ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

7 марта 1873 г.

       Просмотр файла в формате pdf

Многоуважаемый

Гнъ Редакторъ!

Обращаюсь въ Вашъ журналъ, какъ въ проводникъ безпристрастныхъ мнѣнiй и взглядовъ, дающiй на столбцахъ своихъ мѣсто каждому свободно высказываться. Въ 32 № Московскихъ Вѣдомостей были напечатаны мои замѣтки по Грекоболгарскому вопросу. Эти замѣтки вызвали воззраженiя1 со стороны г. Редактора Моск<овскихъ> Вѣд<омостей>, воззраженiя2 на которыя я счелъ своею обязанностью отвѣтить. Но по непонятнымъ мнѣ причинамъ г. Редакторъ не нашелъ возможнымъ напечатать мой отвѣтъ, и такимъ образомъ передъ своими читателями оставилъ за собою послѣднее слово по этому вопросу. Это вынуждаетъ меня покорнѣйше просить Васъ помѣстить въ Вашемъ журналѣ, прилагаемый при семъ отвѣтъ мой г. Редактору Моск<овскихъ> Вѣд<омостей> въ томъ самомъ видѣ, какъ онъ былъ ему переданъ отъ 15го февраля.

Прiимите увѣренiе въ моемъ совершенномъ къ Вамъ уваженiи.

Готовый къ услугамъ Вашимъ

Архимандритъ Григорiй

Палама,

Настоятель Староіерусалимскаго

въ Москвѣ Подворья.

7го Марта.

1873.

Москва. <л. 1>


Источник текста: НИОР РГБ. Ф. 93.II.7.65. Л. 1.

Из Москвы. <В Петербург.>

Упоминается: Гроссман 1935, 209; Описание, 443–444; ЛН, 83, 330; Летопись, II, 358.

Публикуется впервые по автографу.


Комментарии:

…по Грекоболгарскому вопросу. — Речь идет о давнем конфликте между Константинопольской патриархией и болгарским духовенством, страдавшим от греческого засилья. В 1870 г. турецкими властями (под юрисдикцией которых пребывала константинопольская церковь) был учрежден Болгарский экзархат. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация, когда основание церковной автономии было положено светской, к тому же мусульманской, властью. Конфликт еще более обострился. 11 мая 1872 г. Болгарский экзархат провозгласил независимость болгарской церкви. В ответ патриарх созвал поместный собор, который 16 сентября 1872 г. объявил болгар схизматиками, т. е. раскольниками (русская церковь не приняла этого определения).

…вызвали воззраженiя со стороны г. Редактора Моск<овскихъ> Вѣд<омостей>… — Имеется в виду М. Н. Катков (1817 или 1818–1887), редактировавший ежедневную газету «Московские Ведомости» в 1863–1887 гг. (до 1875 г. — совместно с П. М. Леонтьевым). Первое письмо о. Григория (Паламы) от 26 января 1873 г. было напечатано в «Московских Ведомостях» (1873. 5 февраля) вместе с ответом М. Н. Каткова, обратившего внимание на факт «національнаго порабощенія» болгар греками. Газета Каткова приняла сторону болгар, рассматривая проблему «съ политической, народной и свѣтской точекъ зрѣнія» (Гр. 1873. № 12. С. 378). Новое письмо о. Григория (Паламы), с разъяснением канонической точки зрения Катков печатать отказался, поэтому архимандрит и обратился к Достоевскому.

…помѣстить въ Вашемъ журналѣ, прилагаемый при семъ отвѣтъ… — Присланная с письмом статья о. Григория (Паламы), снабженная примечаниями редактора, была помещена в №№ 12–14 «Гражданина» (Еще о болгарскомъ вопросѣ // Гр. 1873. 19 Марта. С. 378–381; 26 Марта. С. 397–400; 2 Апрѣля. С. 444–449); примечание Достоевского, оговаривающее взгляд редакции «Гражданина» на данный вопрос, — в № 12, его же примечание к окончанию публикации о. Григория (Паламы), выражающее солидарность с отрицательным мнением автора о журнале «Православное Обозрение» и помещенной в нем статье «Еще о греко-болгарском вопросе (Письмо в редакцию)» (Православное Обозрѣніе. 1872. № 11. С. 625–642; подпись: Православный Русскій), — в № 14 «Гражданина» (с. 378, 448; ср.: Д30, 21, 274–275, 277, 528–530). Восприняв в конфликте «всеславян» и греков славянофильскую точку зрения на греков, как на врагов славян и народ, являющий собой «пример гордости духовной», Достоевский, тем не менее, в оценке определения Константинопольского собора был на стороне греков, считая, что болгары, поставив национальный вопрос выше церковного, исказили христианство и отнеслись к православию, как к вещи второстепенной (позднее этот взгляд отразился в мартовском номере «Дневника Писателя» 1877 г.). Именно с этой позиции он предоставил в журнале место сочувственной к грекам статье о. Григория (Паламы) и отказал месяцем ранее в печатании речи М. П. Погодина в московском Славянском благотворительном комитете, поскольку последний был не согласен с постановлениями Собора (см.: Д30, 23, 377–378). Ранее, в 1872 г., о греко-болгарском вопросе в «Гражданине» писал Т. И. Филиппов, приняв сторону патриарха как радеющего о церковном единстве (см.: Филипповъ Т. Опредѣленіе константинопольскаго собора по вопросу о болгарскомъ экзархатѣ // Гр. 1872. №№ 23, 24, 26, 27); «Гражданин» в данном вопросе, как и в вопросе о старообрядческом единоверии, стоял за соборное решение — именно на эти статьи ссылалось примечание редакции журнала, предваряющее публикацию статьи о. Григория (Паламы): «Взглядъ “Гражданина” на греко-болгарскій вопросъ извѣстенъ обществу…» (Гр. 1873. № 12. С. 378).

…въ томъ самомъ видѣ, какъ онъ былъ ему переданъ отъ 15го февраля. — В примечании редакции журнала к началу публикации было сказано: «Статья о. архимандрита Григорія Паламы предназначалась для “Московскихъ Вѣдомостей”. Этимъ объясняется и ея настоящая форма <…> которой мы не коснулись. Впрочемъ мы не коснулись и самого содержанія статьи и предлагаемъ ее своимъ читателямъ безъ всякихъ съ своей стороны примѣчаній» (Гр. 1873. № 12. С. 378).

1 - Так в подлиннике.

2 - Так в подлиннике.