<НИОР РГБ, ф. 93.II.6.43. Письмо А. Н. Майкова к Ф. М. Достоевскому>

 

1870. Сент. 23.

Любезнѣйшiй другъ Ѳедоръ Михайловичь!

Я ужь такъ давно не писалъ къ Вамъ, что совсѣмъ не знаю съ чего и рѣчь повести. Все уже что кругомъ дѣлается – все уже вамъ неизвѣстно; лица – новыя, обстановка общественная, задачи времени, гнѣвъ дня, радости и слезы – все уже иное нежели то какъ вы оставили въ Петербургѣ. Конечно сущность то все та же, большею частью та же наша старая глупость и необразованность (т. е. необразованность въ смыслѣ непониманiя того что подъ носомъ и неспособность своимъ умомъ судить и своими глазами смотрѣть — видите и значенiе словъ перемѣнилось) – но сущность эта разнообразится въ видахъ своихъ до безконечности. Какъ бы то ни было, по переѣздѣ съ дачи, раскачиваясь на какую нибудь письменную дѣятельность, первое чувствую необходимость заплатить долгъ совѣсти вамъ.

Боже мой! Имперiи падаютъ, республики провозглашаются<,> провозглашается непогрѣшимость одного смертнаго и возникаетъ имперiя создаваемая протестантскимъ Богомъ — четыре заглавiя четырехъ многотомныхъ сочиненiй — развѣ можно объ этомъ что нибудь сказать въ письмѣ, да притомъ еще мнѣ — которому выражать мысль на письмѣ, т. е. всякая письменная работа — опротивѣла до безконечности! Думаешь и говоришь объ этихъ заглавiяхъ, а все отыскиваешь гдѣ то гор̀ѣ гдѣ же[1] нашъ Николай Чудотворецъ — чтожь онъ-то дѣлаетъ, неужели онъ спитъ и въ то время когда работаютъ и католическiй и протестантскiй боги — ужели онъ за насъ не потрудится, по старому[2] обычаю своему! Неужели онъ доволенъ всѣмъ на Руси и вмѣшательства его – не нужно? или – неужели онъ отъ насъ отступился, и мы предоставлены отнынѣ собственному своему разуму! Вотъ бѣда-то будетъ, если[3] онъ въ самомъ дѣлѣ повѣритъ что мы ужь не дѣти, имѣя[4] суды присяжныхъ и «свободную прессу» и по всему писанному праву, имѣя[5] обликъ «гражданъ». Опять повторяю: бѣда если онъ, голубчикъ, дыму повѣритъ. Послѣдствiя во всѣхъ отношенiяхъ будутъ ужасны… Подождемъ еще — не окажется ли онъ — а минута критическая? такъ[6] переставились шашки[7] на доскѣ, что одинъ

// л. 14

 

одинъ[8] удачный ходъ и кажется многiя вѣковыя задачи готовы разрѣшиться, всѣ вопросы — даже наиболѣе нагнившiй — польскiй.

Но я забываю что письмо мое къ вамъ поѣдетъ въ дружественную нѣмецкую землю, пекущуюся о нашемъ благополучiи паче насъ самихъ и для того изучающую наше отечество даже и изъ корреспонденцiи ея глупыхъ сыновъ, которыхъ болтливость она считаетъ не послѣднею ихъ добродѣтелью. Въ своемъ матернемъ[9] попеченiи о насъ; пожалуй, она и сочтетъ за лучшее не доставить письма моего къ вамъ, чтобы не растроивать васъ,[10] ибо вы, очевидецъ и свидѣтель торжествъ великаго событiя, когда въ нынѣшнемъ столѣтiи нѣмецъ въ первый разъ побѣдилъ не нѣмца въ борьбѣ не за канцелярскимъ столомъ, не въ достиженiи мѣста, не въ дворской интригѣ, а — нà полѣ брани! Положенiе новое, непривычное, до того непривычное, что здѣшнiе нѣмцы давно отрекшiеся отъ фатерланда въ ближайшемъ прошедшемъ котораго встрѣчаются только Iена, Ульмъ, Ваграмъ и пр., и давно твердившiе что они больше любятъ и больше крѣпки новому найденному имъ отечеству въ Россiи, ‑ вдругъ возобновили въ памяти свою благородную генеалогiю, вспомнили родство съ древними Тевтонами и съ такимъ презрѣнiемъ смотрятъ на весь мiръ, что встрѣтя[11] ихъ на улицѣ — или заговоря съ ними, ‑[12] робкiй чувствуетъ потребность снять шапку, а крѣпкiй духомъ — дать въ рожу. Каково же — тамъ то въ фатерландѣ?.. Я серьезно начинаю опасаться за васъ: вѣдь все это должно дѣйствовать на ваши нервы и на вашу болѣзнь. Я даже чувствую что и на меня подѣйствовало: знаете, столько переплелось интересовъ всякаго рода съ четырьмя заглавiями выписанными мною выше, что нервическое возбужденiе — положенiе нормальное, и у всѣхъ оно выражается одинаково: всѣмъ какъ-то хочется съ своего мѣста приподняться какъ можно повыше, стать на цыпочки, вытянуть шею, чтобы поскорѣй заглянуть въ будущее — намъ-то что же изъ всего этого будетъ?... Насколько хватитъ взоръ — горизонты блестящiе, обширные, а опустишься въ кресла…. убѣждаешься что Чудотворецъ повидимому еще не тронулся на насъ поработать….

