2. [к другому лицу]

Напеч. Къ Мірск.Особ – 51-е письмо.

N. N.

Писаніемъ вашимъ отъ 24-го числа сего октя. съ людьми вашими присланнымъ изъявляете моей худости извѣстную мнѣ вашу слабости, отъ коей не только не воздержались, но… еще видите въ себѣ усилившеюся болѣе, — по случаю извѣстному…

Жѣлая найти успокоеніе совѣсти: терзающей ваше сердце — … дѣлаете заключенія свои по вашему понятію, приводя изъ Вѣтхаго и Новаго Завѣтовъ тексты Священнаго Писанія и — … теченіе естественнаго закона. Однакожь, ни въ чемъ ненаходите себѣ успокоенія и могли бы прійти въ отчаяніе если бъ ни словà Св. Апостола Павла, что самая Вѣра и добродѣтели — не отъ насъ, но даръ Божій. Итакъ вы припадаетѣ къ Господу съ покаяніемъ и прошеніемъ побѣдить въ васъ все противное, воскресить или возродить въ васъ новаго духовнаго человѣка; въ чемъ однако жъ просите моего наставленія и вразумленія.

Хотя я чувствую слабость своего здоровья и лишеніе себя въ написаніи вамъ отвѣта, но такъ какъ вижу вѣру вашу ко мнѣ убогому – понуждаю себя сіе вамъ писать жѣлая, какъ мнѣнія ваши обратить къ истинѣ, такъ и указать средство — гдѣ, и какъ, искать исцѣленія болѣзнующей душѣ вашей. —

— Истинно и несомнѣнно то, что грѣшнику, ощутавшему свои грѣхи и біемому отъ угрызенія совѣсти должно искать прощенія и исцѣленія язвъ своихъ у Милосердаго нашего Спасителя, Искупившаго насъ Крестною Смертію: пролитіемъ Пречистой Крови Своей, — принесшаго Себя Богу Отцу въ жертву о грѣхахъ нашихъ. Но Онъ, совершая Дѣло спасенія нашего, даровалъ намъ Божественное свое ученіе, основалъ на земли Церковь, установилъ Св. Таинства, поставилъ Пастирей и Учителей Церковныхъ, и, посылая ихъ Святымъ Апостоламъ сказалъ: «шедшее научите вся языки крестящее ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа: блюсти вся елика заповѣдяхъ вамъ: иже Вѣру иметь и керстится спасенъ будетъ, а иже не иметь Вѣры осужденъ будетъ». И, прежде сего: «слушаяй васъ — Мене слушаетъ, и отметаяйся васъ — Мене отметается и, пославшаго Мя, Отца»; и: «…аще преслушаетъ Церковь — буди тебѣ яко язычникъ и мытарь»; … «аще свяжете на земли — будутъ связаны на Небеси, и аще разрѣшите на Земли — будутъ разрѣшени на Небеси». Всѣ сіи слова относятся, какъ до Святыхъ Апостоловъ, такъ и до пріемниковъ ихъ — Церковныхъ Пастырей и Учителей; даже до сего времени Церковь, въ своемъ основаніи пребудетъ всегда тверда и «врата адовы неодолѣютъ ее». Впослѣдствіи – какія сдѣланы установленія въ учрежденіи Святой Церкви, какъ Св. Апостолами, такъ и Вселенскимя Соборами, Пастырями и учителями Церковными, - по вышеписаннымъ Заподведямъ Божіимъ должны мы почитать и хранить свято, повиноватся Учені Церкви, и Священнаго Писанія смыслъ неопредѣлять своимъ разумомъ; а — такъ, какъ Церковь оный приняла и опредѣлила; ибо Она Духомъ Святымъ все сіе дѣйствовала, имѣя Главу Церкви Самаго Христа. Отъ противнаго же сему — извѣстно какія произошли ереси, расколы и раздѣленія. Но мы, какъ Благодатію Божіею, находимся въ Истиной Православной, Соборной и Апостольской Церкви, — должны, благодаря Бога, повиноваться ей во всемъ, невнимая чуждымъ или своимъ мнѣніяиъ; а иначе – уже не можемъ имяновиться и быть сыны Церкви, но – противниками оной; за что нельзя избѣжать осужденія.

Вы, дѣлая свои заключенія, и основываясь на Священномъ Писаніи, - нигдѣ не предложили себѣ Заповѣди Божіей о повиновеніи Церкви, и къ Ней ни въ чемъ не относили своего умазаключенія, а прямо – сами полагали смыслъ Св. Писаію. Но во многомъ погрѣшили тѣ люди которые самомнительно установляли въ Церкви порядокъ (мнимый) и опредѣляли по свóему смыслъ Св. Писанія. Въ Богодухновенныхъ Пастыряхъ и Учителяхъ Церковныхъ Самъ Духъ Святый дѣйствовалъ — въ ихъ дѣлѣ…; но вы сего о себѣ сказать неможете, хотя и имѣете естественный науками просвѣщенный умъ — но не Благодать. Итакъ совѣтую вамъ, во всемъ повинуйтесь Церкви въ которой вы находитесь — Православной Восточной Грекоросіской. А дабы знать въ точности ея ученіе, прочтите «Православное Исповѣданіе Каѳолической и Апостольской Церкви Восточной», - которое уже въ 7-й разъ издали въ 1838-мъ году въ Москвѣ. Еще, помѣщено оно въ «Христіанскомъ Чтеніи» 1838 года въ Генварѣ месяцѣ; и, послѣ, особою статьею напечатенное подъ названіемъ «Царскія и Патріаршія Граматы» гдѣ «Посланіе Патріарховъ Восточной Каѳолической Церкви о Православной Вѣрѣ; также прочесть можете и, въ нынѣшнемъ году въ Iюлѣ и Августѣ Христіанскаго Чтенія помѣщенную, статью: «объ учрежденіи Господомъ Iисусомъ Христомъ на земли Церкви». —

Вы пишитѣ, что по слову Св. Апостола: (къ Ефес. главы 2й стихъ 8й): «вѣра и всѣ добродѣтели есть Даръ Божій», — плоды Духа Святаго; почему и опираетесь на сіе: — будто не отъ васъ зависитъ исполненіе добра. Прочтите толкованіе на сіе Св. Iоанна Златоустаго - : «вѣра, точно даръ Божій пришествіемъ Его намъ дарованный, но же отнято и самовластіе. Онъ удаляетъ отъ насъ то, чтобъ не похъвалились мы собою, и говоритъ: «Божій даръ – не отъ дѣлаъ – да никто же похвалится». А. далѣе говоритъ: «создании о Христѣ Iисусѣ на дѣла благая, яже прежде уготова Богъ да въ нихъ ходимъ»; симъ поставилъ въ обязанность не едину Вѣру но и добрыя дѣла». Имѣя же основаніемъ «даръ Божій — Вѣру» не можемъ похвалиться ни ею, ни исполненіемъ благихъ дѣлъ; ибо имѣемъ предваряющую насъ Благодать Божію — чрезъ совѣсть нашу зовущую насъ ко благому; и, когда самовластіе преклонится ко благому тогда паки Благодать помогаетъ; потому и есть: «еже хотѣти и дѣяти — о благоволеніи (отъ Бога)». Когда же Богъ зоветъ насъ чрезъ совѣсть ко благому, а самовластіе наше противится оному, то Богу, не нудя насъ, попущаетъ исполниться воли нашей: отчего помрачается умъ нашъ, изнемогаетъ произволеніе и – мы «творимъ дѣла неподобная» - «понеже же искусиша Бога имѣти въ разумѣ» - попусти ихъ Богъ дѣлати неподобная. Плоды же Духа Святаго даруются уже тѣмъ, которые стараются исполнять заповѣди Божіи.

Опять, вы приводитѣ стихи 31-й и 32-й, главы 5-й Евангелія Матѳія, совсѣмъ въ противномъ смыслѣ къ предледащему дѣлу о выдачѣ въ замужество… тамъ сказано о женѣ. Но въ… семъ дѣлъ есть одно только преступленіе; о которомъ надо болѣе ужасаться, нежели уважать законъ естества; потому, что онъ отъ грѣховнаго дѣйства, — въ противность 7й Заповѣди Божіей и Евангелію Матѳія, главы 19й, стиху 9му; а также и ученію Святаго Апостола Павла: [1е посланіе къ Коринѳянамъ, главы 6й стиху 9му; и къ Евреемъ, главѣ 13й, стиху 4му]… Безъ всякаго опасенія надобно стараться выдать въ замужство, дабы расторгнуть грѣховныя узы, связывающія вашу совѣсть; тогда вы будете свободнѣе и покаяніе ваше будетъ истинное, и дѣйствительнѣе. Ибо покаяніе тогда только истинно бываетъ – когда человѣкъ, возчувствуя грѣхи своя, коими прогнѣвалъ Создателя своего – оставляетъ грѣховное дѣйство, сожалѣетъ о грѣхахъ и раскаявается; а, послѣ уже сего, удостоивается Св. Причащенія Благодатію Христовою чрезъ разрѣшеніе священнослужителемъ церкви. А когда – не оставляетъ грѣха, хотя и кается, то сіе ни есть покаяніе, но — опасное чрезмѣрное и даже безразсудное упованіе на Благость Божію; которое, также, какъ и отчаяніе — въ равной мѣрѣ судится предъ Богомъ. —

Вы видитѣ что носите на себѣ печать Наказанія Божія отведеніемъ, такъ сказать, въ грѣховный плѣнъ сердца Вашего и помраченіемъ смысла: потому что и самое Писаніе Святое толкуете не въ свою пользу, а во вредъ себѣ; и — нѣкоторымъ образомъ поставляетѣ Бога виновникомъ - яко бы недавшаго вамъ дара къ дѣланію угоднаго Ему.

