261

Iезуиты, духовный католическiй монашескiй орденъ, основанный Игнатiемъ Лойолою (см.)*. Въ 1534 г. Лойола соединился съ нѣсколькими парижскими студентами (Пьеромъ Лефебромъ, Франсоа Ксаверомъ, Жакомъ Лене, Николаемъ Бобадильею и Родригесомъ), для обращенiя невѣрныхъ и для путешествiя въ Iерусалимъ. Турецкая война разстроила ихъ планъ и молодые люди разсѣялись набирать членовъ для прочнѣйшаго утвержденiя своего союза. Лойола, Лефебръ и Лене отправились въ Римъ, и первый изъ нихъ составилъ тутъ, въ 1539 г., изъ существовавшаго между ними общества формальный орденъ, утвержденный папою въ 1540 г. Лойола назвалъ его «Iисусовымъ обществомъ» и обязалъ членовъ, кромѣ обѣтовъ нищеты, цѣломудрiя и безусловнаго повиновенiя начальникамъ, обѣтомъ повсемѣстнаго обращенiя еретиковъ и невѣрныхъ. Цѣлью

262

ордена было: собственное внутреннее совершенствованiе, содѣйствiе душеспасенiю другихъ, распространенiе чистаго католическаго ученiя и подавленiе протестантизма помощiю народнаго образованiя и миссiй. Привиллегiи, данныя ордену папами Павломъ III и Юлiемъ III, были слѣдующiя: независимость лицъ и имуществъ отъ всякой свѣтской и духовной подсудимости; вмѣстѣ съ правами нищенствующихъ монаховъ и свѣтскаго духовенства, право отправлять священническiя обязанности всегда и для всякаго, хотя бы то было въ противность интердикту; власть самимъ разрѣшать себя отъ грѣховъ и церковныхъ покаянiй, прiобрѣтать имущества, даже безъ папскаго дозволенiя, строить церкви, учреждать коллегiи, увольнять себя отъ соблюденiя каноническихъ часовъ, отъ постовъ, отъ употребленiя бревiарiя, не носить никакого особаго орденскаго одѣянiя, сообразоваться съ правами и обычаями народа, гдѣ будетъ ихъ миссiя, словомъ, — дѣлать и допускать все то, что будетъ предписывать благоразумiе для распространенiя католической религiи «in majorem Dei gloriam»* (девизъ ордена). Устройство общества: генералъ ордена, имѣющiй резиденцiю въ Римѣ, пользуется этимъ званiемъ пожизненно; имѣетъ неограниченную власть посылать членовъ ордена, по усмотрѣнiю, миссiонерами или назначать преподавателями богословiя, съ академическими степенями. Онъ окруженъ адмониторомъ, который въ совершенной отъ него независимости, контролируетъ каждый его поступокъ, и пятью совѣтниками или ассистентами, представляющими пять главныхъ нацiй (Итальянцевъ, Нѣмцевъ, Французовъ, Испанцевъ и Португальцевъ). Провинцiалы доносятъ ему обо всемъ важномъ, особливо о политическихъ и церковныхъ происшествiяхъ, о способностяхъ и дѣятельности членовъ ордена  ежемѣсячно, а суперiоры профессiальныхъ домовъ, ректоры коллегiй и начальники новицiатовъ  каждую четверть года. Сообразно съ ихъ донесенiями генералъ дѣлаетъ свои распоряженiя. Первоначально орденъ имѣлъ только 60 членовъ; впослѣдствiи устроены 4 класса или чина: а) новицiи, избираемые