Нѣтъ, нѣтъ, прочь лукавая мысль. Вѣрю все таки, не смотря на всю тупость и глупость видимую, что Микола свое дѣло знаетъ, и можетъ быть даже, поглаживая сѣдую бородку свою, съ улыбочкой смотритъ на подвиги протестантскаго Бога являющагося во всеоружiи своихъ игольчатыхъ ружей, нарѣзныхъ пушекъ, реквизицiй,

// л. 14 об.

 

контрибуцiй, и пр., смотритъ и думаетъ: «наше дѣло впереди». Какъ хотите, худо ли, хорошо ли, а жить русскому человѣку безъ вѣры въ Миколу — тяжело, невозможно. Я думаю что вѣшается и топится[13] нашихъ нынче такъ много оттого именно, что эту вѣру утратили, и только такiе.

Простите, однако, за всю эту нервическую блажь. Не то я хотѣлъ вамъ писать, когда взялся за перо. Все что я написалъ принадлежитъ къ такого рода мыслямъ, о которыхъ обыкновенно говорится: писать нèчего. Имѣлъ же я въ виду сообщить вамъ только два дѣла, неимѣющiя ничего общаго ни съ папской непогрѣшимостью, ни съ фельетонной республикой, ни съ падшей, ни съ возникающей quasi имперiями!.... Имперiя…. опять не могу не остановиться.… Imperium Romanum…. потомъ одна восточная — Константинова въ коей императоръ защитникъ церкви….. потомъ съ отпаденiемъ Рима — пародiя на этого императора на западѣ, гдѣ сочиняютъ Императора какъ[14] исполнителя земныхъ велѣнiй папы… Пала имперiя Константина — и титулъ и значенiе его всецѣло переходятъ къ царямъ московскимъ и императорамъ россiйскимъ, ‑ и дѣло ихъ впереди, ихъ ожидаетъ весь православный востокъ. Пала[15] Sacrum Imperium Romanum, теперь палъ и папа. Сочиняли Имперiи Австрiйскую, Французскую — какой смыслъ этихъ имперiй? теперь будетъ имперiя протестантская! Вникните — и хохочите! Понимаю еще лоскуты Каролингской императорской мантiи на плечахъ французскаго и австрiйскаго — хоть, для приличiя, сыны римской церкви, хоть какое нибудь преемство,[16] хоть родство блуда — тамъ есть…. Но имперiя liberum arbitrium’а, имперiя — философской мысли, ‑ ничто не вяжется, ничѣмъ не прикроешь, никакой исторической тряпкой, ‑ имперiю желѣза и крови, каковою только и можетъ быть имперiя протестантская.

Но въ сторону историческiй юморъ. Юморъ жизни меня зоветъ: вашъ Паша женится. Приходилъ ко мнѣ сiяющiй, хорошо одѣтый, съ своими пробивающимися усиками и съ обручальнымъ кольцомъ на пальцѣ. Женится. Ужь ничего не подѣлаешь. Надобно принять какъ совершившiйся фактъ. Она — «такая миленькая», что нельзя не жениться. Онъ очень желалъ чтобы я васъ расположилъ въ пользу его брака. Вотъ я и располагаю. На его вопросъ какъ вы на это взглянете — я отвѣчалъ, что «если нельзя или поздно будетъ васъ остановить, то конечно примете какъ совершившiйся фактъ». Да и что тутъ дѣлать. Я думаю, что не ошибся въ отвѣтѣ. Говорилъ разумѣется главное объ ариѳметикѣ. Но у насъ свои дифференцiалы и интеграллы, а главное теорiя вѣроятностей обращающаяся въ теорiю достовѣрности, пожалуй даже непогрѣшимости. Это одно дѣло. А вотъ и другое.

