ГЕРЦЕН Александр Иванович
(псевд. Искандер) [25.3(6.4). 1812, Москва – 21.1. 1870, Париж; похоронен в
Ницце], рус. писатель, мыслитель, обществ, деятель. Внебрачный сын помещика И.
А. Яковлева и немки Л. Гааг; фамилия придумана отцом (от нем. Herz
– сердце). Личный дворянин с 1840. Окончил физико-математич. отделение
философского ф-та Моск. ун-та (1833). В период учёбы вокруг Г. и его близкого
друга Н. П. Огарёва (познакомились ок. 1823; в 1826 или 1827 на Воробьёвых
горах, близ Москвы, дали клятву «отомстить казнённых» декабристов) сложился
кружок вольномыслящей молодёжи, увлекавшейся социалистич. идеями К. Сен-Симона
и Ш. Фурье. Дебютировал в печати переводами и рефератами книг по
естествознанию (1829). В 1834 арестован по делу «о лицах, певших в Москве
пасквильные песни» (следствие пришло к выводу, что он «смелый вольнодумец»), в
1835 сослан в провинцию (Пермь, Вятка, Владимир), где находился на гос. службе.
Первое оригинальное опубликованное произведение – очерк «Гофман» (1836). После
снятия полицейского надзора (1839) жил в Москве, затем в С.-Петербурге. Первое
худож. произведение Г. – авто-биографич. повесть «Записки одного молодого
человека» (1840–41). Советник Новгородского губернского правления (1841–42),
затем в отставке, поселился в Москве. С 1840 сотрудничал в ж. «Отечественные
записки», оказал большое влияние на В. Г. Белинского. Присущее Г. в
1830-е гг. романтическое умонастроение (безоговорочная вера в «строгую
последовательность и отчётливость провидения») отражено в его переписке с
будущей женой – Н. А. Захарьиной. В этот же период проявилось и особое
внимание Г. к переломным, катастрофич. событиям в обществ, истории и в жизни
природы (филос. эссе «О месте человека в природе», 1832; диалог «Из римских
сцен», 1838, и др.). В 1840-е гг. Г. пережил духовный кризис. Личный жизненный
опыт убедил его в трагичности судьбы человека, бессильного перед угрозами
природных, социальных и семейных катаклизмов, а также неуправляемых сил его собств.
естества (цикл статей «Капризы и раздумье», 1843–47, и др.). В дневниках Г.
1842–45 человек предстаёт как существо, фатально зависимое от случая и
обречённое на роль пассивного зрителя. Спасительный выход Г. искал, в духе
учений Г. Ф. В. Гегеля и Л. Фейербаха, в преодолении пропасти
между безусловно-незыблемой сферой всеобщего и изменчивой сферой личного,
достигаемом благодаря сближению философии и жизни (цикл статей «Дилетантизм в
науке», 1843; «Письма об изучении природы», 1845–46). Теоретико-филос. размышления
Г. нашли преломление в его худож. творчестве, которому присуще ярко выраженное
публицистич. начало. В романе «Кто виноват?» (1846–47) Г. предпринял худож.
анализ семейной катастрофы, учитывая, помимо социальной детерминации, сложное
сочетание внешней случайности обстоятельств, внутренней случайности чувств, а
также готовность человека противостоять этим случайностям. В повести «Доктор
Крупов» (1847) история и социум представлены «с точки зрения патологии», как
явления, не подчиняющиеся законам разума.
В
В
1853 в Лондоне основал Вольную рус. типографию, в 1855–68 издавал в ней альм. «Полярная
звезда», в 1857–1867 совм. с Н. П. Огарёвым – газ. «Колокол», которые
широко распространялись в России. В политич. работах Г. получила новое
осмысление центральная для него проблема личности: Россия и Европа предстают
как своего рода глобальные историч. индивидуальности. Отказавшись во многом
от западнических идей, Г. разработал теорию «русского социализма» (кн. «О
развитии революционных идей в России», вышла в 1851 на франц. и нем. языках,
рус. пер. 1861; ст. «Русский народ и социализм», 1861, и др.), которая
впоследствии стала теоретич. основой народничества. Считал, что Россия,
в отличие от Европы, сумела сохранить в себе здоровое самобытное начало –
крестьянскую общину, которая, при условии освобождения крестьян от
крепостной зависимости и наделения их землёй, а также децентрализации гос.
управления, может стать основой социалистич. преобразований. К историко-филос.
и политич. проблемам Г. обращался также в циклах статей «Концы и начала»
(1862–63), «Письма к путешественнику» (1865), «Письма к будущему другу»
(1864–66) и др. В нач. 1860-х гг. содействовал созданию тайного революц. об-ва
«Земля и воля» 1860-х гг., выступил в поддержку Польского восстания
1863–64. Вместе с тем в письмах «К старому товарищу» (опубл. посм, в
1870), адресованных М. А. Бакунину, критиковал крайности революц.
террора как средства политич. борьбы, полагая, что «нельзя людей освобождать в
наружной жизни больше, чем они освобождены внутри».
Соч.:
Собр. соч.: В 30 т. М., 1954-1966.
Лит.:
Шпет Г. Г. Философское мировоззрение Герцена. П., 1921; Гинзбург
Л. Я. «Былое и думы» Герцена. М., 1957; Володин А. И. Герцен.
М., 1970; Летопись жизни и творчества А. И. Герцена, 1812–1870. М, 1976–1990. Т. 1-5; Гурвич-Лищинер С. Творчество Герцена в развитии русского реализма середины XIX в. М., 1994; Туниманов
В. А. А. И. Герцен и русская общественно-литературная мысль XIX
в. СПб., 1994; Хестанов Р. А.
Герцен: импровизация против доктрины. М.,
2001; Эйдельман Н. Я. Свободное слово Герцена. М., 2003; Савинков С. В. Творчество А. И. Герцена: философия и поэтика (1830–1840-е
гг.). Воронеж, 2005.
С. В.
Савинков.
БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
М., Научное издательство "Большая
российская энциклопедия", 2007, , с.22