Вспомнитѣ ваши лѣта: можетъ быть уже къ вечеру склонился день вашъ, к тому же – и неизвѣстность кончины!.. И – дабы еще болѣе не помрачать себя и не остаться въ плѣну и узахъ грѣха, зовущу васъ Богу біеніемъ совѣсти: [я знаю, что она вамъ мира и покоя не даетъ]: покажите самовластіе вашего благаго произволенія, оставьте … и просите Божіей Помощи, которая очень нужна вамъ. Тогда и разрѣшеніе получите; а безъ того оное послужитъ вамъ вящшимъ поводомъ ко грѣху. —

Я вспомянулъ вамъ о наказаніяхъ духовныхъ постигшихъ васъ, но — опасайтесь и иныхъ, въ коихъ является Правосудіе Божіе, — когда человѣкъ волею неоставляетъ чего вредящаго его, то и неволею Богъ принудитъ…

Повинитесь во всемъ Церкви и Богодухновеннымъ Учителямъ Ея; а не своему разуму; можетъ быть нѣтъ ли сего въ васъ, что не имѣете особеннаго къ себѣ вниманія, не считая должнымъ держаться во всемъ Постановленій Церкви и разсуждаетѣ все своимъ разумомъ? Что можно отнести къ гордости; и – за что попущено вамъ отведеннымъ быть въ плѣнъ… Смиритесь же во всемъ предъ Богомъ и людьми…, на которое смиреніе призритъ Премилосердый Господь и избавитъ васъ отъ сего плѣна и даруетъ прощеніе грѣховъ.

Предлагая вамъ сей мой совѣтъ, молю Господа: да дастъ Онъ вамъ чувство и силу къ исправленію себя и къ принесенію истиннаго покаянія нужнаго для Вѣчности. И при пожѣланіи Вамъ мира<,> здравія и спасенія съ нижайшимъ моимъ почтеніемъ пребыть честь имѣю — вашъ недостойный богомолецъ Iеросхимонахъ Левъ.

Предлагаю прочесть слѣдующую выписку: [изъ Поученій Преосвященнаго Иліи Минятія; см.: Субботу Первую Вел. Поста]: «Христіанине! Хотящій причаститися — неприближайся сѣмо, не приступай: развяжи прежде, связывающія твою душу, узы грѣховъ своихъ — истинною Исповѣдію; во враждѣ ли ты съ кѣмъ – развяжи прежде узелъ вражды и примирися съ ближнимъ твоимъ, обидѣлъ ли кого, укралъ ли отнялъ ли у кого что и имѣеши у себя чужую вещь – развяжи узелъ обиды и учини обиженному праведное возвращеніе; связался ли со блудницею, или съ прелюбодѣйцею, и жилъ во грѣхѣ, толикое время на общій соблазнь другимъ – развяжи узелъ плотскій и свободы плѣненную душу отъ рукъ діавольскихъ».

И паки во 2-й части «Добротолюбія» у Иноковъ Калиста и Игнатія главу 30-ю: «о поползновеніи и покаяніи». И Св. Исаакъ: [въ 9-мъ словѣ]: пишетъ шетъ: «Ни егда въ чесомъ поползнемся тогда да опечалимся; но егда пребудемъ въ томъ: поползновеніе бо множицею случается и совершеннымъ; а еже въ немъ пребыти — умерщвленіе есть совершенно. Иже упованіемъ покаяніе поползайся вторицею сей коварно ходитъ предъ Богомъ. Но сего невѣдомѣ нападаетъ смерть и не достизаетъ времене упованія своего: исполнити дѣла добродѣтели».

 

З.

NN.

Писаніе ваше я получилъ исправно.

Слава Премилосердному Господу Богу, что вы по пріобщеніи Св. Тайнамъ ощутили сердечное утѣшеніе – это Даръ Св. Духа. Жѣлаю вамъ всегда удостоиваться сей Благодати во спасеніе, и сохранять оную во всякой любви къ Богу и ближнему. Сіи двѣ Господни заповѣди т. е. имѣть любовь къ Богу и ко всякому человѣку – довольны къ спасенію всякаго Христіанина… недостойный богомолецъ Iеросхимонахъ Лев.