16 /къ другому лицу/

N. N.

Пущенное вами письмо я получилъ и прочиталъ, въ коемъ пишете, что жѣлаете личнаго со мною свиданія. Я на сіе въ отвѣтѣ вамъ не скажу ничего, а какъ вамъ Богъ возвѣститъ и Его святая Воля воспослѣдуетъ – когда вамъ и мнѣ будетъ полезно – то всячески устроитъ. Хотя и запрещеніе есть отъ Высшей власти ко мнѣ въ келлію женщинамъ не ходить; но нѣкоторые съ вѣрою и упованіемъ на Премилосердаго Господа пріѣзжаютъ и свои жѣланія и пользу получаютъ – и со утѣшеніемъ отъѣзжаютъ. А какъ вы изъясняетѣ свои чувства и пишите, что чувствуете великую любовь къ Премилосердому Господу и оная столь велика, что чтобы вы ни дѣлали вся вамъ кажется малымъ и Его Милосердію недостаточно; и оговариваетесь, что и не хотѣли бы сего говорить, но понудило васъ къ сему ваше намѣреніе выразить предъ моейю худостію всѣ свои дѣянія и чувства. Но Святые Отцы запрещаютъ всячески, дабы не было въ сеѣ воображеніе, и такове высокое, что любовь ваша велика къ Богу и неорганичена; но помнить должно апостольское завѣщаніе*: не высокая мудрствовати ко смиренными вести себя». А какъ намъ съ тобою* въ мірѣ эивузимъ и самимъ собою руководствующимся нельзя сказать по справедливости, что будто имѣемъ что либо благое, а только развѣ одно мечтаніе онаго, то только по мнѣнію нашему о самихъ себѣ намъ и представляется что имѣемъ будто бы великую любовь къ Богу; между тѣмъ, какъ совершенная любовь, яко нѣкая награда, даруется по свершеніи всѣхъ добродѣтелей и сотвореніи всѣхъ Заповѣдей Господнихъ. Да и тѣмъ Богочеловѣкъ Спаситель нашъ Iисусъ Христосъ

Христосъ заповѣдываетъ въ Святомъ Своемъ Евангеліи тако: «аще и вся повелѣнная вамъ сотворите глаголите яко неключимы есмы».

Когда же повѣлевается по сотвореніи заповѣдей и по совершеніи всѣхъ добродѣтелей – смиренно-мудрствовати, то есть неключимыми, себя именовать, то отѣкъ уже и нечего говорить, которыя и ихъ неисполняютъ… недостойный вашъ богомолецъ многогрѣшный Iеросхимонахъ Левъ.

 



* Римл. Гл. 12, ст. 3.

 

** Старецъ нерѣдко въ письмахъ своихъ къ лицамъ достойнымъ уваженія употребляетъ мѣстноимѣніе ты вмѣсто вы. Это происходило отъ крайнѣй святой простоты его и нелицепріятія. Примѣч.