NB Объ своей работѣ по переписи жителей и въ Общ. Взаимн. Кред. онъ вѣрно вамъ писалъ, почему я не упоминаю откуда его средства. Пишу это NB для отвращенiя безпокойства у васъ на этотъ счетъ.[17]

// л. 15

 

Вызвался я ужь давно Кашпиреву, что такъ какъ имѣю писать къ вамъ, то сообщу его отвѣтъ на Ваше послѣднее письмо. Взялся это сдѣлать имѣя въ виду медленность редакцiи въ перепискѣ, да вотъ и самъ не лучше ихъ. Сколь ни прискорбно не имѣть вашего романа къ Январю — но на нѣтъ и суда нѣтъ; желательно чтобы романъ явился хоть и тогда когда Вы предполагаете. Повѣсть же получить будетъ очень радъ, и проситъ выслать поскорѣе. А что вы пишете о возвращенiи денегъ, то объ этомъ и говорить нèчего, давайте романъ когда напишется, т. е. какъ Вы предполагаете. Не знаю, ясно ли я изложилъ. Покрайней мѣрѣ сущность та, что всѣ ваши условiя приняты,[18] въ болѣе желательной для васъ формѣ. Но о повѣсти то очень проситъ, чтобы Вы прислали поскорѣй. — На будущiй годъ пока предвидится для Зари матерiаловъ: Кохановская предлагаетъ романъ, Л. Толстой обѣщаетъ повѣсть, навѣрное. Да вотъ отъ васъ еще повѣсть — и впереди романъ. Впрочемъ повѣсть то пойдетъ въ заключительныя[19] книжки нынѣшняго года.[20]

Меня лично очень интересуетъ какой романъ вы пишите[21] въ[22] Русскiй Вѣстникъ, и какой имѣете еще для Зари? Вы мнѣ писали объ идеѣ романа коему[23] содержанiе дадутъ православiе, католицизмъ и протестантизмъ: онъ ли одинъ изъ этихъ двухъ, или оба новые? Впрочемъ не затрудняйтесь моимъ вопросомъ, онъ сдѣланъ только для того чтобъ мое[24] любопытство удовлетворить, и отвѣтьте просто, что этотъ романъ о религiяхъ[25] напишется или нѣтъ? —

А что, кому-то вы закинули слово, что скоро — нынѣшней зимой вернетесь отъ агарянъ и вавилонянъ? — это имѣть въ виду или нѣтъ?...

А что моя крестница? что ея мамаша? Кланяйтесь ей отъ насъ съ женой... Ну, будьте здоровы, любезнѣйшiй другъ, и не поминайте лихомъ насъ грѣшныхъ, меня же въ особенности за это ерундовое письмо.

Весь вашъ

А. Майковъ

// л. 15 об.



[1] же вписано.

[2] старому вписано.

[3] Далее было: это такъ, и если

[4] Вместо: имѣя — было: имѣемъ

[5] Вместо: имѣя — было: имѣемъ

[6] Далее было: поставл

[7] Далее было: чт

[8] Описка. В рукописи дважды повторяется слово «одинъ».

[9] Вместо: матернемъ — было: материнскомъ

[10] Далее было: если, паче чаянiя,

[11] Далее было: так

[12] или заговоря съ ними, вписано.

[13] Вместо: вѣшается и топится — было: вѣшаются и топятся

[14] Вместо: гдѣ сочиняютъ императора какъ — было: какъ

[15] Далее было: Имп

[16] Далее было: от

[17] Запись: NB Объ своей работѣ ∞ у васъ на этотъ счетъсделана на полях слева.

[18] Далее было: т. е.

[19] Вместо: заключительныя — было: заключительную

[20] Запись: Впрочемъ повѣстьнынѣшняго года. — вписана.

[21] Так в рукописи. Нужно: пишете

[22] Далее было: Р. В.

[23] Вместо: коему — было: гдѣ

[24] Далее было: у

[25] о религiяхъ вписано.