безъ различiя гражданскихъ отношенiй изъ способныхъ и предпрiимчивыхъ людей всякихъ лѣтъ; они подчинены начальникамъ новицiата и ихъ товарищамъ (socii**), людямъ посвященнымъ въ дѣла ордена и заслуживающимъ довѣренность, подъ руководствомъ «манудуктора», они два года испытываются въ новицiатныхъ домахъ, духовными упражненiями, особенно молчанiемъ и самоотверженiемъ. Они могутъ выходиъь или быть исключаемы изъ ордена. Въ эту степень иногда принимались знатныя свѣтскiя особы (напр. Людовикъ XIV уже въ старости), сановники и другiя лица, вообще тѣ, которыя могли принести пользу ордену. Они назывались «Jésuites de la robe»***. Новицiи раздѣляются на: aa) схоластиковъ, которые посвящаютъ себя наукамъ; bb) коадъюторовъ, которые принимаются только для исправленiя домашнихъ потребъ. b) Аппробованные схоластики, ученики духовныхъ коадъюторовъ; въ этотъ классъ новицiи поступаютъ по выдержанiи двухъ лѣтъ испытанiя, давъ обѣтъ вѣрности ордену. Они посылаются въ коллегiи, чтобы сообразно своимъ познанiямъ учить или учиться наукамъ, подъ надзоромъ ректора коллегiи. c) Формальные коадъюторы: аа) свѣтскiе, которые хотя не учились и не посвящены, но по гибкому уму и смиренному духу удостоились этой степени; они составляютъ въ коллегiяхъ четвертую, въ профессiальныхъ домахъ третью часть персонала и отличаются отъ священниковъ одеждою; bb) духовные, священники, преуспѣвшiе въ наукахъ и опытности, имѣютъ на совѣщанiяхъ право голоса, но не имѣютъ права избранiя генерала и при вступленiи въ эту степень отрекаются отъ имущества. d) Профессы: аа) трехъ-обѣтные, которые даютъ простой обѣтъ, а коадъюторы торжественный. Эти профессы дѣлаются только изрѣдка, по важнымъ причинамъ и должны не только владѣть достаточнымъ ученымъ образованiемъ, чтобы отправлять должности духовниковъ, но предварительно, втеченiи семи лѣтъ отличаться способностями и заслугами; bb) четырехъ-обѣтные, для миссiй, важнѣйшiе въ орденѣ, какъ-бы сердце всего ордена. Они кромѣ словесныхъ наукъ должны знать философiю, изучать четыре года богословiе, имѣть 33 года отъ роду и быть священниками. Они одни посвящены въ тайны общества, имѣютъ мѣсто и голосъ на генеральныхъ и провинцiальныхъ собранiяхъ, поступаютъ въ самыя важныя должности и избираютъ генерала, который можетъ быть назначенъ только изъ среды ихъ. Впрочемъ они могутъ быть увольняемы подобно прочимъ классамъ изъ ордена, но не безъ суда. Профессы бываютъ миссiонерами у язычниковъ и еретиковъ, правителями въ отдаленныхъ колонiяхъ ордена, духовниками государей, резидентами въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ орденъ не имѣетъ еще коллегiи; либо живутъ въ коллегiяхъ свободно; они уволены отъ воспитанiя юношества. Iезуиты живутъ большею частiю въ собственныхъ профессiальныхъ домахъ, гдѣ въ каждомъ начальствуетъ свой

