицъ (предѣльной матеріи)<.>

17. Конечная причина непрерывнаго творчества эфирныхъ частицъ на границахъ пространства, и въ явленіяхъ перерыва въ сплошности въ существующей матеріи, заключается въ непрерывномъ процессѣ «самоотрицанія» Абсолютнаго Небытія, въ роковомъ стремленіи Творца Міра НЕБЫТЬ — НЕБЫТIЕМЪ!

Не настаивая на окончательномъ объясненіи причины непрерывнаго творчества эфирной матеріи, эксъ-нигилистическая система, тѣмъ не менѣе, упорно защищаетъ ту мысль, что безъ гипотезы непрерывнаго творчества эфирныхъ частицъ изъ небытія на границахъ пространства (и въ явленіяхъ перерыва въ сплошности въ существующей матеріи)[13] невозможно объяснить механическую связь между всемірнымъ тяготѣніемъ и остальными силами природы. —

Этическая сторона эксъ-нигилистическаго міросозерцанія заключается въ слѣдующемъ:

18. Жизнь не есть безсмысленная борьба «за» существованіе, которое согласно ученіямъ современнаго естествознанія должно окончиться охлажденіемъ міра и смертью вселенной, ‑ но есть непрерывная борьба «для» существованія, непрерывная работа міра въ направленіи къ всеобщему благу для вѣчной жизни….

Объ этой послѣдней, а равно и о концѣ «интеграціоннаго» или творческаго процесса міра (о концѣ временъ[14]) авторъ эксъ-нигилистической философіи обѣщаетъ высказаться въ болѣе ясной формѣ во[15] второй части своего труда — въ основномъ законѣ «Пандинамизма», или въ механической теоріи ДУХА ЖИВАГО….

Самара 15 Апрѣля 1877 г.

О. Е. Левинъ

Адресъ: Станція Бузулукъ, на оренбургской Желѣзной Дорогѣ, помощнику Начальника Депо, Технологу О. Е. Левину. —

// л. 3 об.

 

<На конверте:>

въ С. Петербургъ.

Ѳедору Михайловичу

Достоевскому. —

Греческій переулокъ, подлѣ Греческой церкви.

д. Струбинскаго

кв. № 6. —

// л. 4

 

<На обороте конверта штемпели:> 1) САМАРА. 16 АПР. 1877; 2) C. ПЕТЕРБУРГЪ. 20 АПР. 1877

<На обороте конверта рукой Ф. М. Достоевского сделана запись:> Доморощенный Философъ[16] вздоръ

// л. 4 об.



[1] Исправлено. В рукописи было: еестествознанію

[2] Исправлено. В рукописи было: НИГИГИЛИСТИЧЕСКАГО

[3] Далее было: есть

[4] Исправлено. В рукописи было: второстенныхъ

[5] Далее было: электричества

[6] Исправлено. В рукописи было: солннцами

[7] Внизу на полях листа после знака «U» сделана запись: «Интегральное» движенiе всемiрнаго эфира

[8] эфирныхъ частицъ вписано.

[9] Внизу на полях листа под таким же знаком «UU» сделана запись: «Дифференціальное» движеніе всемірнаго эфира

[10] («безконечное») вписано.

[11] Вместо: и — было: или

[12] Вместо: Абсолютнымъ — было: Абсалютнымъ

[13] Далее было начато: нев

[14] Вместо: временъ — было: времени

[15] Вместо: во — было: въ основ

[16] Далее было: (