ГЕРЦЕН Александр Иванович (псевд. Ис­кандер) [25.3(6.4). 1812, Москва – 21.1. 1870, Париж; похоронен в Ницце], рус. писатель, мыслитель, обществ, деятель. Внебрачный сын помещика И. А. Яков­лева и немки Л. Гааг; фамилия при­думана отцом (от нем. Herz – серд­це). Личный дворя­нин с 1840. Окон­чил физико-математич. отделение философского ф-та Моск. ун-та (1833). В период учёбы во­круг Г. и его близ­кого друга Н. П. Огарёва (познако­мились ок. 1823; в 1826 или 1827 на Во­робьёвых горах, близ Москвы, дали клятву «отомстить казнённых» декабри­стов) сложился кружок вольномысля­щей молодёжи, увлекавшейся социалистич. идеями К. Сен-Симона и Ш. Фу­рье. Дебютировал в печати переводами и рефератами книг по естествознанию (1829). В 1834 арестован по делу «о ли­цах, певших в Москве пасквильные пес­ни» (следствие пришло к выводу, что он «смелый вольнодумец»), в 1835 сослан в провинцию (Пермь, Вятка, Владимир), где находился на гос. службе. Первое оригинальное опубликованное произве­дение – очерк «Гофман» (1836). После снятия полицейского надзора (1839) жил в Москве, затем в С.-Петербурге. Первое худож. произведение Г. – авто-биографич. повесть «Записки одного молодого человека» (1840–41). Совет­ник Новгородского губернского правле­ния (1841–42), затем в отставке, посе­лился в Москве. С 1840 сотрудничал в ж. «Отечественные записки», оказал большое влияние на В. Г. Белинского. Присущее Г. в 1830-е гг. романтиче­ское умонастроение (безоговорочная ве­ра в «строгую последовательность и от­чётливость провидения») отражено в его переписке с будущей женой – Н. А. За­харьиной. В этот же период прояви­лось и особое внимание Г. к перелом­ным, катастрофич. событиям в обществ, истории и в жизни природы (филос. эс­се «О месте человека в природе», 1832; диалог «Из римских сцен», 1838, и др.). В 1840-е гг. Г. пережил духовный кри­зис. Личный жизненный опыт убедил его в трагичности судьбы человека, бессильного перед угрозами природных, социальных и семейных катаклизмов, а также неуправляемых сил его собств. естества (цикл статей «Капризы и раз­думье», 1843–47, и др.). В дневниках Г. 1842–45 человек предстаёт как суще­ство, фатально зависимое от случая и обречённое на роль пассивного зрителя. Спасительный выход Г. искал, в духе учений Г. Ф. В. Гегеля и Л. Фейербаха, в преодолении пропасти между безус­ловно-незыблемой сферой всеобщего и изменчивой сферой личного, достигае­мом благодаря сближению философии и жизни (цикл статей «Дилетантизм в науке», 1843; «Письма об изучении при­роды», 1845–46). Теоретико-филос. раз­мышления Г. нашли преломление в его худож. творчестве, которому присуще ярко выраженное публицистич. начало. В романе «Кто виноват?» (1846–47) Г. предпринял худож. анализ семейной ка­тастрофы, учитывая, помимо социальной детерминации, сложное сочетание внеш­ней случайности обстоятельств, внутрен­ней случайности чувств, а также готов­ность человека противостоять этим слу­чайностям. В повести «Доктор Крупов» (1847) история и социум представлены «с точки зрения патологии», как явле­ния, не подчиняющиеся законам разума.

В 1847 Г. выехал с семьёй за границу, жил во Франции, Италии, Швейцарии. В 1850 Г. отказался вернуться в Рос­сию, в 1851 Сенат постановил считать Г. «изгнанником навсегда из пределов государства», он был лишён дворянства. С 1852 – в Лондоне. Свою эмиграцию Г. считал вынужденным, но необходи­мым шагом, спасшим его человеческое достоинство в политич., социальном и личностном измерениях. Поражение ев-роп. революций 1848–49 привело Г. к разочарованию в западной цивилизации; в этот же период он пережил глубокий разлад в семейных отношениях. Разрыв «с всемирным, с всеобщим, с человече­ством» нашёл всестороннее освещение в его кн. «С того берега» (1847–50), в которой он наметил путь преодоления «душевной драмы»: утверждение само­достаточности каждой отдельной лич­ности и каждой историч. эпохи, являю­щихся одновременно «звеном в цепи и кольцом для себя». Мысль о том, что история и природа не знают прямоли­нейного развития, а значит – и строгой детерминации, позволила Г. отнестись к случаю как к неотъемлемому свойст­ву универсума и непременному условию реализации разнообразных возможностей. Осуществляя эти возможности и тем самым сознательно выстраивая свою биографию, человек должен прожить жизнь, не случайную для истории и для самого себя, – в этом главный пафос кн. «Былое и думы» (1852–68), монумен­тальных мемуаров с чертами исповеди.

В 1853 в Лондоне основал Вольную рус. типографию, в 1855–68 издавал в ней альм. «Полярная звезда», в 1857–1867 совм. с Н. П. Огарёвым – газ. «Колокол», которые широко распространя­лись в России. В политич. работах Г. получила новое осмысление центральная для него проблема личности: Россия и Европа предстают как своего рода гло­бальные историч. индивидуальности. От­казавшись во многом от западнических идей, Г. разработал теорию «русского социализма» (кн. «О развитии револю­ционных идей в России», вышла в 1851 на франц. и нем. языках, рус. пер. 1861; ст. «Русский народ и социализм», 1861, и др.), которая впоследствии стала теоретич. основой народничества. Считал, что Россия, в отличие от Европы, су­мела сохранить в себе здоровое само­бытное начало – крестьянскую общи­ну, которая, при условии освобождения крестьян от крепостной зависимости и наделения их землёй, а также децентра­лизации гос. управления, может стать основой социалистич. преобразований. К историко-филос. и политич. пробле­мам Г. обращался также в циклах ста­тей «Концы и начала» (1862–63), «Пись­ма к путешественнику» (1865), «Пись­ма к будущему другу» (1864–66) и др. В нач. 1860-х гг. содействовал созда­нию тайного революц. об-ва «Земля и воля» 1860-х гг., выступил в поддержку Польского восстания 186364. Вместе с тем в письмах «К старому товарищу» (опубл. посм, в 1870), адресованных М. А. Бакунину, критиковал крайности революц. террора как средства политич. борьбы, полагая, что «нельзя людей ос­вобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри».

Соч.: Собр. соч.: В 30 т. М., 1954-1966.

Лит.: Шпет Г. Г. Философское мировоззре­ние Герцена. П., 1921; Гинзбург Л. Я. «Бы­лое и думы» Герцена. М., 1957; Володин А. И. Герцен. М., 1970; Летопись жизни и творче­ства А. И. Герцена, 18121870. М, 19761990. Т. 1-5; Гурвич-Лищинер С. Творчество Гер­цена в развитии русского реализма середины XIX в. М., 1994; Туниманов В. А. А. И. Гер­цен и русская общественно-литературная мысль XIX в. СПб., 1994; Хестанов Р. А. Герцен: импровизация против доктрины. М., 2001; Эйдельман Н. Я. Свободное слово Герцена. М., 2003; Савинков С. В. Творчест­во А. И. Герцена: философия и поэтика (18301840-е гг.). Воронеж, 2005.

С. В. Савинков.

 


БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

М., Научное издательство "Большая российская энциклопедия", 2007, , с.22