263

суперiоръ, и въ коллегiяхъ, собственно школахъ и новицiатныхъ заведенiяхъ, которыми завѣдуетъ pater regens, rector*. Немедленно по утвержденiи ордена, въ 1540 году, Франсоа Ксавье и Родрилесъ завели въ Португалiи коллегiи на счетъ правительства; въ Италiи имъ очень помогло уваженiе папы; въ Испанiи, гдѣ сначала епископы сильно противились имъ, они водворились особенно черезъ Франциска Борджiю; также и въ Германiи, особливо въ Австрiи, гдѣ скоро завладѣли университетами въ Прагѣ, въ Вѣнѣ и въ Ингольштадтѣ и господствовали въ нихъ два столѣтiя. Кромѣ-того они учили въ Сѣверной Америкѣ, обратили тамъ множество Ирокезовъ и завели миссiю въ Калифорнiи. Въ португальской Остъ-Индiи Франсоа Ксавюе съ своими помощниками, подкрѣпляемый инквизицiею, обратилъ многихъ въ христiанство, простирая свои дѣйствiя до самой Японiи (откуда однако iезуиты были выгнаны въ исходѣ XVI вѣка). Парламентъ и клерики Францiи, равно какъ парижскiй университетъ, объявившiй орденъ безполезнымъ и опаснымъ, открыто противостали водворенiю iезуитовъ во Францiи, такъ, что только по милости двора они нашли себѣ тамъ мѣсто въ 1562 г., подъ именемъ «отцовъ клермонской коллегiи», почти съ совершеннымъ отреченiемъ отъ своихъ правъ. На западный берегъ Африки ихъ не пустили, а съ восточнаго прогнали ихъ Копты; Абиссинцы даже вѣшали iезуитовъ. Въ протестантскихъ земляхъ Европы ихъ или вовсе не принимали или вскорѣ выгоняли. Въ эпоху смерти Лойолы, въ 1556 году, когда Лене былъ избранъ 2-мъ генераломъ, орденъ считалъ у себя уже болѣе 1,000 членовъ, въ 12-ти провинцiяхъ. Лене значительно содѣйствовалъ уничтоженiю монашескаго духа въ орденѣ, оставленнаго аскетическимъ направленiемъ Лойолы, образовалъ членовъ ордена тонкими свѣтскими людьми и такимъ образомъ сдѣлалъ изъ нихъ способныхъ духовниковъ, проповѣдниковъ и воспитателей юношества. По смерти Лене, въ 1564 г., даже самый примѣръ его преемника, набожнаго Франциска-Борджiи, даже папскiя напоминанiя iезуитамъ о соблюденiи каноническихъ часовъ, не могли ничего сдѣлать; позднѣйшiе папы снова уступили имъ каноническiе часы. 4-й генералъ ордена, Аквавива, съ 1581 по 1615 г., впервые составилъ подробный учебный планъ, по которому iезуиты завели коллегiи для всѣхъ сословiй; коллегiи ихъ были въ то время лучшими и особенно посѣщались знатными молодыми людьми, даже протестантскаго исповѣданiя. Черезъ это iезуиты получили полную возможность дѣйствовать на юношество и вербовать въ свой орденъ самыхъ даровитыхъ людей. Тогда только всѣ начали замѣчать изнанку iезуитскаго ордена. Университеты, епископы и священники, прочiе монашескiе ордена (исключая картезiанцевъ, у которыхъ однихъ могли исповѣдываться iезуиты, если не исповѣдывались у членовъ своего ордена), особенно доминиканцы, государственные люди и юристы, наконецъ сами государства, все жаловалось на безпрестанныя ихъ вмѣшательства, особливо въ политикѣ, и не рѣдко на непозволительныя средства, употреблявшiяся iезуитами для достиженiя своихъ цѣлей. Въ Португалiи, при Iоаннѣ III и Себастiанѣ, они хлопотали по смерти послѣдняго, о передачѣ короны испанскому престолу. Потомъ ихъ обвиняли въ убiйствѣ Генриха III Ж. Клеманомъ и въ покушенiи Ж. Шателя на жизнь Генриха IV. Въ 1594 г. они были высланы изъ Францiи, но въ 1603 г., по ходатайству папы, Генрихъ IV призвалъ ихъ обратно; смерть Генриха IV отъ руки Равальяка также приписывалась ихъ влiянiю, однако жъ они спокойно оставались во Францiи. Въ Англiи общiй голосъ приписывалъ имъ многократныя покушенiя на жизнь королевы Елисаветы и такъ-называемый «пороховой заговоръ». Однакожъ орденъ всюду держался твердо, даже всё больше усиливался. Вскорѣ по смерти Аквавивы, 1618 г., въ 32 провинцiяхъромѣ названныхъ выше, Рейнскiя страны, Нидерланды, Польша и Литва, Испанiя, Америка, Филиппинскiе острова, Китай и проч.) считалось свыше 13,000 iезуитовъ, а въ 1640 г., генералъ ордена, Вителлески, праздновалъ 100-лѣтнiй его юбилей. Особенно примѣтно было ихъ влiянiе въ Германiи, гдѣ они управляли почти всякимъ шагомъ «Союза»; въ 1629 г. императоры Фердинандъ II и III были руководимы iезуитскими духовниками и Ламорменъ, одинъ изъ нихъ, былъ причиною паденiя Валленштейна и оставленiя Баварiи за Австрiей. Но борьба, въ которую они вступили съ янсенистами, была имъ очень вредна; iезуитовъ стали обвинять въ семипелагiанизмѣ; Паскаль въ своихъ провинцiальныхъ письмахъ, въ 1656 г., еще болѣе прояснилъ эти обвиненiя и, опираясь на оправдательныя сочиненiя iезуитовъ, допускавшихъ хотя отчасти справедливость обвиненiй, много содѣйствовалъ къ тому, что въ 1679 г. папа Иннокентiй IX, осудилъ 65 положенiй, утверждаемыхъ по большей части iезуитскими казуистами. Iезуитскiе духовники Людовика XIV,

264

Лашезъ и Летелье, выхлопотали королевскiе указы и папскiя буллы, совершенно истребившiя янсенизмъ во Францiи; но публика уже не по-прежнему вѣрила въ мораль и правила iезуитовъ. Впрочемъ, въ половинѣ XVIII вѣка iезуитскiй орденъ считалъ у себя 24 профессiальныхъ дома, 669 коллегiй, 176 семинарiй, 61 новицiатъ, 335 резиденцiй, 273 миссiи въ протестантскихъ и языческихъ странахъ, и до 22,600 членовъ всякихъ степеней, изъ которыхъ половина были священниками. Торговля, которою занимался орденъ, видя въ ней источникъ обогащенiя, приготовила его паденiе. Въ 1743 г. iезуитъ Лавалеттъ, чтобы поправить дѣла iезуитской коллегiи на Мартиникѣ, завелъ тамъ торговую контору, которая завладѣла почти всѣмъ сборомъ произведенiй Вестъ-индскихъ острововъ. Англичане захватили 2 корабля, посланные этою конторою купеческому дому Леонси въ Марсель; iезуиты отказались вознаградить убытокъ торговаго дома  послѣдовалъ процессъ, и всѣ инстанцiи приговорили орденъ къ уплатѣ 2 мил. убытка. Генералъ ихъ, Риччи, на требованiе перемѣны разныхъ злоупотребленiй, обнаружившихся при этомъ случаѣ, отвѣчалъ: «Sint, ut sunt, aut non sint* Тогда, не взирая на твердую защиту iезуитовъ Климентомъ XIII, королевскiй указъ изгналъ ихъ изъ Францiи и въ 1767 году они были тамъ совершенно уничтожены. Испанскiе iезуиты завели въ XVI столѣтiи прибыльную торговую колонiю въ Парагваѣ и основали тамъ формальное государство, которое, хотя по имени принадлежало Испанiи, но на дѣлѣ было совершенно независимо. Тамъ они правили кротко и миролюбиво, просвѣщали туземцевъ и обратили ихъ въ христiанство. Въ 1750 г. Испанiя уступила по договору Португалiи 7 приходовъ Парагвая; iезуиты не признавали договора и съ 14,000 чел. войска противились португальскимъ войскамъ. Договоръ черезъ это не состоялся, но iезуиты были изгнаны изъ Бразилiи португальскимъ правительствомъ. Въ 1758 г. послѣдовало покушенiе на жизнь короля Iосифа. Многiя обстоятельства наводили подозрѣнiя на королевскаго духовника, Малагриду; iезуиты попали въ процессъ: Малагрида былъ сожженъ, а орденъ изгнанъ изъ Португалiи въ 1759 г. Изъ Испанiи iезуиты также были изгнаны, по совѣту Аранды, будто-бы за найденныя въ 1767 г. въ iезуитскихъ коллегiяхъ преступныя бумаги, которыя называли короля незаконнорожденнымъ и не имѣющимъ права на престолъ. Въ то же время орденъ былъ закрытъ въ Неаполѣ, въ Пармѣ и на Мальтѣ. Бурбонскiе дворы тщетно требовали отъ папы Климента XIII совершеннаго уничтоженiя ордена. Въ 1766 г. Климентъ XIII умеръ. Климентъ XIV, хотя, сначала объявилъ iезуитскiй орденъ неприкосновеннымъ, но по настоянiямъ Португалiи и Испанiи, наконецъ, 21 iюля 1773 г. издалъ буллу: Dominus redemptor noster*, уничтожавшую орденъ во всѣхъ христiанскихъ государствахъ. Вскорѣ послѣ того онъ умеръ, въ 1774 г., по общему мнѣнiю отравленный iезуитами. Между-тѣмъ iезуиты давно уже прибрали въ безопасное мѣсто свои акты, капиталы и проч. Въ Пруссiи Фридрихъ II не уничтожалъ ордена, но велѣлъ iезуитамъ носить обыкновенное платье, ограничить дѣятельность однимъ воспитанiемъ и называться священниками королевскаго учебнаго института. Фридрихъ Вильгельмъ II уничтожилъ институтъ; тогда iезуиты прибѣгли подъ покровитепьство Россiи, гдѣ императрица Екатерина II дозволила имъ жить сначала въ польскихъ провинцiяхъ, потомъ и въ самой Россiи. Въ 1779 г. они даже учредили тутъ свой генералъ-викарiатъ. Говорятъ, что въ то время было внѣ Италiи еще 9,000 iезуитовъ, подъ начальствомъ неизвѣстнаго генерала, и что они дѣйствовали очень сильно на европейскiя дѣла посредствомъ усилившихся тогда тайныхъ обществъ и орденовъ. Было много и явныхъ попытокъ возобновленiя iезуитовъ, подъ другими названiями и въ измѣненномъ видѣ. Папа Пiй VII, 14 авг. 1814 г., буллою: «Sollicitudo omnium»**, возстановилъ орденъ iезуитовъ. Въ Испанiи Фердинандъ VII возвратилъ имъ всѣ прежнiя имѣнiя ордена; въ Неаполѣ и Сардинiи они также нашли себѣ благосклонное покровительство, и съ 1818 г. водворились въ швейцарскомъ кантонѣ Фрейбургѣ. Указомъ 1 янв. 1817 г., они были удалены изъ столицъ Россiи, а указомъ 25 марта 1820 г. высланы изъ Россiи и Польши. Революцiя 1820 г. вторично изгнала ихъ изъ Испанiи, но въ 1823 г., орденъ былъ тамъ опять возстановленъ. Во Францiи при Бурбонахъ они дѣйствовали открыто; съ переворота 1830 г. дѣйствiя ихъ секретны. Въ концѣ 1846 г. они лишены права имѣть въ своемъ завѣдыванiи народное воспитанiе во Францiи. Въ Австрiи iезуиты, переѣхавшiе изъ Россiи, получили въ 1825 г. приказанiе оставить имперiю, однако въ Галицiи они были и доселѣ находятся открыто. Полагаютъ также не безъ основанiя, что пiаристы и лигорiане суть тѣ же iезуиты. Въ Швейцарiи iезуиты живутъ во многихъ католическихъ кантонахъ и имѣютъ коллегiю въ Фрейбургѣ.

 



* Отсылка редакции Словаря. (Примеч. ред.)

 * «к вящей славе Господа» (лат.).

** товарищи, спутники (лат.).

*** «Иезуиты мантии» (фр.).

* отец-настоятель, ректор (лат.).

* «Пусть будут, как они есть, или пусть не будут!» (лат.).

 * Господь наш спаситель (лат.).

** «Общая забота» (лат.).